За четвертый проход выполняют окончательную планировку обочин в автоматическом режиме управления отвалом автогрейдера. Излишек грунта транспортируют от покрытия к краю обочины.
После планировки одной обочины отвал поднимают в транспортное положение, после чего производят поворот и переход на другую обочину.
После планировки контролируют шаблоном поперечный уклон обочины.
2.4.3. Уплотнение грунта обочин выполняют самоходными катками на пневматических шинах типа ДУ-101.
Грунт уплотняют за 8-10 проходов катка по одному следу. Первые проходы начинают от кромки проезжей части, затем последующими проходами, смещаясь за каждый проход на 1/3 ширины катка, уплотняют обочины, не доходя 0,3-0,5 м до откоса. После этого уплотнение грунта обочины продолжают с перемещением от бровки земляного полотна к проезжей части.
При первых двух-трех проходах катка скорость движения составляет 2-3 км/ч, при последующих проходах скорость увеличивают до 5 км/ч.
Уплотнение грунта заканчивают, когда достигают заданного коэффициента уплотнения 0,98-1.
Обочины должны быть уплотнены до требуемого коэффициента уплотнения, а также должны иметь ровную поверхность, перечный уклон обочин должен обеспечивать сток воды.
2.5. Уплотнение щебеночного (гравийного) основания (покрытия) выполняют в три периода.
В первом периоде делают подкатку щебеночной (гравийной) смеси легкими гладковальцовыми катками массой 5-6 т за 5-6 проходов по одному следу. Скорость движения катков должна быть минимальной - 1,5-2 км/ч.
Подкатку начинают от краев основания с постепенным перемещением проходов к середине и перекрытием следов на 1/3 ширины вальца катка.
После первых проходов катка, в случае необходимости, дорожные рабочие добавляют и разравнивают щебеночную смесь в местах просадок.
Во втором периоде щебеночную смесь уплотняют тяжелыми катками на пневматических шинах ориентировочно за 15-25 проходов по одному следу.
Необходимое число проходов катка по одному следу определяют пробной укаткой.
Первые проходы делают по краям основания, последующие - постепенным смещением к середине основания и перекрытием предыдущего следа на 30-50 см.
Скорость движения катков при первых проходах - минимальная. При последующих проходах скорость повышают до возможной паспортной рабочей скорости. Давление воздуха в шинах 0,6-0,8 МПа в зависимости от класса прочности щебня. В сухую и жаркую погоду щебеночную смесь перед уплотнением и в процессе уплотнения поливают водой из поливомоечной машины. Необходимую норму розлива устанавливает представитель лаборатории.
В местах просадок дорожные рабочие граблями или киркой разрыхляют верхний слой основания, добавляют щебеночную смесь, планируют ее под рейку и оставляют под дальнейшую укатку.
Признаком достаточного уплотнения основания является отсутствие следа от прохода катка; щебенка, брошенная под валец катка, должна раздавливаться. Контроль плотности в полевых условиях выполняют методом лунки.
В тех случаях, когда отсутствует каток на пневматических шинах, щебеночную смесь уплотняют вальцовыми самоходными катками в такой последовательности:
- в первом периоде уплотняют щебеночную смесь легкими (массой 6 т) или средними (массой 8 т) катками за 8-15 проходов катка по одному следу при скорости движения 1,5-2 км/ч;
- во втором периоде щебеночную смесь уплотняют тяжелыми вальцовыми катками (массой 11 т и более) за 10-20 проходов катка по одному следу. Скорость движения катков на первых проходах 1,5-2 км/ч, при последующих проходах скорость повышают до паспортной.
В первом и втором периодах укатку ведут от краев с постепенным смещением проходов к середине основания и перекрытием предыдущего следа на 1/3 ширины вальца катка.
Если на поверхности основания появляются неровности и волны, назначают третий период укатки тяжелыми трехвальцовыми трехосными катками типа ДУ-9В за 5-6 проходов по одному следу.
Укатку ведут от краев с постепенным смещением проходов к середине и перекрытием следов на 1/3 вальца катка.
Уплотнение в третьем периоде заканчивают, когда от прохода катка не остается заметного следа; щебенка, брошенная под валец катка, должна раздавливаться. Качество уплотненного слоя контролируется методом лунки.
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл. 1, 2.
Технологический план потока по устройству однослойного щебеночного основания (покрытия) из плотных смесей представлен на рис. 2.
Технология операционного контроля качества работ приведена в табл. 3.
Таблица 1
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
N процессов | N захваток | Источник обоснования норм выработки (ЕНиРы и расчеты) | Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ | Единица измерения | Количество работ | Производительность в смену | Потребность в машино-сменах | Затраты труда и заработная плата на захватку длиной 150 м | |||||
на захватку 1=150 м | на 1 км | на захватку 1=150 м | на 1 км | Норма времени, чел.-ч. | Заработная плата, руб.-коп. | ||||||||
на единицу измерения | на полный объем работ | на единицу измерения | на полный объем работ | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1 | I | Расчет | Планировка верха земполотна автогрейдером ДЗ-122 за 2 прохода по одному следу:16,2 х 150 = 2430 | м2 | 2430 | 16200 | 23500 | 0,10 | 0,69 | 0,00034 | 0,83 | 0-0071 | 17-25 |
2 | I | Расчет | Подкатка верха земполотна катком ДУ-101 на пневмошинах за 2 прохода по одному следу:16,2 х 150 = 2430 | м2 | 2430 | 16200 | 20250 | 0,12 | 0,8 | 0,0004 | 0,96 | 0-0085 | 20-65 |
3 | I | Расчет | Подвоз смеси автосамосвалами КамАЗ 6520 с выгрузкой в бункер щебнераспределителя:(9 + 9,4)/2 х 0,2 х 1,3 х 150 х 1,03 = 370 | м3 | 370 | 2465 | 69 | 5,36 | 35,72 | 0,116 | 42,9 | 2-15 | 795-50 |
4 | I | Расчет | Укладка щебеночной смеси распределителем слоем толщиной 20 см | м3 | 370 | 2465 | 608 | 0,61 | 4,05 | 0,013 | 4,87 | 1-30 | 48-10 |
5 | II | Расчет | Подвоз грунта автосамосвалами с выгрузкой на обочинах:(3 + 3,4)/2 х 2 х 1,1 х 150 х 1,03 = 218 | м3 | 218 | 1410 | 63 | 3,46 | 22,4 | 0,127 | 27,68 | 2-36 | 514-50 |
6 | II | Расчет | Разравнивание и планировка грунта на обочинах автогрейдером ДЗ-122 за 4 прохода по одному следу:3 х 2 х 150 = 900 | м2 | 900 | 6000 | 6000 | 0,15 | 1,0 | 0,0013 | 1,2 | 0-029 | 26-10 |
7 | II | Расчет | Увлажнение грунта из расчета 3% от массы поливомоечной машиной МД-433-03:218 х 1,7 х 0,03 = 11,1 | т | 11,1 | 74 | 68 | 0,16 | 1,09 | 0,117 | 1,31 | 2-14 | 23-75 |
8 | II | Расчет | Уплотнение грунта на обочинах катком на пневмошинах ДУ-101 за 8 проходов по одному следу:3 х 2 х 150 = 900 | м2 | 900 | 6000 | 5926 | 0,15 | 1,01 | 0,0013 | 1,22 | 0-029 | 26-10 |
9 | III | Расчет | Увлажнение щебня из расчета 3% от массы поливомоечной машиной МД-433-03:370 х 1,6 х 0,03 = 17,8 | т | 17,8 | 118,4 | 68 | 0,26 | 1,74 | 0,1176 | 2,09 | 2-16 | 38-45 |
10 | III | Расчет | Уплотнение щебеночного слоя легким катком ДУ-96 за 6 проходов по одному следу:9 х 150 = 1350 | м2 | 1350 | 9000 | 2516 | 0,54 | 3,58 | 0,0032 | 4,3 | 0-063 | 85-05 |
11 | III | Расчет | Уплотнение щебеночного слоя тяжелыми катками ДУ-101 (m = 18 т) за 15 проходов по одному следу | м2 | 1350 | 9000 | 1429 | 0,94 | 6,30 | 0,0056 | 7,56 | 0-12 | 162-00 |
Итого: | 1757-45 |
Таблица 2
Состав отряда
Машины | Профессия и разряд рабочего | Потребность в машино-сменах | Коэффициент загрузки | Количество рабочих | Примечание | |
на 1000 м2 | на захватку | |||||
Автогрейдер ДЗ-122 | Машинист VI разряда | 1,74 | 0,25(1) | 0,25 | 1 | |
Самоходный каток ДУ-101 | Машинист VI разряда | 7,83 | 1,21(2) | 0,606 | 2 | |
Автосамосвал КамАЗ-6520 | Водитель IV разряда | 58,12 | 8,82(9) | 0,98 | 9 | |
Щебнераспределитель | Машинист VI разряда | 3,18 | 0,61(1) | 0,61 | 1 | |
Поливомоечная машина МД-433-03 | Водитель IV разряда | 2,79 | 0,42(1) | 0,42 | 1 | |
Самоходный каток ДУ-96 | Машинист V разряда | 3,71 | 0,54(1) | 0,54 | 1 | |
Итого | 15 | 15 |
Таблица 3
Технология операционного контроля качества работ при устройстве основания (покрытия) из плотных смесей
Основные операции, подлежащие контролю | Состав контроля | Метод и средства контроля | Режим и объем контроля | Лицо, осуществляющее контроль | Предельные отклонения от норм контролируемых параметров | Где регистрируются результаты контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Качество щебня | Влажность щебня | Лабораторный В соответствии с ГОСТ 8269.0-97 | Не реже одного раза в смену | Лаборант | Отклонение не более 10% от оптимальной влажности | Журнал лабораторных работ |
Распределение щебня | Ширина слоя, толщина слоя | Инструментальный Измерительные линейка, рулетка, визирки | Не реже, чем через каждые 100 м | Мастер | Отклонения по ширине +- 10 см, по толщине +- 15мм | Общий журнал работ |
Уплотнение щебеночного основания | Плотность щебеночного основания | Визуальный Контрольный проход катка массой 10-13 т | По всей длине контролируемого участка | Мастер | Отсутствие волн перед вальцом. Положенная под валец щебенка должна раздавливаться. Метод лунки | Общий журнал работ |
Отметки по оси основания | Отметки по оси основания | Инструментальный Нивелир | Промеры не реже, чем через 100 м | Геодезист | Отклонения до +- 50 мм от проектных значений высотных отметок | Журнал технического нивелирования |
Поперечный профиль и ровность поверхности основания | Поперечные уклоны | Инструментальный 1. Нивелир, нивелирная рейка | Промеры не реже, чем через 100 м | Геодезист, мастер | Отклонения от проектных значений в пределах +- 0,010 | Журнал технического нивелирования |
2. Трехметровая рейка | ||||||
Ровность | 1. Трехметровая рейка с клиновым промерником | Промеры не реже, чем через 100 м (на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки основания в пяти контрольных точках) | Геодезист, мастер | Просветы не должны превышать 10 мм | Или общий журнал работ |
3. Безопасность труда
К использованию допускаются машины в работоспособном состоянии.
Перечень неисправностей, при котором запрещается эксплуатация машин, определяется эксплуатационной документацией.
Использовать машины можно только в том случае, если температура окружающего воздуха соответствует указанной в эксплуатационной документации на машину.
До начала работы необходимо определить рабочую зону машины, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими машину, и машинистами других машин.
При использовании машин должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста.
Рабочая зона машины в темное время суток должна быть освещена.
При работе распределителя каменных материалов запрещается затягивать болты на включенных вибраторах; удалять ограждения и настилы и работать без них, выполнять ремонт и регулировку электроаппаратуры при работающем генераторе; держать включенным вибратор, если вибробрус не лежит на основании.
Подъем и опускание передней плиты бункера распределителя материалов следует производить только механизмом подъема, находиться при этом внутри бункера запрещается. Сборку, разборку и ремонт отдельных деталей установки можно производить после поднятия и установки их на опорные козлы.
Подавать автомобиль-самосвал с каменными материалами задним ходом для загрузки бункера укладчика или распределителя мелкого щебня разрешается только после подачи сигнала машинистом укладчика или мастером. Во время работы укладчика или распределителя рабочим запрещается находиться в бункере машины или кузове автомобиля-самосвала.
При работе укладчика и распределителя на насыпях запрещается подъезжать более чем на 1 м к бровке насыпи. Запрещается очищать бункер во время работы.
Запрещается во время работы машины регулировать толщину распределяемого или укладываемого слоя, а также регулировать виброплиты, поправлять или менять ремни вибраторов. Для этого необходимо остановить машину.
При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой: