ОДМ. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (введены в действие распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-468-р) стр. 4

6. ТОИ Р-218-06-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста бульдозера.
7. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с: ил.

Технологическая карта N 2

Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог из грунта притрассовых карьеров скрепером

1. Область применения

1.1. Технологическая карта разработана на возведение земляного полотна высотой до 1,5 м из грунта притрассовых карьеров. Ведущий механизм - самоходный скрепер МоАЗ-6007 с вместимостью ковша 11 м3.
Карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для составления проектов производства работ и организации труда на строительных объектах.
1.2. Эффективность применения скреперов определяется расстоянием транспортировки грунта, вместительностью ковша, трудовыми затратами и скоростью передвижения.
1.3. Выбор машин для производства основных земляных работ должен обосновываться технико-экономическим расчетом.
1.4. В состав работ входят:
- снятие растительного слоя грунта;
- рыхление грунта в карьерах (при необходимости);
- разработка грунта в притрассовом карьере, его перемещение в насыпь и послойное разравнивание;
- устройство временных въездов на насыпь;
- увлажнение уплотненного слоя грунта (при необходимости);
- послойное уплотнение грунта в насыпи;
- срезка рыхлого грунта с откосов насыпи и планировка поверхности откосов;
- планировка верха земляного полотна;
- уплотнение верха земляного полотна;
- покрытие откосов насыпи растительным грунтом.
1.5. Землевозные пути с односторонним движением скреперов и радиусами поворотов не менее 50 м следует устраивать по рациональным схемам, принятым в ППР.

2. Организация и технология производства работ

2.1. Рабочий цикл скрепера при возведении земляного полотна из грунта притрассовых карьеров состоит из следующих операций:
- зарезание и набор грунта;
- транспортировка грунта;
- выгрузка грунта в насыпь;
- обратный холостой ход.
Резание и набор грунта характеризуются толщиной срезаемой стружки и длиной пути набора.
Различают различные способы резания грунта (рис. 1).
Транспортировка грунта определяется скоростью движения машины по трассе. Путь транспортирования грунта к месту его укладки должен быть кратчайшим, с наименьшим числом поворотов и без труднопреодолимых подъемов.
Разгрузка ковша производится при прямолинейном движении со скоростью до 2,5 м/с. Грунт выгружают послойно, горизонтальными продольными рядами, толщиной отсыпаемого слоя 20-30 см, а для сыпучих грунтов 10-15 см.
Обратный холостой ход определяется скоростью движения дорожной машины по трассе. Путь должен быть кратчайшим.
2.2. Перед возведением насыпи необходимо:
- очистить площадь карьера и основания насыпи от корней, пней и валунов;
- перенести столбы линии связи высокого напряжения, а также находящиеся на дорожной полосе различные строения;
- выполнить разбивочные работы;
- снять растительный слой грунта и переместить его во временные отвалы;
- разрыхлить грунт в карьере (при необходимости);
- создать водоотвод в карьере и от основания насыпи;
- устроить временные дороги для транспортировки грунта от карьера к земляному полотну;
- установить линии электропередач для необходимого освещения строительной территории.
2.3. Работы по возведению земляного полотна (рис. 2) из грунта притрассовых карьеров скреперами ведутся поточным методом на восьми захватках длиной 100 м каждая и на заключительном этапе при отделочных работах на одной захватке длиной 600 м. По разработанной технологической последовательности производства работ сменная производительность звена скреперов составила 3115 м3.
Среднее расстояние перемещения грунта принято 300 м.
2.4. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:
- срезка растительного слоя грунта;
- уплотнение основания насыпи самоходным пневмокатком.
Толщина снимаемого растительного слоя грунта в карте принята 30 см, которая в установленном порядке согласовывается с землепользователем.
Впоследствии срезанный растительный грунт подвергается рекультивации и может быть использован для укрепления откосов земляного полотна.