ОДМ. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (введены в действие распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-468-р) стр. 16

Основные операции, подлежащие контролю
Состав контроля
Метод и средства контроля
Режим и объем контроля
Лицо, осуществляющее контроль
Предельные отклонения от норм контролируемых параметров
Где регистрируются результаты контроля
1
2
3
4
5
6
7
Снятие растительного слоя грунта
Толщина снимаемого слоя грунтаИнструментальный Измерительная линейка, визиркиПромеры не реже, чем через 100 м
Мастер
+-20% от проектной толщины
Общий журнал работ
Устройство нагорной канавы
1. Поперечные размеры нагорной канавы (по дну)ИнструментальныйИзмерительная рулеткаПромеры не реже, чем через 100 м
Мастер
+- 5 см от проектных значений
Общий журнал работ
2. Глубина нагорной канавыИнструментальныйНивелирПромеры не реже, чем через 100 м
Геодезист
+- 5 см от проектных значений
Журнал технического нивелирования
Послойное разравнивание грунта в насыпи
1. Толщина разравниваемого слояИнструментальный Измерительная линейка, визиркиПромеры не реже, чем через 100 м
Мастер
+- 20% от проектной толщины
Общий журнал работ
2. Однородность грунтаВизуальныйПостоянно
Мастер, лаборант
Ведомость приемки земляного полотна
Послойное уплотнение насыпи
1. Плотность грунта земляного полотнаЛабораторный Метод режущего кольца Ускоренные и полевые экспресс-методы и приборыНе реже, чем через 200 м при высоте насыпи до 3 м (не менее 3 точек: по оси земполотна и на расстоянии 1,5-2,0 м от бровки)
Лаборант
Снижение плотности грунта не более 4% от проектных значений до 10% определений
Журнал лабораторного контроля
Послойное уплотнение насыпи
2. Влажность уплотняемого грунтаЛабораторный Отбор проб грунта в бюксыНе реже одного раза в смену (не менее трех образцов) и обязательно при выпадении осадковПримечание. п.п. 1, 2 могут выполняться совместно
Лаборант
Табл. 1. СНиП 3.06.03-85
Журнал лабораторного контроля
3. Режим и технология уплотненияВизуальныйПостоянно
Мастер
Общий журнал работ
Планировка откосов насыпи и выемки
Крутизна откосовУклономерПромеры через 50 м
Мастер
Уменьшение крутизны до 10% от проектного значения
Общий журнал работ
Планировка верха земляного полотна
1. Высотные отметки продольного профиляИнструментальныйНивелирПромеры не реже, чем через 100 м
Геодезист
+- 50 мм от проектных отметок
Журнал технического нивелирования
2. Расстояние между осью и бровкой земляного полотнаИнструментальныйИзмерительная рулеткаПромеры не реже, чем через 100 м
Мастер
+- 10 см от проектных значений
Общий журнал работ
3. Поперечные уклоныИнструментальныйУклономерПромеры не реже, чем через 100 м
Мастер, геодезист
+- 0,010 от проектных значений
Ведомость приемки земляного полотна
Устройство кювета
1. Поперечные размеры нагорной канавы (по дну)ИнструментальныйИзмерительная рулеткаПромеры не реже, чем через 100 м
Мастер
+- 5 см от проектных значений
Общий журнал работ
2. Глубина нагорной канавыИнструментальныйНивелирПромеры не реже, чем через 100 м
Геодезист
+- 5 см от проектных значений
Журнал технического нивелирования

3. Безопасность труда

К управлению дорожными машинами допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие удостоверение на право управления данной машиной и знающие требования безопасного ведения работ.
При работе по возведению насыпей земляного полотна бульдозерами запрещается:
- производить земляные работы до очистки участка от леса, пней, валунов и разбивки границ полосы отвода;
- производить разработку грунта бульдозером на расстоянии ближе 1 м от расположения подземных коммуникаций;
- производить без разрешения (ордера на разрытие) от организаций, эксплуатирующих эти коммуникации;
- перемещать грунт на подъем или под уклон более 30°;
- поворачивать бульдозер с загруженным или заглубленным отвалом;
- работать в глинистых грунтах в дождливую погоду;
- находиться на раме рыхлителя в момент опускания зубьев в грунт и во время их подъема.
Во избежание обрушения грунта (сползания насыпи) и опрокидывания бульдозера при сталкивании грунта под откос насыпи или засыпке траншей отвал бульдозера не выдвигается за край откоса, а при устройстве насыпи расстояние от края гусеницы или колеса бульдозера до бровки насыпи должно быть не менее 1 м.
При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:
1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве.
2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
3. ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера (прицепного грейдера).
4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
6. ТОИ Р-218-06-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста бульдозера.
7. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986.-271 с: ил.

Технологическая карта N 7

Устройство выемки глубиной 5 м с разработкой грунта экскаваторами ЭО-4225 и транспортировкой автомобилями-самосвалами

1. Область применения

Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительном объекте.
Технологическая карта составлена на устройство земляного полотна в выемке глубиной 5 м при разработке грунта II группы экскаваторами типа ЭО-4225 с вместимостью ковша 1,25 м3 и перевозке грунта автомобилями-самосвалами. Для транспортировки грунта в данном технологическом процессе приняты автомобили-самосвалы КамАЗ-55111.
Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ с учетом имеющихся материально-технических ресурсов.

2. Организация и технология производства работ

2.1. До начала разработки выемки необходимо выполнить следующие работы:
- восстановить и закрепить трассу дороги и полосу отвода;
- расчистить территорию в пределах полосы отвода от кустарников, пней и валунов;
- произвести разбивку земляного полотна;
- устроить временные землевозные дороги для транспортирования грунта;
- устроить съезды в забой и выезды из него;
- обеспечить отвод поверхностных и грунтовых вод от забоя;
- устроить освещение забоя и отвалов при работе в темное время суток;
- снять растительный слой грунта в пределах дорожной полосы.
2.2. Работы по устройству земляного полотна в выемке экскаваторами ЭО-4225 (вместимость ковша 1,25 м3) с доработкой продольного и поперечного профиля до проектных очертаний автогрейдером ДЗ-122 ведутся в разработанной технологической последовательности процессов производства работ (табл. 1).
2.3. Срезку растительного грунта выполняют бульдозером ДЗ-171 по поперечной схеме (рис. 2). Грунт срезают от оси дороги поперечными проходами бульдозером, перекрывая каждый предыдущий след на 0,25 - 0,3 м, и перемещают за пределы полосы отвода.
Бульдозер ДЗ-171 за один проход перемещает 3,0 м3 грунта. Длину очищаемого за один прием участка (м) следует определять по формуле
V
l = ────────────,
(B -z) х h
где V - объем грунта, который может переместить бульдозер за один проход,
м3;
В - ширина отвала бульдозера, м;
z - перекрытие следа (0,25-0,3 м);
h - толщина растительного слоя, м.
В дальнейшем срезанный растительный грунт используют для укрепления откосов земляного полотна.
2.4. Разработку выемки экскаваторами производят до отметки, ниже проектной на толщину дорожной одежды. Грунт в выемке разрабатывают с недобором для предотвращения нарушения структуры грунта в основании. Допускаемый недобор грунта при разработке выемки экскаватором ЭО-4225 - 0,1-0,2 м.
Объем сосредоточенных земляных работ для принятого поперечного профиля земляного полотна, изображенного на рис. 1, составляет 51970 м3. Толщина дорожной одежды принята 0,6 м.