
После планировки на одном месте экскаватор перемещают вдоль бровки откоса на 2 м и планируют очередной участок, перекрывая предыдущий на 30-50 см.
Излишки грунта, осыпавшиеся к подошве откоса в процессе планировки, разравнивают автогрейдером вдоль подошвы откоса.
2.8. Кюветы нарезают авто грейдером за 4 прохода по одному участку.

Срезанный грунт укладывают во временные отвалы, расположенные по краям земляного полотна; в дальнейшем он будет использован для устройства присыпных обочин.
Геометрические параметры кювета, нарезаемого автогрейдером ниже уровня разработки выемки, определены из условия равенства площади его поперечного сечения площади сечения присыпной обочины (рис. 9) с учетом коэффициента относительного уплотнения грунта.
После завершения строительства дорожной одежды и надвижки растительного грунта на внешние и внутренние откосы выемки и дно кюветов глубина канав составит 0,7 м (см. рис. 1).
Расчет объемов работ и потребных ресурсов приведен в табличной форме в соответствии с технологической последовательностью процессов (см. табл. 1).
Состав комплексной механизированной бригады определен из расчета оптимальной загрузки машин и механизмов (табл. 2).
Технология операционного контроля качества работ при разработке выемки приведена в табл. 3.

Таблица 2
Состав комплексной механизированной бригады
Машины | Профессия и разряд рабочего | Количество машин и коэффициент загрузки | Количество рабочих | Примечание |
1. Основные земляные работы | ||||
Экскаватор ЭО-4225 | Машинист VI разряда, V разряда | 3 (1,0) | 6 | |
Автомобили- самосвалы КамАЗ-55111 | Водитель | 18(1,0) | 18 | |
Бульдозер ДЗ-171 | Машинист VI разряда | 1 (0,82) | 1 | |
Автогрейдер ДЗ-122 | Машинист VI разряда | 1 (0,84) | 1 | |
Каток на пневматических шинах ДУ-101 | Машинист VI разряда | 1 (0,64) | 1 | |
Экскаватор- планировщик гидравлический ЭО-3533 | Машинист VI разряда, V разряда | 1 (1,0) | 2 | |
Итого: | 29 | 64 |
Примечание. Производительность механизированной бригады в смену составляет
V
ср 52210
q = ──── х п = ────── х 3 = 2340 м3/смену,
см M 66,9
где V - объем сосредоточенных земляных работ на объекте, м3;
ср
M - общая потребность в машино-сменах ведущего механизма
(экскаватора);
п - количество ведущих механизмов в составе бригады.
52210 м3:2340 м3/смену = 22,3 смен.
Таблица 3
Технология операционного контроля качества работ при возведении насыпи экскаваторами
Основные операции, подлежащие контролю | Состав контроля | Метод и средства контроля | Режим и объем контроля | Лицо, осуществляющее контроль | Предельные отклонения от норм контролируемых параметров | Где регистрируются результаты контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Снятие растительного слоя грунта | Толщина снимаемого слоя грунта | Инструментальный Измерительная линейка, визирки | Промеры не реже, чем через 100 м | Мастер | +- 20 % от проектной толщины | Общий журнал работ |
Разработка грунта экскаватором | 1. Отсутствие негабаритных камней | Визуальный | Постоянно | Мастер, лаборант | - | Общий журнал работ |
2. Однородность грунта | ||||||
Отсыпка грунта в насыпь автомобилями-самосвалами | Инструментальный | Постоянно | Мастер | - | Общий журнал работ | |
1. Порядок и способ отсыпки | 1. Рулетка измерительная | |||||
2. Регулирование движения автомобилей по отсыпаемому слою | 2. Визирки | |||||
Разравнивание грунта в насыпи | 1. Толщина слоя | Инструментальный1. Визирки | 1. Промеры не реже, чем через 100 м | Мастер, геодезист | 1. - | Общий журнал работ Журнал технического нивелирования |
2. Высотные отметки продольного профиля | 2. Нивелир, визирки | 2. Промеры не реже, чем через 100 м | 2. +- 50 мм от проектных значений высотных отметок | |||
3. Расстояние между осью и бровкой земляного полотна | 3. Рулетка измерительная | 3. Промеры не реже, чем через 100 м | 3. +- 10 см от проектных значений ширины | |||
4. Крутизна откосов | 4. Уклономер | 4. Промеры через 50 м | 4. Уменьшение крутизны до 10% от проектного значения | |||
5. Поперечные уклоны | 5. Промеры через 50 м | 5. +- 0,010 от проектных значений поперечных уклонов | ||||
Уплотнение грунта в насыпи | ВизуальныйЛабораторный | Мастер,лаборант | Общий журнал работ Журнал пробного уплотнения грунта Журнал контроля плотности земляного полотна | |||
1 Режим уплотнения | 1. Метод режущего кольца | 1. Постоянно | 1. - | |||
2. Влажность уплотняемого слоя | 2. Метод режущего кольца | 2. Не реже одного раза в смену | 2. см. табл. 2 | |||
3. Фактическая плотность грунта | 3. Не менее трех образцов (по оси зем- полотна и 1,5-2,0 м от бровки) не реже, чем через 50 м - для верхнего слоя, не реже, чем через 20 м - для нижних слоев | 3. Снижение плотности грунта на 4% от проектных значений до 10% определений, остальные результаты не ниже проектных значений | ||||
Планировка верха земляного полотна и откосов | 1. Высотные отметки продольного профиля | Инструментальный1. Нивелир, визирки | 1. Промеры не реже, чем через 10 м | Мастер,геодезист | 1. +- 50 мм от проектных значений высотных отметок | Журнал технического нивелирования Ведомость приемки земляного полотна |
2. Расстояние между осью и бровкой земляного полотна | 2. Рулетка измерительная | 2. Промеры через 50 м | 2. +- 10 мм от проектных значений | |||
3. Поперечные уклоны | 3. Уклономер | 3. Промеры не реже, чем через 100 м | 3. +- 0,010 от проектных значений | |||
4. Ровность поверхности | 4. Нивелир, нивелирная рейка | 4. Промеры не реже, чем через 50 м в трех точках на поперечнике (по оси к бровкам) | 4. +- 50 мм от проектных значений | |||
5. Крутизна откосов | 5. Уклономер | 5. Промеры через 50 м | 5. Уменьшение крутизны до 10% от проектного значения |
3. Безопасность труда
Требования техники безопасности для одноковшовых экскаваторов являются общими и выполняются независимо от типа машин и вида сменного рабочего оборудования. Для работы экскаватор устанавливают на твердом, заранее спланированном основании (площадке) с уклоном, не превышающим допустимой величины, обусловленной техническим паспортом.
Для предупреждения опасности самопроизвольного смещения (откатывания) под гусеницы подкатывают инвентарные упоры.
Ожидающие погрузки транспортные средства должны находиться за пределами радиуса действия ковша экскаватора не ближе 5 м, становиться под погрузку и отъезжать после ее окончания только с разрешающего сигнала машиниста.
Погрузка в автотранспорт производится со стороны заднего или бокового борта.
При погрузке вязких грунтов в кузов автомобиля-самосвала вначале грузят сухой грунт. Для предотвращения поломок транспортных средств грунт высыпают с минимальной высоты, допускающей беспрепятственное открывание днища ковша, при этом грунт равномерно распределяют по кузову и следят, чтобы он не пересыпался через борта.
При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:
1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве.
2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
3. ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера (прицепного грейдера).
4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
6. ТОИ Р-218-25-94. Типовая инструкция по охране труда для машинистов одноковшовых гусеничных и пневмоколесных экскаваторов.
7. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с: ил.
Технологическая карта N 8
Геодезические работы при устройстве земляного полотна
1. Область применения
Технологическая карта разработана для производства геодезических работ при устройстве земляного полотна в зависимости от форм рельефа.
2. Технология и организация производства работ
2.1. Восстановление и закрепление трассы дороги
Восстановление трассы производится с целью закрепления на местности всех основных точек, определяющих положение проектной линии дороги. При этом руководствуются документами рабочего проекта: планом и профилем трассы, ведомостью прямых и кривых, схемой закрепления трассы. В состав работ по восстановлению трассы входят: