ОДМ. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (введены в действие распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-468-р) стр. 5

Основание насыпи уплотняют пневмоколесным катком ДУ-101 за 4 прохода по одному следу при движении катка по круговой схеме с перекрытием каждого следа на 1/3 его ширины.
2.5. На второй захватке выполняют следующие технологические операции:
- рыхление грунта (при необходимости) в притрассовом карьере бульдозером-рыхлителем;
- разработка грунта в притрассовом карьере и перемещение его в насыпь для послойной отсыпки самоходным скрепером МоАЗ-6007;
- разравнивание и планировка грунта бульдозером.
Для рыхления грунта (при необходимости) применяют бульдозер-рыхлитель ДЗ-171. Грунт рыхлят бороздами по направлению работы скрепера на толщину срезаемой им стружки.
Длина забоя в карьере не должна быть меньше длины пути набора грунта в ковш скрепера. Длина разгрузки грунта в насыпь должна соответствовать объему грунта с учетом толщины отсыпаемого слоя. В данном случае наименьшая длина забоя должна удовлетворять требованиям
L >= l + l ,
min с н
где l - длина скрепера с учетом толкача;
с
1 - длина набора грунта.
н
Длина пути набора грунта в ковш скрепера с применением толкача зависит от вида разрабатываемого грунта и емкости ковша, составляя: для песков и супесей - 11-18 м; для суглинков и глин - 14-26 м. Толщина стружки зависит от вида грунта, находясь в пределах для: песков - 30-35 см; супесей - 15-20 см, суглинков - 18-25 см; глин - 14-18 см. Причем наибольшая толщина в каждом случае означает набор грунта скрепером с помощью трактора- толкача.
Наполнение ковша скрепера в карьере производят только при прямолинейном движении скрепера на первой передаче со скоростью 2-4 км/ч.
Чтобы увеличить эффективность забора грунта в карьере, загрузку ковша скрепера в глинистых грунтах целесообразно осуществлять под уклон до 15°, а в песчаных - на подъем 2-3°. В карьерах с глинистыми грунтами создают забой под уклон даже при ровном рельефе местности. Разработка грунта в карьере происходит с середины под уклон поочередно с противоположных сторон. Уклон должен быть не более 15°.
Мощность трактора-толкача должна быть в 1,5-2 раза больше мощности тягача скрепера или равна ей, а скорости движения трактора-толкача и скрепера - одинаковыми.
В качестве толкача, обслуживающего скрепер при наборе грунта, в данной технологической карте выбран бульдозер ДЗ-94С-1.
При разработке карьера применяют различные способы резания грунта (см. рис. 1). Грунт на участках с уклоном 8-12° зарезают по обычной схеме - прямой стружкой. На горизонтальных участках - преимущественно для рыхлых грунтов - зарезание производят клиновым способом. При разработке песчаных и сыпучих грунтов применяют гребенчатый способ.
Разработку грунта в выемках или грунтовых карьерах производят в шахматной последовательности по шахматно-гребенчатой (рис. 3) или ребристо-шахматной схеме (рис. 4). В плотных неразрыхленных грунтах применяют ребристо-шахматную схему набора, которая обеспечивает хорошее наполнение ковша.
Для более рационального использования толкача необходимо, чтобы каждый скрепер начинал набор грунта там, где закончил загрузку предыдущий (рис. 5).
Карьер устраивают с двусторонним забоем. Разрабатывают его под уклон: три-четыре загрузки с одного склона, затем три- четыре - с другого, и так по всей ширине карьера.
Путь движения скреперов выбирают из расчета минимальной протяженности дороги, наименьшего числа поворотов груженого скрепера и обеспечения уклонов дороги, не превышающих для данного вида скрепера.
На въездах на насыпь земляного полотна для облегчения работы скреперов подъемы устраивают не более 10%.
Расстояния между временными въездами на насыпь и съездами с нее при насыпях с высотой до 1,5-2 м принимают равными 50-80 м, а при более высоких насыпях - с высотой до 3-4 м их увеличивают до 100-120 м. По отношению к оси насыпи въезды и съезды располагают под углом таким образом, чтобы крутизна их не превышала для прицепных скреперов 18-20 %, а поперечный уклон - 8-10%. При высоте земляного полотна до 1 -1,5 м и пологих откосах (1:3 и положе) насыпи, въезды и съезды можно не устраивать.
Въезды устраивают одновременно с возведением земляного полотна основной дороги с помощью бульдозера ДЗ-171.
Временные дороги для транспортировки грунтов скреперами должны быть ровными и достаточно уплотненными.
Разгружают ковш только при прямолинейном движении скрепера на первой и второй передачах со скоростью 3-4 км/ч вдоль бровки отсыпаемой насыпи, начиная от бровки к оси.
При разгрузке грунта ковш скрепера опускают так, чтобы ножи его находились на высоте не более толщины отсыпаемого слоя, одновременно поднимая переднюю заслонку. Когда из передней части ковша высыпается грунт, выдвигают вперед заднюю стенку и высыпают оставшийся в ковше грунт. После этого скрепер перемещают вперед по насыпи с передней заслонкой и задней стенкой в положении, соответствующем загрузке.
Отсыпают грунт слоями не более 0,3 м (во избежание пробуксовки колес) по всей ширине насыпи. Отсыпку грунта ведут способом "от себя", чтобы задействовать движение груженого скрепера для уплотнения ранее уложенного слоя.
Разравнивание грунта производят бульдозерами ДЗ-171 слоями толщиной 0,3 м по челночной схеме. Разравнивать грунт следует по всей ширине земполотна от оси насыпи до откосов на второй скорости бульдозера с перекрытием каждого предыдущего следа на 0,5-0,8 м.
В необходимых случаях грунт перемещают бульдозером в продольном направлении для выравнивания продольного профиля земляного полотна.
После разравнивания грунта поперечные уклоны поверхности отсыпанного слоя должны соответствовать заданному проектному профилю и составлять 20-40%о.
2.6. На третьей захватке выполняют работы по уплотнению насыпи.
Грунт уплотняют слоями толщиной 0,25-0,35 м последовательными круговыми проходами самоходного пневмокатка ДУ-101 по всей ширине насыпи с перемещением полос уплотнения от ее краев к оси и перекрытием каждого предыдущего следа на 1/3 его ширины, причем первый и второй проходы катка делают на расстоянии не менее 2 м от бровки насыпи. Количество проходов катка по одному следу назначается ориентировочно (пробной укаткой). Грунты следует уплотнять при оптимальной влажности, которая для различных видов приблизительно составляет:
Глины - 20-24%;
Суглинки - 15-21%;
Супеси - 13-20%;
Песчано-пылеватые - 10-14%.
Давление в шинах пневмокатка на начальной стадии уплотнения связных грунтов не должно превышать 0,2-0,3 МПа. Давление в шинах на заключительном этапе уплотнения создают: для супесей - 0,3-0,4 МПа, для суглинков - 0,6-0,8 МПа. При уплотнении песков на всех этапах уплотнения давление в шинах катка создают 0,2-0,3 МПа.
Коэффициент уплотнения грунта в слоях насыпи контролируют в соответствии с табл. 1.
Таблица 1
Элементы земляного полотна
Глубина расположения слоя от поверхности покрытия, м
Наименьший коэффициент уплотнения грунта при типе дорожных одежд
капитальном
облегченном и переходном
в дорожно-климатических зонах
I
II, III
IV, V
I
II, III
IV, V
Рабочий слой
До 1,5
0,98-0,96
1,0-0,98
0,98-0,95
0,95-0,93
0,98-0,95
0,95
Примечание. Большие значения коэффициента уплотнения грунта следует принимать при цементобетонных покрытиях и цементогрунтовых основаниях, а также при дорожных одеждах облегченного типа, меньшие значения - во всех остальных случаях.
2.7. На заключительной захватке при отделочных работах выполняются следующие технологические операции:
- планировка верха земляного полотна автогрейдером;
- планировка откосов автогрейдером;