- срезка растительного слоя грунта бульдозером;
- уплотнение основания насыпи пневмокатком.
Толщину срезаемого растительного слоя грунта устанавливают по согласованию с землепользователем. В карте принята толщина этого слоя 30 см.
Работы в данной технологической карте выполняют бульдозером ДЗ-171 по поперечной схеме. Грунт срезают от оси дороги поперечными проходами бульдозера, перекрывая каждый предыдущий след на 0,25-0,3 м, и перемещают за пределы полосы отвода.
В дальнейшем срезанный растительный грунт используют Для укрепления откосов земляного полотна.
Основание насыпи уплотняют катком ДУ-101 за 4 прохода по одному следу. При уплотнении каждый предыдущий след перекрывают последующим на 1/3 его ширины. Движение катка осуществляют по круговой схеме.
Основание насыпи должно иметь коэффициент уплотнения не ниже 0,98.
2.4. На второй, третьей, четвертой и пятой захватках выполняются технологические операции по устройству соответственно нижнего, второго, третьего и верхнего слоев грунта земляного полотна в следующей последовательности:
- разработка грунта в карьере экскаватором с погрузкой в автомобили-самосвалы;
- подвозка грунта автомобилями-самосвалами в насыпь для отсыпки соответственно нижнего, второго, третьего и верхнего слоя;
- послойное разравнивание грунта в насыпи бульдозером;
- послойное увлажнение грунта водой до оптимальной влажности (при необходимости);
- послойное уплотнение грунта самоходными катками на пневматических шинах при 10 проходах по одному следу.
2.5. Ширина насыпи по верху на уровне дна корыта при принятой толщине дорожной одежды 0,6 м и крутизне откосов 1:3 составляет 18,6 м (см. рис. 1).
Отсыпка насыпи с учетом толщины снимаемого растительного слоя грунта предусмотрена в четыре слоя по 0,3 м каждый.
2.6. Технологической картой предусмотрено возведение насыпи земляного полотна с разработкой грунта экскаваторами ЭО-4225 и транспортировкой автомобилями-самосвалами КамАЗ-55111 на расстояние 2,5 км.
Разработку грунтового карьера экскаваторами "прямая лопата" производят по схеме (рис. 2).
Сечение забоя устанавливают в соответствии с рабочими характеристиками выбранного типа экскаватора (рис. 3).
При принятой схеме разработки грунтового карьера экскаватором вначале устраивается сквозная поперечная траншея (@), транспортные средства в этом случае размещаются выше уровня стоянки экскаватора. В дальнейшем разработка карьера ведется продольными проходами.


Глубина первой пионерной траншеи (рис. 3) определяется из условия обеспечения погрузки грунта в автомобиль-самосвал при использовании наибольшей высоты выгрузки
H = H - 0,5 - h ,
1 в 1
где Н - наибольшая высота выгрузки, м;
в
0,5 - расстояние по высоте между днищем ковша и верхом борта
автомобиля, м;
h - погрузочная высота автомобиля-самосвала, м.
1
Расстояние от кромки разрабатываемой траншеи до оси прохода экскаватора определяется по условиям обеспечения погрузки грунта в автомобиль-самосвал при использовании наибольшего радиуса выгрузки
А = R - 1 - b/2,
вв
где R - наибольший радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки, м;
вв
1 - безопасный зазор между кромкой выемки и колесом
автомобиля-самосвала, м;
b - ширина базы автомобиля-самосвала, м.
Ось прохода экскаватора при разработке второй траншеи должна располагаться на расстоянии R_в от оси движения автомобиля-самосвала, который в нашем случае будет двигаться на уровне основания пионерной траншеи.
При разработке третьей траншеи положение оси прохода определяется размещением транспортных средств, которые будут двигаться на уровне стоянки экскаватора.
При разработке четвертой траншеи автомобили-самосвалы размещаются на уровне основания первого яруса и при разработке пятой траншеи - на уровне стоянки экскаватора.
Подобными расчетами можно определить количество проходов экскаватора и разработать схему его работы при других исходных данных и размерах грунтового карьера.
Уклоны дна проходок должны предотвращать приток и скопление в забоях грунтовых и поверхностных вод.
Рабочий цикл экскаватора с прямой лопатой состоит из следующих операций:
- копания грунта (движение стрелы, рукояти и ковша);
- поворота на разгрузку (поворот платформы со всем рабочим оборудованием);
- разгрузки (открыванием днища ковша или поворотом ковша относительно рукояти);
- поворота в забой;
- опускания стрелы и рукояти с ковшом на подошву забоя.
