Рыбохозяйственный комплекс Каспийского моря и Прикаспия при незначительном удельном весе в общероссийских уловах (около 3,5 процента) дает более 70 процентов общероссийской добычи осетровых и более 60 процентов крупночастиковых рыб.
Более 60 процентов всех уловов в регионе приходится на Каспийское море, 37,7 процента - на пресноводные водоемы, 2 процента - на пруды товарного рыбоводства. Основные промыслы - анчоусовая килька и крупный частик, которые являются главными видами прироста уловов в последние годы. Уловы осетровых сохраняются на уровне 0,5 тыс. тонн.
Основная часть российских уловов приходится на Астраханскую область (88,2 процента), Республику Дагестан (10,8 процента) и Республику Калмыкия (1 процент).
В настоящее время на рыбоводных заводах Астраханской и Волгоградской областей производится около 70 млн. штук молоди осетровых, в других государствах Каспийского региона - 29 млн. штук. Необходимо увеличить производство молоди осетровых в искусственных условиях не менее чем на 120 млн. штук в год.
Выпуск молоди осетра и севрюги на действующем в Республике Дагестан Сулакском осетровом рыбоводном заводе в последние годы снизился.
Рыбохозяйственный фонд внутренних водоемов включает западно-подстепные ильмени дельты реки Волги общей площадью около 500 тыс. га. Примерно половина из них потеряла рыбохозяйственное значение в результате засоления. В то же время 60 тыс. га водоемов, прилегающих к реке Волге и ее рукавам, имеют большое значение как нерестовый фонд и нуждаются в особой охране. Повышение рыбохозяйственной значимости ильменей связано с проведением их мелиорации, с дноуглубительными работами на малых реках (Хордун, Бертюль, Бушма и т.д.), что может увеличить их рыбопродуктивность в 1,5-2 раза.
Согласно прогнозу улов на Каспии в 2010 году может составить 182,8 тыс. тонн. При этом преобладающая часть уловов будет приходиться на Астраханскую область (около 80 процентов), а удельный вес уловов в Республике Дагестан возрастет до 17 процентов, в Республике Калмыкия - до 3 процентов.
Особое значение в развитии рыбного хозяйства в бассейне Азовского моря должно иметь осетровое хозяйство. Промышленное производство молоди осетровых рыб в бассейне уже сейчас обеспечивает более 80 процентов уловов. Масштабы воспроизводства осетровых рыб в бассейне Азовского моря должны быть существенно расширены.
Вместе с тем искусственное воспроизводство не является альтернативой естественному. Для устойчивого формирования популяций разных видов осетровых и сохранения генофонда доля естественных производителей в стаде должна составлять не менее 20-30 процентов общей численности.
Для увеличения уловов осетровых требуется осуществление комплекса дорогостоящих рыбоводных мероприятий, а также улучшение состояния речного стока и моря. Большая часть мероприятий, выполнение которых предусмотрено Федеральной программой развития рыбного хозяйства России на период до 2000 года ("Рыба") за счет бюджетных средств, не реализована. Поэтому в Программу включены мероприятия по увеличению улова осетровых.
Важнейшими проблемами являются реабилитация Азовского моря, восстановление и повышение его рыбопродуктивности, рационального, экологически безопасного и экономически обоснованного использования его рыбных запасов, значительного биопродуктивного потенциала и рекреационных возможностей.
Главными направлениями при решении задач федерального значения в регионе являются:
развитие действующих и создание условий для строительства новых туристско-рекреационных и санаторно-курортных комплексов;
модернизация транспортной системы.
Развитие туристско-рекреационного комплекса
Одним из приоритетов Программы является обеспечение государственной поддержки рекреационного комплекса как одной из ведущих составляющих экономики юга России, создание условий для его конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.
С учетом имеющихся ресурсных предпосылок, специализации рекреационного комплекса и тенденций на рынке основным направлением является развитие разнообразных видов туризма (лечебного, оздоровительного, спортивного и др.).
Наличие в регионе протяженных морских побережий и уникальных горных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного туризма, в том числе в предгорных и горных зонах Северного Кавказа (включая развитие курортного комплекса в районе Красной Поляны). Развитие этого вида туризма предполагает реконструкцию всей сложившейся системы инфраструктуры (дорог, подъемников, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.).
Программой предусматривается дальнейшее развитие юга России как региона санаторно-курортного лечения. Целесообразность развития данного направления связана с возможностью использования уникальной бальнеологической базы, а также сложившейся сети разнопрофильных локальных санаторно-курортных комплексов, в совокупности насчитывающих более 80 тыс. мест. В стратегической перспективе санаторно-курортная база на юге России должна получить дальнейшее развитие. При этом определенное внимание уделяется реконструкции и развитию таких традиционных центров санаторно-курортного лечения, как Кавказские Минеральные Воды, Сочи, Нальчик, Каякент, Талги, Горячий Ключ и др.
Ландшафты Северного Кавказа (преимущественно его горной части) и его морские побережья перспективны для развития различных видов спортивного туризма, которое во многом сдерживается неудовлетворительным уровнем технической оснащенности поисково-спасательных служб и отсутствием необходимой инфраструктуры.
Регион благоприятен для развития делового туризма. Его центрами могут стать как наиболее развитые туристско-рекреационные ареалы (г. Сочи, Кавказские Минеральные Воды), так и важнейшие административные, хозяйственные и культурные центры (гг. Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар).
Юг России располагает обширным и разнообразным культурно-историческим потенциалом, представленным памятниками разных эпох, литературно-мемориальными и историко-культурными музеями, природоведческими объектами, что определяет перспективы для развития познавательных видов туризма.
Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса предусматривает реализацию имеющегося потенциала юга России как на традиционно привлекательных территориях (г. Сочи, Кавказские Минеральные Воды, Приэльбрусье и др.), так и на территориях, оказавшихся на периферии современных рекреационных потоков. В своей основе эта стратегия предусматривает выделение трех основных групп в соответствии с конкурентоспособностью на рынке туристических услуг, а также с инфраструктурными, экологическими и иными условиями.
К первой группе относятся наиболее привлекательные курорты Краснодарского и Ставропольского краев, Карачаево-Черкесской Республики и Кабардино-Балкарской Республики (гг. Сочи, Анапа, Туапсе, Геленджик, Кавказские Минеральные Воды, район Приэльбрусья, пос. Теберда, пос. Архыз, пос. Домбай и др.). Государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на реконструкцию и развитие инфраструктуры на этих территориях.
В частности, Программой предусматривается приоритетная государственная поддержка развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса особого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод, располагающего уникальной бальнеологической базой и мощной инфраструктурой, позволяющей обеспечить одновременный прием более 36 тыс. отдыхающих.
Вторая группа объединяет территории, недостаточно вовлеченные в туристско-рекреационную деятельность (Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, каспийское побережье и некоторые участки черноморского побережья и др.). Их освоение предполагает финансовую поддержку развития инфраструктуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Третья группа объединяет неконкурентоспособные из-за близости к очагам социально-политической нестабильности территории (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия - Алания). Необходимо прямое финансовое участие федерального центра в реконструкции и завершении ранее начатого строительства курортно-рекреационных объектов, которые в дальнейшем будут являться базой для развития рекреационного комплекса этих территорий.
Модернизация транспортной системы
Железнодорожный транспорт
Развитие на территории региона транспортного коридора на направлении Москва - Кочетовка - Лиски - Лихая - Ростов-на-Дону - Новороссийск (с ответвлением Кочетовка - Саратов - Волгоград - Астрахань - Самур) предусматривает:
увеличение пропускных и провозных возможностей железнодорожной магистрали;
обустройство пограничных переходов на железнодорожных станциях Успенская и Гуково.
Обеспечение внешнеторговых перевозок на направлении Волгоград - Котельниково - Тихорецкая - Краснодар (с ответвлениями на Новороссийск и Туапсе) предусматривает:
развитие Новороссийского и Туапсинского железнодорожных транспортных узлов и усиление подходов к ним в связи с ростом объема перевозок через порты;
электрификацию участка железной дороги Петров Вал - Волгоград - Котельниково.
Водный транспорт
Для обеспечения перевозки грузов через южные порты России предусматривается:
реконструкция и развитие перегрузочных комплексов в портах Новороссийск, Туапсе, Махачкала с увеличением пропускных способностей по наливным и сухим грузам на 45 млн. тонн;
строительство морского торгового порта Оля в Астраханской области и порта Лагань в Республике Калмыкия;
создание паромного сообщения на основе строительства железнодорожных паромных комплексов.
Автодорожная сеть
По территории региона проходят международные автодорожные коридоры, связывающие Азию с Европой, что создает перспективы для ускоренного развития торговли и туризма. Привлечение транзитных транспортных потоков на российские транспортные пути имеет важное значение для защиты национальных и экономических интересов России.
Автомагистрали "Дон" (Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск) и "Кавказ" (Москва - Волгоград - Астрахань - Махачкала - Баку) обеспечивают 70 процентов всех транзитных автомобильных грузо- и пассажиропотоков региона (включая транспортировку экспортно-импортных грузов в южные морские и устьевые порты Азово-Черноморского бассейна).
Главной целью дальнейшего развития сети автомобильных дорог юга России являются стабилизация социально-политической ситуации и подъем экономики региона. Достижение указанной цели должно быть обеспечено путем решения следующих основных задач по совершенствованию и развитию дорожной сети:
развитие национальных автодорожных коридоров, повышение технического уровня федеральных и территориальных автомобильных дорог путем их модернизации для обеспечения высокого уровня удобства и безопасности движения транспортных средств, реконструкция наиболее загруженных участков дорог на подходах к региональным центрам, их интеграция в европейскую и азиатскую системы международных автомобильных дорог;
содействие гармоничному развитию транспортной системы региона путем обеспечения подъезда к морским портам, важнейшим транспортным узлам, терминалам и другим объектам транспортной инфраструктуры.
В первую очередь планируются строительство и реконструкция участков дорог, имеющих низкую пропускную способность, высокий уровень загрузки и наибольший индекс доходности (коэффициент эффективности инвестиций), а также стратегическое значение для региона и Российской Федерации.
Для обеспечения бесперебойных межрегиональных связей юга России с государствами Закавказья - Арменией, Грузией и Азербайджаном предусматривается дальнейшее развитие автомобильной дороги от магистрали "Кавказ" (г. Беслан) через Нижний Ларс (Крестовый перевал), Алагир и Нижний Зарамаг (Рокский перевал) - проект "Южные ворота".
В Краснодарском крае предусматриваются строительство и реконструкция участков автодорог Краснодар - Джубга - Сочи, Павловская - Краснодар, Адлер - Красная Поляна, а также строительство тоннеля через Шаумяновский перевал, связывающего столицу Адыгеи - г. Майкоп с черноморским побережьем.
Продолжится развитие автодорожного маршрута Астрахань - Махачкала по территориям Астраханской области, Республики Калмыкия и Республики Дагестан, а также строительство мостового перехода через реку Волга в г. Волгоград.