ОДМ. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (введены в действие распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-468-р) стр. 18

После планировки на одном месте экскаватор перемещают вдоль бровки откоса на 2 м и планируют очередной участок, перекрывая предыдущий на 30-50 см.
Излишки грунта, осыпавшиеся к подошве откоса в процессе планировки, разравнивают автогрейдером вдоль подошвы откоса.
2.8. Кюветы нарезают авто грейдером за 4 прохода по одному участку.
Срезанный грунт укладывают во временные отвалы, расположенные по краям земляного полотна; в дальнейшем он будет использован для устройства присыпных обочин.
Геометрические параметры кювета, нарезаемого автогрейдером ниже уровня разработки выемки, определены из условия равенства площади его поперечного сечения площади сечения присыпной обочины (рис. 9) с учетом коэффициента относительного уплотнения грунта.
После завершения строительства дорожной одежды и надвижки растительного грунта на внешние и внутренние откосы выемки и дно кюветов глубина канав составит 0,7 м (см. рис. 1).
Расчет объемов работ и потребных ресурсов приведен в табличной форме в соответствии с технологической последовательностью процессов (см. табл. 1).
Состав комплексной механизированной бригады определен из расчета оптимальной загрузки машин и механизмов (табл. 2).
Технология операционного контроля качества работ при разработке выемки приведена в табл. 3.
Таблица 2

Состав комплексной механизированной бригады

Машины
Профессия и разряд рабочего
Количество машин и коэффициент загрузки
Количество рабочих
Примечание
1. Основные земляные работы
Экскаватор ЭО-4225
Машинист VI разряда, V разряда
3 (1,0)
6
Автомобили- самосвалы КамАЗ-55111
Водитель
18(1,0)
18
Бульдозер ДЗ-171
Машинист VI разряда
1 (0,82)
1
Автогрейдер ДЗ-122
Машинист VI разряда
1 (0,84)
1
Каток на пневматических шинах ДУ-101
Машинист VI разряда
1 (0,64)
1
Экскаватор- планировщик гидравлический ЭО-3533
Машинист VI разряда, V разряда
1 (1,0)
2
Итого:
29
64
Примечание. Производительность механизированной бригады в смену составляет
V
ср 52210
q = ──── х п = ────── х 3 = 2340 м3/смену,
см M 66,9
где V - объем сосредоточенных земляных работ на объекте, м3;
ср
M - общая потребность в машино-сменах ведущего механизма
(экскаватора);
п - количество ведущих механизмов в составе бригады.
52210 м3:2340 м3/смену = 22,3 смен.
Таблица 3

Технология операционного контроля качества работ при возведении насыпи экскаваторами

Основные операции, подлежащие контролю
Состав контроля
Метод и средства контроля
Режим и объем контроля
Лицо, осуществляющее контроль
Предельные отклонения от норм контролируемых параметров
Где регистрируются результаты контроля
1
2
3
4
5
6
7
Снятие растительного слоя грунта
Толщина снимаемого слоя грунтаИнструментальный Измерительная линейка, визиркиПромеры не реже, чем через 100 м
Мастер
+- 20 % от проектной толщины
Общий журнал работ
Разработка грунта экскаватором
1. Отсутствие негабаритных камнейВизуальныйПостоянно
Мастер, лаборант
-
Общий журнал работ
2. Однородность грунта
Отсыпка грунта в насыпь автомобилями-самосвалами
ИнструментальныйПостоянно
Мастер
-
Общий журнал работ
1. Порядок и способ отсыпки1. Рулетка измерительная
2. Регулирование движения автомобилей по отсыпаемому слою2. Визирки
Разравнивание грунта в насыпи
1. Толщина слояИнструментальный1. Визирки1. Промеры не реже, чем через 100 м
Мастер, геодезист
1. -
Общий журнал работ
Журнал
технического нивелирования
2. Высотные отметки продольного профиля2. Нивелир, визирки2. Промеры не реже, чем через 100 м2. +- 50 мм от проектных значений высотных отметок
3. Расстояние между осью и бровкой земляного полотна3. Рулетка измерительная3. Промеры не реже, чем через 100 м3. +- 10 см от проектных значений ширины
4. Крутизна откосов4. Уклономер4. Промеры через 50 м4. Уменьшение крутизны до 10% от проектного значения
5. Поперечные уклоны5. Промеры через 50 м5. +- 0,010 от проектных значений поперечных уклонов
Уплотнение грунта в насыпи
ВизуальныйЛабораторныйМастер,лаборант
Общий журнал работ
Журнал пробного уплотнения грунта
Журнал контроля плотности земляного полотна
1 Режим уплотнения1. Метод режущего кольца1. Постоянно1. -
2. Влажность уплотняемого слоя2. Метод режущего кольца2. Не реже одного раза в смену2. см. табл. 2
3. Фактическая плотность грунта3. Не менее трех образцов (по оси зем- полотна и 1,5-2,0 м от бровки) не реже, чем через 50 м - для верхнего слоя, не реже, чем через 20 м - для нижних слоев3. Снижение плотности грунта на 4% от проектных значений до 10% определений, остальные результаты не ниже проектных значений
Планировка
верха земляного полотна и откосов
1. Высотные отметки продольного профиляИнструментальный1. Нивелир, визирки1. Промеры не реже, чем через 10 мМастер,геодезист1. +- 50 мм от проектных значений высотных отметок
Журнал технического нивелирования
Ведомость приемки земляного полотна
2. Расстояние между осью и бровкой земляного полотна2. Рулетка измерительная2. Промеры через 50 м2. +- 10 мм от проектных значений
3. Поперечные уклоны3. Уклономер3. Промеры не реже, чем через 100 м3. +- 0,010 от проектных значений
4. Ровность поверхности4. Нивелир, нивелирная рейка4. Промеры не реже, чем через 50 м в трех точках на поперечнике (по оси к бровкам)4. +- 50 мм от проектных значений
5. Крутизна откосов5. Уклономер5. Промеры через 50 м5. Уменьшение крутизны до 10% от проектного значения

3. Безопасность труда

Требования техники безопасности для одноковшовых экскаваторов являются общими и выполняются независимо от типа машин и вида сменного рабочего оборудования. Для работы экскаватор устанавливают на твердом, заранее спланированном основании (площадке) с уклоном, не превышающим допустимой величины, обусловленной техническим паспортом.
Для предупреждения опасности самопроизвольного смещения (откатывания) под гусеницы подкатывают инвентарные упоры.
Ожидающие погрузки транспортные средства должны находиться за пределами радиуса действия ковша экскаватора не ближе 5 м, становиться под погрузку и отъезжать после ее окончания только с разрешающего сигнала машиниста.
Погрузка в автотранспорт производится со стороны заднего или бокового борта.
При погрузке вязких грунтов в кузов автомобиля-самосвала вначале грузят сухой грунт. Для предотвращения поломок транспортных средств грунт высыпают с минимальной высоты, допускающей беспрепятственное открывание днища ковша, при этом грунт равномерно распределяют по кузову и следят, чтобы он не пересыпался через борта.
При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:
1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве.
2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
3. ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера (прицепного грейдера).
4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
6. ТОИ Р-218-25-94. Типовая инструкция по охране труда для машинистов одноковшовых гусеничных и пневмоколесных экскаваторов.
7. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с: ил.

Технологическая карта N 8

Геодезические работы при устройстве земляного полотна

1. Область применения

Технологическая карта разработана для производства геодезических работ при устройстве земляного полотна в зависимости от форм рельефа.

2. Технология и организация производства работ

2.1. Восстановление и закрепление трассы дороги
Восстановление трассы производится с целью закрепления на местности всех основных точек, определяющих положение проектной линии дороги. При этом руководствуются документами рабочего проекта: планом и профилем трассы, ведомостью прямых и кривых, схемой закрепления трассы. В состав работ по восстановлению трассы входят: