Постановление Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N 310 "О внесении изменений и дополнений в федеральную целевую программу "Юг России" стр. 7

Программа направлена на обучение и подготовку кадров, совершенствование работы с военнослужащими, увольняемыми в запас, и другими категориями граждан, работающих в сфере малого и среднего предпринимательства, а также внедрение передовых технологий, использование финансовых механизмов на основе лизинга, микрокредитования, франчайзинга и системы кредитно-гарантийной поддержки малого предпринимательства.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)

НИОКР направлены на научно-техническое обеспечение реализации Программы, усиление роли науки и передовых технологий в экономическом и социальном развитии региона.
Основными направлениями исследований в рамках Программы являются:
оценка перспектив и возможностей для обеспечения эффективного социально-экономического развития юга России;
формирование научно-методической основы развития приоритетных отраслей экономики региона;
обеспечение экологической устойчивости региона;
разработка мер в области энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии.
Тематика НИОКР, реализуемых в рамках Программы, определяется ежегодно и включается в план НИОКР Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Региональные мероприятия, требующие государственной поддержки

В этот раздел включены региональные мероприятия по развитию:
связи и информатизации (улучшение телефонной связи, обеспечение устойчивого телевизионного вещания и внедрение интернет-технологий);
инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства;
социальной сферы.

Развитие инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства

Основными задачами развития инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, а также водохозяйственного комплекса на период до 2006 гoда являются:
обеспечение устойчивого развития экономики региона в условиях неравномерного распределения водных ресурсов и высокой паводковой активности;
разработка и реализация комплекса мероприятий по обеспечению населения качественной питьевой водой и защите от паводков населенных пунктов, сельхозугодий и других объектов;
формирование условий для наиболее эффективного использования водных ресурсов региона за счет их перераспределения;
строительство и реконструкция гидротехнических сооружений;
разработка и реализация комплекса природоохранных мероприятий, направленных на защиту и оздоровление водных экосистем;
реконструкция и развитие систем водозаборов, водопроводов, очистных сооружений и канализации;
развитие систем орошения и мелиорации почв для сохранения их плодородия;
реализация мероприятий по газификации населенных пунктов.

Развитие социальной сферы

Мероприятия по поддержке и развитию объектов здравоохранения в регионе предполагают улучшение медицинского обслуживания населения, завершение строительства и реконструкции функциональных лечебных учреждений: инфекционной больницы в Краснодарском крае, клинической больницы в Ставропольском крае, республиканской многопрофильной больницы в Республике Ингушетия, областной клинической больницы в Астраханской области, хирургического корпуса республиканской клинической больницы в Республике Дагестан, терапевтического корпуса областной клинической больницы в Волгоградской области.
Предусматривается развитие детских лечебных учреждений: строительство республиканских детских больниц в Республике Ингушетия, в Республике Адыгея и Волгоградской области, родильных домов в Республике Калмыкия и Ставропольском крае.
Строительство центра профессиональной медицинской реабилитации и содействия занятости инвалидов в Волгоградской области, реабилитационного центра для инвалидов в Республике Ингушетия, центра медицинской реабилитации, валеологии и спортивной медицины в Ростовской области позволит улучшить медицинское обслуживание инвалидов и пенсионеров.
Строительство, реконструкция и техническое оснащение учреждений Госсанэпиднадзора окажет положительное влияние на уровень эпидемиологического благополучия в регионе.
Реализация мероприятий, направленных на поддержку и развитие объектов образования, будет способствовать укреплению материально-технической базы образовательных учреждений и организаций региона, достижению современного уровня образования и воспитания подрастающего поколения, подготовки высококвалифицированных специалистов, улучшению научно-методического и организационного обеспечения учебного процесса. Особое внимание уделяется развитию сети сельских общеобразовательных школ.
Мероприятия в области культуры направлены на сохранение и развитие культуры народов региона, более эффективное использование накопленного культурного потенциала, поддержку всех форм народного творчества, укрепление материальной базы учреждений культуры.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем средств, необходимых для реализации программных мероприятий, составляет 104022,56 млн. рублей (в ценах соответствующих лет). Из них в 2002 году выделено за счет средств всех источников финансирования 22491,66 млн. рублей.
В 2003 - 2006 годах общий объем средств составляет 81530,9 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 15893,874 млн. рублей, из которых 9255,904 млн. рублей - целевые средства на реализацию Программы (капитальные вложения - 9139,82 млн. рублей, НИОКР - 19,384 млн. рублей, прочие расходы - 96,7 млн. рублей) и 6637,97 млн. рублей - средства федеральных органов исполнительной власти, выделяемые на выполнение мероприятий в рамках других программ, реализуемых в регионе.
Направляемые на реализацию Программы средства бюджетов субъектов Российской Федерации, расположенных в регионе, составляют 8392,866 млн. рублей.
Средства местных бюджетов составляют 1837,8 млн. рублей.
Внебюджетные источники составляют 55406,36 млн. рублей. Из них собственные средства предприятий - 23277,644 млн. рублей, прочие внебюджетные средства - 32128,716 млн. рублей.
Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей федерального бюджета.

5. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы предусматривает использование следующих форм и методов государственной поддержки и экономического стимулирования организаций-исполнителей:
стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов реализации структурной политики развития хозяйственного комплекса региона, его важнейших отраслевых и межотраслевых комплексов);
применение нормативных правовых актов, регулирующих отношения федеральных, региональных и отраслевых органов исполнительной власти, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий Программы.
В соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" выбор исполнителей программных мероприятий будет осуществляться на конкурсной основе. Среди поставщиков оборудования предпочтение будет оказано отечественным производителям.

6. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения

Формы и методы организации управления и контроля за ходом выполнения Программы определяются государственным заказчиком.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется дирекцией Программы, созданной государственным заказчиком.
Государственный заказчик вправе передавать на договорной основе участвующим в Программе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и дирекции Программы часть своих функций по утверждению проектно-сметной документации, проведению конкурсов по отбору исполнителей программных мероприятий (и заключению с ними государственных контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае невыполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации своих обязательств по софинансированию программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников финансирование этих мероприятий за счет средств федерального бюджета может быть приостановлено или прекращено.

7. Социально-экономическая эффективность реализации Программы

Результатом реализации Программы должны стать: