ОДМ. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (введены в действие распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-468-р) стр. 24

2.3. В разработанной технологической последовательности производства работ (табл. 1) на первой захватке выполняются следующие операции:
- доставка щебня фракции 70-120 мм для устройства нижнего слоя основания автосамосвалами КамАЗ-55118;
- распределение щебня нижнего слоя основания самоходным распределителем ДС-54.
При общей толщине двухслойного щебеночного основания 30 см нижний слой целесообразно устраивать толщиной 17 см для возможности использования щебня фракции 70-120 мм.
Щебень к месту укладки доставляют автосамосвалами КамАЗ-55118 и распределяют самоходным распределителем ДС-54.
Распределитель, оборудованный навесным рабочим органом, обеспечивает необходимую ровность укладываемого слоя и предварительное уплотнение щебня виброплитой. Перед началом работ распределитель устанавливают так, чтобы заслонки бункера находились над местом начала укладки щебня. Отвал распределителя устанавливают с учетом толщины укладываемого слоя и коэффициента запаса на уплотнение 1,3.
При неподвижном положении распределителя автосамосвал заезжает на специальные трапы и выгружает щебень в приемный бункер. После разгрузки и съезда с трапов автосамосвала начинают распределение материала полосами шириной 3 м.
По мере движения распределителя щебень поступает к отвалу, который распределяет его равномерно по всей ширине укладываемой полосы с обеспечением заданной толщины слоя. Начальное уплотнение щебня обеспечивается виброплитами. Для ограничения распределения материала и создания кромки покрытия служат ограждающие щиты и грунт присыпных обочин.
После распределения щебня, при необходимости, исправляют края уложенного слоя, тщательно выравнивают граблями сопряжение распределенных полос. Проверяют поперечный профиль основания и ровность его поверхности.
Как исключение (при отсутствии распределителя), распределение щебня можно производить автогрейдером, оборудованным автоматической системой задания вертикальных отметок. При этом сначала щебень разравнивают, а затем основание профилируют до заданных проектных значений.
2.4. На второй захватке выполняются работы по уплотнению нижнего слоя основания.
Подкатку основания осуществляют легкими гладковальцовыми катками ДУ-96 массой 7 т за 6 проходов по одному следу, начиная от обочины к оси дороги с перекрытием следа на 1/3 ширины вальца.
Укатку щебня производят тяжелыми комбинированными виброкатками ДУ-58А за 15 проходов катка по одному следу (точное количество проходов по одному следу определяют пробной укаткой).
Начинают укатку также от краев основания, смещаясь к оси дороги, перекрывая предыдущий след на 1/3 его ширины. После двух-трех проходов катка устраняют места просадок и образовавшихся дефектов.
В начале укатки, когда создается необходимая жесткость щебеночного слоя за счет взаимозаклинивания щебня, скорость движения катка должна быть 1,5-2 км/ч, в конце уплотнения она может быть повышена до максимальной скорости (6,5 км/ч), при которой повышается производительность и не происходит перегрузка мотора.
В сухую жаркую погоду после двух-трех проходов тяжелого катка, для обеспечения лучшей уплотняемости щебня, основание поливают водой с помощью поливомоечной машины МД-433-03 из расчета 15-25 л воды на 1 м2 поверхности. Необходимо избежать переувлажнения щебня и грунта земляного полотна. В случае переувлажнения или продолжительных дождей укатку следует приостанавливать.
Признаком законченного уплотнения является отсутствие подвижности щебня, при которой должна образоваться волна перед катком массой 10-13 т и след после прохода этого катка, при этом щебенка, брошенная на поверхность слоя, раздавливается (при недостаточном уплотнении она вдавливается катком в слой).
2.5. На третьей захватке выполняются следующие технологические операции:
- доставка щебня фракции 40-70 мм для устройства верхнего слоя основания автосамосвалами КамАЗ-55118;
- распределение щебня верхнего слоя основания самоходным распределителем.
Для устройства верхнего слоя основания толщиной 13 см применяют щебень фракции 40-70 мм. Технология его укладки аналогична изложенной в п. 2.3.
2.6. На четвертой захватке выполняются работы по уплотнению верхнего слоя основания.
Технология уплотнения верхнего слоя основания аналогична п. 2.4. настоящей технологической карты.
2.7. На пятой захватке выполняются следующие технологические операции:
- доставка щебня фракции 5-20 мм для расклинцовки верхнего слоя основания;
- распределение щебня по всей ширине основания автогрейдером ДЗ-122;
- разметание расклинивающей фракции щеткой, смонтированной на поливомоечной машине МД-433-03;
- уплотнение расклинивающей фракции щебня комбинированным вибрационным катком ДУ-58А.
На последнем этапе устройства основания производят его расклинцовку мелким щебнем фракции 5-20 мм. Щебень к месту укладки доставляют автосамосвалами КамАЗ-55118 и распределяют автогрейдером ДЗ-122 круговыми проходами по всей ширине основания, начиная от краев россыпи. Распределение щебеночной смеси фракции 5-20 мм производится из расчета 2,5 м3 на 100 м2.
После распределения щебеночную смесь разметают автомобильной щеткой, находящейся на поливомоечной машине для заполнения пустот верхнего слоя.
Расклиниваемый слой уплотняют тяжелым комбинированным вибрационным катком ДУ-58А за пять проходов по одному следу, предварительно произведя увлажнение слоя водой из расчета 10-12 л/м2.
Признаками окончания уплотнения служат отсутствие подвижности, прекращение образования волны перед катком массой 10-13 т и отсутствие следа, а щебенка, брошенная под валец катка, должна раздавливаться.
2.8. Качество основания из щебня должно соответствовать требованиям СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".
Производство работ по устройству щебеночного основания по способу заклинки следует вести в соответствии с картой операционного контроля качества (табл. 3).
Таблица 1

Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов

N процессов
N захваток
Источник обоснования норм выработки (ЕНиРы и расчеты)
Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ
Единица измерения
Количество работ
Производительность в смену
Потребность в машино-сменах
Затраты труда и заработная плата на захватку длиной 200 м
на захватку 1=150 м
на 1 км
на захватку 1=150 м
на 1 км
Норма времени, чел.-ч.
Заработная плата, руб.-коп.
на единицу измерения
на полный объем работ
на единицу измерения
на полный объем работ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
I
Расчет
Транспортировка щебня фр. 70-120 мм автомобилем- самосвалом КамАЗ-55118 на расстояние 10 км:(9,26 + 9,6)/2 х 0,17 х 1,3 х 150 х 1,03 = 322
м3
322
2147
60,8
5,3
35,31
0,132
42-50
2-45
788-90
2
I
Расчет
Укладка щебня фр. 70-120 мм самоходным распределителем нижнего слоя основания толщиной 17 см:(9,26 + 9,6)/2 х 0,17 х 1,3 х 150 = 322
м3
322
2147
608
0,53
3,53
0,0132
4,25
0-28,3
91-13
3
II
Расчет
Увлажнение нижнего слоя щебеночного основания из расчета 15 л на 1 м2 поливомоечной машиной МД-433-03 при дальности возки 3 км:0,015 х 9,26 х 150 = 21(322 х 1,6 х 0,03 = 15,0)
м3
15
100
68,0
0,22
1,47
0,079
1,19
1-47
22-05
4
II
Расчет
Подкатка нижнего слоя щебеночного основания самоходным гладковальцовым катком ДУ-96 за 6 проходов по одному следу:9,26 х 150 = 1390
м2
1390
9267
2800
0,49
3,31
0,00286
3,97
0-05,6
77-84
5
II
Расчет
Уплотнение нижнего слоя основания комбинированным вибрационным катком ДУ-58А за 15 проходов по одному следу:9,26 х 150 = 1395
м2
1390
9267
1780
0,78
5,21
0,0045
6,26
0-09,7
134-83
6
III
Расчет
Транспортировка щебня фр. 40-70 мм самосвалом КамАЗ-55118 на расстояние 10 км:(9 + 9,26)/2 х 0,13 х 1,3 х 150 х 1,03 = 238
м3
238
1587
60,8
3,91
26,10
0,132
31,42
2-45
583-10
7
III
Расчет
Укладка щебня фр. 40-70 мм самоходным распределителем верхнего слоя основания толщиной 13 см:(9 + 9,26)/2 х 0,13 х 1,3 х 150 х 1,03 = 238
м3
238
1587
608
0,39
2,61
0,0132
3,14
0-28,3
67-35
8
IV
Расчет
Увлажнение верхнего слоя щебеночного основания из расчета 15 л на 1 м2 поливомоечной машиной МД-433-03 при дальности возки 3 км0,015 х 9,0 х 150 = 20(238 х 1,6 х 0,03 = 11)
м3
11
73
68,0
0,16
1,07
0,079
0,87
1-47
16-17
9
IV
Расчет
Подкатка верхнего слоя щебеночного основания самоходным гладковальцевым катком ДУ-96 за 6 проходов по одному следу:9 х 150 = 1350
м2
1350
9000
2800
0,48
3,21
0,00286
3,86
0-05,6
75-60
10
IV
Расчет
Уплотнение верхнего слоя основания комбинированным вибрационным катком ДУ-58А за 15 проходов по одному следу:9 х 150 = 1350
м2
1350
9000
1780
0,76
5,05
0,0045
6,08
0-09,7
130-95
11
IV
Расчет
Транспортировка клинца фр. 5-20 мм самосвалом КамАЗ-55118 на расстояние 10 км:25 х 1350/1000 = 34
м3
34
227
60,8
0,56
3,73
0,132
4,49
2-45
83-30
12
V
Расчет
Россыпь клинца (щебень фр. 5-20 мм) толщиной 2,5 см автогрейдером ДЗ-122 за 4 прохода по одному следу:9 х 150 = 1350
м2
1350
9000
8330
0,16
1,08
0,001
1,35
0-02,1
28-35
13
V
Расчет
Разметание клинца автомобильной щеткой поливомоечной машины МД-433-03 (площадь - 1350 м2)
м2
1350
9000
15000
0,09
0,6
0,00053
0,72
0-01
13-50
14
V
Расчет
Увлажнение клинца поливомоечной машиной МД-433-03 при дальности возки 3 км0,010 х 1350 = 13,5 приблизительно= 14(150 х 9 х 0,025 х 1,6 х 0,03 = 1,6)
м3
2,0
13,3
68,0
0,03
0,2
0,079
0,16
1-47
2-94
15
V
Расчет
Укатка клинца комбинированным вибрационным катком ДУ-58А за 5 проходов по одному следу
м2
1350
9000
3300
0,41
2,73
0,0024
3,24
0-05,2
70-20
Итого
14,27
95,21
113,5
2186-21
Таблица 2

Состав отряда

Машины
Профессия и разряд рабочего
Потребность в машино-сменах
Потребность в машинах
Коэффициент загрузки
Количество рабочих
на захватку
на 1000 м
Самосвал КамАЗ-55118
Машинист IV разряда
9,77
65,14
10
0,98
10
Самоходный щебнераспределитель
Машинист VI разряда
0,92
6,14
1
0,92
1
Поливомоечная машина МД-433-03
Машинист IV разряда
0,5
3,34
1
0,83
1
Самоходный гладковальцовый каток ДУ-96
Водитель V разряда
0,97
6,52
1
0,97
1
Комбинированный вибрационный каток ДУ-58А
Машинист VI разряда
1,95
12,99
2
0,98
2
Автогрейдер ДЗ-122
Машинист VI разряда
0,16
1,08
1
0,16
1
Итого:
14,27
95,21
16
16
Таблица 3

Технология операционного контроля качества работ при устройстве двухслойного щебеночного основания по методу заклинки

Основные операции, подлежащие контролю
Состав контроля
Метод и средства контроля
Режим и объем контроля
Лицо, осуществляющее контроль
Предельные отклонения от норм контролируемых параметров
Где регистрируются результаты контроля
1
2
3
4
5
6
7
Качество щебня
Влажность щебня
Лабораторный
В соответствии с ГОСТ 8269.0-97
Не реже одного раза в смену
Лаборант
Отклонение не более 10% от оптимальной влажности
Журнал лабораторных работ
Распределение щебня
Ширина слоя, толщина слоя
Инструментальный
Измерительные линейка, рулетка, визирки
Не реже, чем через каждые 100 м
Мастер
Отклонения по ширине +- 10 см, по толщине +- 15 мм
Общий журнал работ
Уплотнение щебеночного основания
Плотность щебеночного основания
Визуальный
Контрольный проход катка массой 10-13т
По всей длине контролируемого участка
Мастер
Отсутствие волн перед вальцом. Положенная под валец щебенка должна раздавливаться Метод лунки
Общий журнал работ
Отметки по оси основания
Отметки по оси основания
Инструментальный
Нивелир
Промеры не реже, чем через 100 м
Геодезист
Отклонения до +- 50 мм от проектных значений высотных отметок
Журнал технического нивелирования
Поперечный профиль и ровность поверхности основания
Поперечные уклоны
Инструментальный
1. Нивелир, нивелирная рейка
Промеры не реже, чем через 100 м
Геодезист,
мастер
Отклонения от проектных значений в пределах +- 0,010
Журнал технического
нивелирования
Ровность
2. Трехметровая рейка
3. Трехметровая рейка с клиновым промерником
Промеры не реже, чем через 100 м (на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки основания в пяти контрольных точках)
Геодезист, мастер
Просветы не должны превышать 10 мм
Или общий журнал работ

3. Безопасность труда

К использованию допускаются машины в работоспособном состоянии.
Перечень неисправностей, при котором запрещается эксплуатация машин, определяется эксплуатационной документацией.
Использовать машины можно только в том случае, если температура окружающего воздуха соответствует указанной в эксплуатационной документации на машину.
До начала работы необходимо определить рабочую зону машины, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими машину, и машинистами других машин.