- разработка грунта в выемке с перемещением его в насыпь бульдозером;
- послойное разравнивание грунта бульдозером;
- увлажнение уплотняемого слоя грунта водой с помощью поливомоечной машины (при необходимости);
- послойное уплотнение насыпи самоходным катком на пневмошинах.
Уступы нарезают бульдозером с поворотным отвалом Т-4АП2 ОБГН-4М на участках длиной 60-70 м. Нижний уступ нарезают шире устраиваемых выше уступов (шириной до 6 м). Следующий нарезают бульдозером, передвигающимся по насыпи, отсыпанной на высоту первого уступа, и т.д. (рис. 3).

Ширина уступа может составлять 2-4 м, высота - 0,5-2,0 м. Верху уступов в основании насыпи придают поперечный уклон в сторону оси дороги 0,01-0,02, стенки уступов при высоте до 1 м делают вертикальными, а при высоте до 2 м - с наклоном 1:0,5.
Полувыемку разрабатывают бульдозером с поворотным отвалом. Разработку грунта начинают с ее верхней части, устраивая площадку шириной не менее 3 м (рис. 5). Затем срезают грунт слоями толщиной 0,3-0,4 м с перемещением его вдоль откоса на расстояние 10 м.
Срезанный грунт бульдозером с неповоротным отвалом ДЗ-171 перемещают вниз по косогору на устроенный уступ. Затем грунт перемещают бульдозером по уступу на расстояние до 20 м, разравнивая его слоями 0,3-0,4 м.


После отсыпки первого слоя на участке 30 м приступают к его уплотнению. Бульдозерами продолжают отсыпку первого слоя насыпи по вышеизложенной технологии на следующем участке такой же длины.
После отсыпки слоя на втором участке бульдозеры возвращаются на первый и выполняют работы по отсыпке очередного слоя по ранее уплотненному.
Разработку грунта на косогоре и отсыпку следующих слоев производят в аналогичной последовательности.
Насыпь предусмотрено отсыпать на 0,5 м шире проектного очертания исходя из условий уплотнения грунта в краевых частях. Лишний грунт убирают при планировке откосов.
Уплотнение отсыпанного слоя выполняется самоходным катком на пневмошинах ДУ-101 за десять проходов по одному следу по челночной схеме. Начинать уплотнение следует на расстоянии не менее 1,5-2,0 м от бровки насыпи с постепенным приближением к откосу при каждом последующем проходе. При этом не допускается приближение кромки уплотняющего органа катка к бровке насыпи ближе 0,3 м. После этого укатку продолжают от края к середине насыпи с перекрытием предыдущего следа на 1/3 ширины.
Первый и последний проходы по полосе укатки пневмокаток выполняет со скоростью 2,0-2,5 км/ч, промежуточные проходы - 5-8 км/ч.
Давление в шинах катка должно быть одинаковым и составлять: для связных грунтов в начале уплотнения - 0,2-0,3 МПа; на заключительном этапе для супесей - 0,3-0,4 МПа, для суглинков и глин 0,6-0,8 МПа; для песков на всех стадиях уплотнения - 0,2-0,3 МПа.
Плотность грунта после укатки слоя должна соответствовать установленным требованиям нормативных документов. При этом коэффициент уплотнения грунта в зависимости от проектной глубины расположения слоя от поверхности покрытия дорожной одежды должен соответствовать требованиям, приведенным в табл. 1.
Таблица 1
Элементы земляного полотна | Глубина расположения слоя от поверхности покрытия, м | Наименьший коэффициент уплотнения грунта при типе дорожных одежд | |||||
капитальном | облегченном и переходном | ||||||
в дорожно-климатических зонах | |||||||
I | II, III | IV, V | I | II, III | IV, V | ||
Рабочий слой | До 1,5 | 0,98-0,96 | 1,0-0,98 | 0,98-0,95 | 0,95-0,93 | 0,98-0,95 | 0,95 |
Неподтопляемая часть насыпи | Св. 1,5 до 6 | 0,95-0,93 | 0,95 | 0,95 | 0,93 | 0,95 | 0,90 |
Св.6 | 0,95 | 0,98 | 0,95 | 0,93 | 0,95 | 0,90 | |
Подтопляемая часть насыпи | Св. 1,5 до 6 | 0,96-0,95 | 0,98-0,95 | 0,95 | 0,95-0,93 | 0,95 | 0,95 |
Св.6 | 0,96 | 0,98 | 0,98 | 0,95 | 0,95 | 0,95 | |
В рабочем слое выемки ниже зоны сезонного промерзания | До 1,2 | - | 0,95 | - | - | 0,95-0,92 | - |
До 0,8 | - | - | 0,95-0,92 | - | - | 0,90 |
Не следует допускать переувлажнение грунта, а при интенсивных дождях возведение насыпи из глинистых грунтов следует приостанавливать. Перед длительным перерывом в работе необходимо обеспечить водоотвод с поверхности незаконченной насыпи.
Сухие и слабовлажные грунты следует увлажнять принятой в карте поливомоечной машиной МД-433-03. Слой уплотняемого грунта должен полностью пропитаться водой. Технологической картой предусмотрен расход воды, равный 3% от массы отсыпаемого в насыпь грунта.
2.5. На третьей захватке выполняются следующие технологические операции:
- срезка излишков грунта с откоса насыпи и планировка поверхности откоса насыпи экскаватором-планировщиком;
- планировка поверхности откоса полувыемки автогрейдером;
- планировка верха земляного полотна автогрейдером;
- нарезка кювета автогрейдером;
- окончательное уплотнение верха земляного полотна пневмокатком.
Срезка излишков грунта с откосов насыпи и планировка поверхности откоса насыпи выполняются экскаватором-планировщиком ЭО-3533.
Перед срезкой грунта с откоса верхняя площадка насыпи должна быть спланирована, а бровка обозначена колышками через 20 м.
Срезаемый с откоса грунт используется в присыпных обочинах.
Для обеспечения проектного положения откоса сразу после срезки грунта через каждые 50 м устанавливают откосники и обозначают линии бровок.
Планировка поверхности откоса полувыемки выполняется автогрейдером ДЗ-122.
Планировка верха земляного полотна осуществляется также автогрейдером ДЗ-122 за четыре прохода по одному следу по челночной схеме.
Перед началом планировки необходимо проверить и восстановить положение оси и бровок земляного полотна в плане на прямых, переходных и основных кривых, а также в продольном профиле.
Планировку начинают с наиболее низких участков (в продольном профиле), планируя верх насыпи путем последовательных проходов автогрейдера, начиная от краев с постепенным смещением к середине. Перекрытие предыдущего следа составляет 0,3-0,5 м. Угол захвата ножа автогрейдера устанавливается на 45-55° в сторону оси дороги.
Кювет нарезают автофейдером ДЗ-122 при движении вдоль земляного полотна, строго следя за соблюдением проектного уклона. Угол резания при этом должен быть в пределах 35-45°.
Окончательное уплотнение верха земляного полотна производят самоходным пневмокатком ДУ-101 за четыре прохода по одному следу, по круговой схеме с перекрытием следов на 1/3. Необходимое давление в шинах пневмокатка указано в п. 2.4.
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл. 2, состав отряда - в табл. 3.
Технологический план потока по устройству полувыемки-полунасыпи приведен на рис. 4. Технология операционного контроля качества работ при устройстве полувыемки-полунасыпи приведена в табл. 4.
Таблица 2
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
N процессов | N захваток | Источник обоснования норм выработки (ЕНиРы и расчеты) | Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ | Единица измерения | Количество работ | Производительность в смену | Потребность в машино-сменах | Затраты труда и заработная плата на захватку длиной 200 м | ||||||
на захватку 1=125 м | на 1 км | на захватку 1=125 м | на 1 км | Норма времени, чел.-ч. | Заработная плата, руб.-коп. | |||||||||
на единицу измерения | на полный объем работ | на единицу измерения | на полный объем работ | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
I. Основные земляные работы (захватка 1 = 125 м) | ||||||||||||||
1 | I | Расчет | Срезка и удаление растительного слоя грунта толщиной 0,2 м бульдозером ДЗ-171 в пределах косогора в количестве:36 х 125 = 4500 | м2 | 4500 | 36000 | 4280 | 1,05 | 8,4 | 0,00187 | 8,41 | 0-04 | 180-00 | |
2 | I | Расчет | Устройство нагорной канавы экскаватором-планировщиком ЭО-3533 с выгрузкой грунта в банкет(2,85 + 0,6) х 0,75 х 125/2 = 162 | м3 | 162 | 1296 | 180 | 0,90 | 7,19 | 0,044 | 7,13 | 0-94,4 | 152-93 | |
3 | II | Расчет | Нарезка уступов и перемещение грунта бульдозером Т-4АП2 ОБГН-4М на расстояние 30 м:227 х 3 = 680 | м3 | 680 | 5440 | 750 | 0,9 | 7,25 | 0,011 | 7,48 | 0-24 | 163-20 | |
4 | II | Расчет | Разработка полувыемки и перемещение грунта в полунасыпь бульдозером ДЗ-171 на 10 м:211 + 461 + 711 = 1383 | м3 | 1383 | 11064 | 1950 | 0,70 | 5,67 | 0,0041 | 5,67 | 0-08,8 | 121-70 | |
5 | II | Расчет | Поперечное перемещение ранее разработанного грунта из выемки и продольное по уступу бульдозером Т-4АП2 ОБГН-4М на расстояние 20 м:211 + 461 + 711 = 1383 | м3 | 1383 | 11064 | 1250 | 1,11 | 8,85 | 0,0064 | 8,85 | 0-13,7 | 189-47 | |
6 | II | Расчет | Послойное разравнивание грунта в насыпи толщиной 0,35 м бульдозером Т-4АП2 ОБГН-4М:438 + 688 + 938 = 2064 | м3 | 2064 | 16512 | 2960 | 0,70 | 5,58 | 0,0027 | 5,57 | 0-05,8 | 119-71 | |
7 | II | Расчет | Послойная подкатка грунта в насыпи при разработке уступов и выемок самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах за 4 прохода по одному следу:750 + 1562 = 2312 | м3 | 2312 | 18496 | 6150 | 0,38 | 3,00 | 0,0013 | 3,0 | 0-02,8 | 64-74 | |
8 | II | Расчет | Послойное увлажнение грунта водой до оптимальной влажности поливомоечной машиной МД 433-03 при дальности возки 3 км в количестве 3% от массы грунта при его плотности 1,75 т/м3:(438 + 688 + 938) х 1,75 х 0,03 = 110 | м3 | 110 | 880 | 68 | 1,62 | 12,94 | 0,079 | 8,69 | 1-47 | 161-70 | |
9 | II | Расчет | Послойное уплотнение грунта в насыпи толщиной 0,3 м в плотном теле самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах при 10 проходах по одному следу:438 + 688 + 938 = 2064 | м3 | 2064 | 16512 | 1195 | 1,73 | 13,82 | 0,0067 | 13,83 | 0-14,4 | 297-22 | |
Итого | 68,63 | 1450-67 | ||||||||||||
II. Заключительные земляные работы (захватка 1 = 300 м) | ||||||||||||||
11 | III | Расчет | Планировка откосов выемки автогрейдером ДЗ-122 при рабочем ходе в двух направлениях:5,9 х 300 = 1770 | м2 | 1770 | 5900 | 9400 | 0,19 | 0,63 | 0,00085 | 1,50 | 0-01,8 | 31-86 | |
12 | III | Расчет | Планировка верха земляного полотна автогрейдером ДЗ-122 за четыре прохода по одному следу: 14,2-300=4260 | м2 | 4260 | 14200 | 9090 | 0,47 | 1,56 | 0,00088 | 3,75 | 0-01,9 | 80-94 | |
14 | III | Расчет | Окончательное уплотнение верха земляного полотна самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах за 4 прохода по одному следу:12 х 300=3600 | м2 | 3600 | 12000 | 10125 | 0,36 | 1,19 | 0,0079 | 2,84 | 0-01,7 | 61-20 | |
10 | III | Расчет | Срезка избытка грунта с откоса насыпи и планировка откоса экскаватором- планировщиком ЭО-3533, оборудованным планировочным ковшом:6,7 х 0,22 х 300 = 442 | м3 | 442 | 1474 | 570 | 0,78 | 2,59 | 0,014 | 6,19 | 0-30 | 132-60 | |
13 | III | Расчет | Устройство кювета автогрейдером ДЗ-122:(2,2 + 0,4)/2 х 0,4 х 300 = 156 | м3 | 156 | 520 | 570 | 0,27 | 0,91 | 0,014 | 2,18 | 0-30 | 46-80 | |
Итого: | 16,46 | 353-40 |
Таблица 3
Состав отряда
Машины | Профессия и разряд рабочего | Потребность в машино-сменах | Потребность в машинах | Коэффициент загрузки | Количество рабочих | |
на 1000 м | на захватку | |||||
1. Основные земляные работы (захватка 125 м) | ||||||
Бульдозер ДЗ-171 | Машинист VI разряда | 14,07 | 1,75 | 2 | 0,88 | 2 |
Экскаватор- планировщик ЭО-3533 | Машинист VI разряда | 7,19 | 0,9 | 1 | 0,90 | 1 |
Бульдозер Т-4АП2 ОБГН-4М | Машинист VI разряда | 21,68 | 2,7 | 3 | 0,90 | 3 |
Самоходный каток на пневматических шинах ДУ-101 | Машинист VI разряда | 16,82 | 2,11 | 3 | 0,70 | 3 |
Поливомоечная машина МД 433-03 | Машинист VI разряда | 12,94 | 1,62 | 2 | 0,81 | 2 |
2. Заключительные земляные работы (захватка 300 м) | ||||||
Автогрейдер ДЗ-122 | Машинист VI разряда | 3,1 | 0,93 | 1 | 0,93 | 1 |
Экскаватор- планировщик ЭО-3533 | Машинист VI разряда | 2,59 | 0,78 | 1 | 0,79 | 1 |
Самоходный каток на пневматических шинах ДУ-101 | Машинист VI разряда | 1,19 | 0,36 |
Примечание. Самоходные катки ДУ-101 на пневматических шинах в количестве 3 штук используются при производстве основных и заключительных земляных работ.
Таблица 4