2.7. Транспортировку грунта из карьера в насыпь производят автомобилями-самосвалами КамАЗ-55111.
Количество транспортных средств, необходимых для перевозки грунта, определяют расчетом с учетом фактических условий работы и дальности возки. В каждый автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 загружают 7,5 м3 грунта.
Грунт транспортируют до места производства работ и выгружают через каждые 5 м вдоль насыпи и через каждые 5 м по ее ширине (рис. 5).

Расстояние между центрами куч вдоль насыпи определяют по формуле
Q х n
l = ────────────,
н B х h х ро
где Q - грузоподъемность автомобиля-самосвала, т;
В - ширина полосы (или средняя линия) рассыпаемого материала, м;
h - толщина слоя, м;
ро - плотность материала, т/м3;
n - количество куч, выгружаемых в каждом поперечном створе.
13 х 5
l = ────────────────── = 4,97 ~ 5 м.
н 24,09 х 0,3 х 1,75
Расстояние между центрами куч по ширине насыпи
l = B/n = 24,09/5 = 4,98 ~ 5 м.
п
2.9. Грунт уплотняют слоями толщиной 0,30 м последовательными круговыми проходами пневмокатка ДУ-101 по всей ширине насыпи за десять проходов по одному следу.
Уплотнять грунт следует при оптимальной влажности, определенной по ГОСТ 22733-77, которая не должна выходить за пределы указанной в табл. 1 для разных типов грунтов.
При недостаточной влажности грунт увлажняют с помощью поливомоечной машины. В технологической карте расход воды на эти цели принят в количестве 3% от объема грунта.
Первые два прохода катка следует выполнять на расстоянии 2 м от бровки насыпи, а затем, смещая проходы на 1/3 ширины следа в сторону бровки, уплотняют края насыпи, не доходя 0,3-0,5 м до откоса. После этого продолжают уплотнение круговыми проходами от края к середине (рис. 6).
В целях уплотнения грунта в краевых частях насыпи, прилегающих к откосу, ее следует отсыпать на 0,3-0,5 м шире проектного очертания.
Каждый последующий проход по одному и тому же следу начинают после перекрытия предыдущими проходами всей ширины земляного полотна.
Таблица 1
Вид грунта | Влажность, %, при требуемом коэффициенте уплотнения | ||
1-0,98 | 0,95 | 0,90 | |
Пески пылеватые, супеси легкие, крупные | Не более 1,35 | Не более 1,6 | Не нормируется |
Супеси легкие и пылеватые | 0,8-1,25 | 0,75-1,35 | 0,7-1,6 |
Супеси тяжелые пылеватые и суглинки легкие пылеватые | 0,85-1,15 | 0,8-1,2 | 0,75-1,4 |
Суглинки тяжелые пылеватые, глины | 0,95-1,05 | 0,9-1,1 | 0,85-1,2 |
Требуемый коэффициент уплотнения грунта приведен в табл. 2. При оптимальной влажности грунта для достижения коэффициента уплотнения 0,95 ориентировочно назначают 6-8 проходов катка для связных и 4-6 - для несвязных грунтов; для достижения коэффициента уплотнения 0,98 - 8-12 проходов для связных и 6-8 - для несвязных грунтов. Необходимое количество проходов катка по одному следу уточняют пробным уплотнением.
Таблица 2
Элементы земляного полотна | Глубина расположения слоя от поверхности покрытия, м | Наименьший коэффициент уплотнения грунта при типе дорожных одежд | ||||||
капитальном | облегченном и переходном | |||||||
в дорожно-климатических зонах | ||||||||
I | II, III | IV, V | I | II, III | IV, V | |||
Рабочий слой | До 1,5 | 0,98-0,96 | 1,0- 0,98 | 0,98-0,95 | 0,95-0,93 | 0,98-0,95 | 0,95 |
Для связных грунтов на начальном этапе уплотнения давление в шинах пневмокатка не должно превышать 0,2-0,3 МПа, на заключительном этапе - 0,6-0,8 МПа. При уплотнении песков давление в шинах на всех стадиях уплотнения не должно быть более 0,2-0,3 МПа.
Первый и последний проходы по полосе участка выполняют на малой скорости пневмокатка (2-2,5 км/ч), промежуточные проходы - на большой (до 8 км/ч).
Отсыпку каждого последующего слоя можно производить только после разравнивания и уплотнения предыдущего, а также контроля качества работ.
2.10. На заключительном этапе работы выполняются следующие технологические операции:
- планировка верха земляного полотна автогрейдером;
- планировка откосов автогрейдером;
- покрытие откосов насыпи растительным грунтом.
Технологической картой предусматривается выполнять планировочные работы автогрейдером ДЗ-122.
Перед началом планировки необходимо проверить и восстановить положение оси и бровок земляного полотна в плане на прямых, переходных и основных кривых, а также в продольном профиле. Порядок производства геодезических работ изложен в технологической карте "Геодезические работы при устройстве земляного полотна".
Планировку следует начинать с наиболее низких участков (в продольном профиле).
Верх земляного полотна планируют путем последовательных проходов автогрейдера, начиная от краев с постепенным смещением к середине. Перекрытие следов составляет 0,3-0,5 м. Работы выполняют по челночной схеме за четыре прохода автогрейдера по одному следу.
Откосы насыпи планируются за два прохода автогрейдера по одному следу при его движении непосредственно по откосу (при крутизне откосов не менее 1:3).
После окончания планировочных работ на данном участке проводятся работы по восстановлению растительного слоя грунта путем надвижки его на откосы насыпи бульдозером, перемещая его из валиков в поперечном направлении.
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл. 3, 4, 5.
Технологический план потока по возведению насыпи земляного полотна приведен на рис. 6.
Технология операционного контроля качества работ при возведении насыпи земляного полотна приведена в табл. 5.

Таблица 3
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
N процессов | N захваток | Источник обоснования норм выработки (ЕНиРы и расчеты) | Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ | Единица измерения | Количество работ | Производительность в смену | Потребность в машино-сменах | Затраты труда и заработная плата на захватку длиной 200 м | |||||||||
на захватку 1=200 м | на 1 км | на захватку 1=200 м | на 1 км | Норма времени, чел.-ч. | Заработная плата, руб.-коп. | ||||||||||||
на единицу измерения | на полный объем работ | на единицу измерения | на полный объем работ | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||||
I. Основные земляные работы (захватка 1=200 м) | |||||||||||||||||
1 | I | Расчет | Снятие растительного слоя грунта толщиной 0,3 м бульдозером ДЗ-171 и перемещение его в обе стороны от оси дороги в количестве(25,8 + 2) х 200 х 0,3 = 1670 | м3 | 1670 | 8340 | 1206 | 1,4 | 6,9 | 0,007 | 11,7 | 0-14 | 240-30 | ||||
2 | Расчет | Уплотнение основания насыпи самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах за 4 прохода по одному следу | м2 | 5160 | 25800 | 8695 | 0,6 | 3,0 | 0,0009 | 4,6 | 0-02 | 102-98 | |||||
3 | II | Расчет | Разработка грунта II группы экскаватором ЭО-4225 с погрузкой грунта в автомобили-самосвалы | м3 | 1645 | 8220 | 780 | 2,10 | 10,5 | 0,02 | 33,80 | 0-42 | 688-44 | ||||
4 | II | Расчет | Транспортировка грунта по грунтовым дорогам на среднее расстояние 2,5 км с разгрузкой его в насыпь автосамосвалами КамАЗ-55111 при V_cp=22 км/ч. Количество грунта при его плотности 1,75 т/ м3:1645 х 1,75 = 2880 | т | 2880 | 14400 | 160 | 18 | 90 | 0,05 | 144 | 0-93 | 2672-46 | ||||
5 | II | Расчет | Разравнивание нижнего слоя грунта в насыпи бульдозером ДЗ-171 с перемещением 50% отсыпанного грунта на расстояние до 5 м | м3 | 822 | 4110 | 1510 | 0,5 | 2,7 | 0,005 | 4,1 | 0-10 | 85-82 | ||||
6 | II | Расчет | Увлажнение грунта водой до оптимальной влажности поливомоечной машиной МД 433-03 при дальности возки 3 км в количестве 3% от массы грунта:2880 х 0,03 = 86,4 | т | 86 | 432 | 68 | 1,30 | 6,4 | 0,12 | 10,1 | 2-24 | 193-01 | ||||
7 | II | Расчет | Уплотнение нижнего слоя грунта в насыпи толщиной 0,3 м в плотном теле самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах при 10 проходах по одному следу | м3 | 1645 | 8220 | 1355 | 1,20 | 6,10 | 0,006 | 9,7 | 0-13 | 205-97 | ||||
8 | III | Расчет | Разработка грунта II группы экскаватором ЭО-4225 с погрузкой грунта в автомобили- самосвалы | м3 | 1525 | 7620 | 780 | 2,0 | 9,80 | 0,02 | 30,6 | 0,43 | 655-66 | ||||
9 | III | Расчет | Транспортировка грунта по грунтовым дорогам на среднее расстояние 2,5 км с разфузкой его в насыпь автосамосвалами КамАЗ-55111 при V_cp=22 км/ч. Количество грунта при его плотности 1,75 т/ м3:1525 х 1,75 = 2669 | т | 2670 | 13350 | 160 | 16,7 | 83,4 | 0,05 | 133,5 | 0-93 | 2479-45 | ||||
10 | III | Расчет | Разравнивание второго слоя грунта в насыпи бульдозером ДЗ-171 с перемещением 50% отсыпанного грунта на расстояние до 5 м | м3 | 763 | 3810 | 1510 | 0,51 | 2,51 | 0,005 | 3,80 | 0-11 | 85-82 | ||||
11 | III | Расчет | Увлажнение грунта водой до оптимальной влажности поливомоечной машиной МД 433-03 при дальности возки 3 км в количестве 3% от массы грунта:2670 х 0,03 = 80,1 | т | 80 | 400 | 68 | 1,2 | 5,90 | 0,12 | 9,4 | 2-23 | 178-16 | ||||
12 | III | Расчет | Уплотнение второго слоя грунта в насыпи толщиной 0,3 м в плотном теле самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах при 10 проходах по одному следу | м3 | 1525 | 7620 | 1355 | 1,1 | 5,6 | 0,006 | 9,2 | 0-12 | 188-80 | ||||
13 | IV | Расчет | Разработка грунта II группы экскаватором ЭО-4225 с погрузкой грунта в автомобили- самосвалы | м3 | 1405 | 7030 | 780 | 1,8 | 9,0 | 0,02 | 28,2 | 0-42 | 590-09 | ||||
14 | IV | Расчет | Транспортировка грунта по грунтовым дорогам на среднее расстояние 2,5 км с разгрузкой его в насыпь автосамосвалами КамАЗ-55111 при V_ср=22 км/ч. Количество грунта при его плотности 1,75 т/ м3: 1405 х 1,75 = 2459 | т | 2460 | 12295 | 160 | 15,4 | 76,8 | 0,05 | 123 | 0-93 | 2286-44 | ||||
15 | IV | Расчет | Разравнивание третьего слоя грунта в насыпи бульдозером ДЗ-171 с перемещением 50% отсыпанного грунта на расстояние до 5 м | м3 | 703 | 3515 | 1510 | 0,50 | 2,3 | 0,005 | 3,50 | 0-12 | 85-82 | ||||
16 | IV | Расчет | Увлажнение грунта водой до оптимальной влажности поливомоечной машиной МД 433-03 при дальности возки 3 км в количестве 3% от массы грунта:2460 х 0,03 = 73,8 | т | 74 | 370 | 68 | 1,1 | 5,4 | 0,12 | 8,9 | 2-21 | 163-32 | ||||
17 | IV | Расчет | Уплотнение третьего слоя грунта в насыпи толщиной 0,3 м в плотном теле самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах при 10 проходах по одному следу | м3 | 1405 | 7030 | 1355 | 1,04 | 5,20 | 0,006 | 8,40 | 0-13 | 178-51 | ||||
18 | V | Расчет | Разработка грунта II группы экскаватором ЭО-4225 с погрузкой грунта в автомобили- самосвалы | м3 | 1290 | 6435 | 780 | 1,70 | 8,30 | 0,02 | 25,80 | 0-43 | 557-31 | ||||
19 | V | Расчет | Транспортировка грунта по грунтовым дорогам на среднее расстояние 2,5 км с разгрузкой его в насыпь автосамосвалами КамАЗ-55111 при V_cp=22 км/ч. Количество грунта при его плотности 1,75 т/м3:1290 х 1,75 = 2260 | т | 2260 | 11290 | 160 | 14,1 | 70,6 | 0,005 | 113 | 0-93 | 2093-43 | ||||
20 | V | Расчет | Разравнивание верхнего слоя грунта в насыпи бульдозером ДЗ-171 с перемещением 50% отсыпанного грунта на расстояние до 5 м | м3 | 645 | 3225 | 1510 | 0,40 | 2,10 | 0,005 | 3,20 | 0-11 | 68-66 | ||||
21 | V | Расчет | Увлажнение грунта водой до оптимальной влажности поливомоечной машиной МД 433-03 при дальности возки 3 км в количестве 3% от массы грунта:2260 х 0,03 = 67,8 | т | 68 | 340 | 68 | 1,0 | 5,0 | 0,12 | 8,16 | 2-18 | 148-47 | ||||
22 | V | Расчет | Уплотнение верхнего слоя грунта в насыпи толщиной 0,3 м в плотном теле самоходным катком ДУ-101 на пневматических шинах при 10 проходах по одному следу | м3 | 1290 | 6435 | 1355 | 0,95 | 4,75 | 0,006 | 7,7 | 0-13 | 136-06 | ||||
Итого: | 732,36 | 14111,98 | |||||||||||||||
II. Заключительные земляные работы (захватка 1 = 800 м) | |||||||||||||||||
1 | I | Расчет | Планировка верха насыпи автогрейдером ДЗ-122 за 2 круговых прохода по одному следу. Объем работ на 1 км:18,6 х 1000 = 18600 | м2 | 14880 | 18600 | 23500 | 0,63 | 0,79 | 0,0003 | 5,1 | 0-01 | 108-13 | ||||
2 | I | Расчет | Планировка откосов насыпи длиной до 30 м автогрейдером ДЗ-122 при рабочем ходе в двух направлениях:2,85 х 2 х 1000 = 5700 | м2 | 4560 | 5700 | 20500 | 0,22 | 0,28 | 0,0004 | 1,78 | 0-01 | 37-76 | ||||
3 | I | Расчет | Покрытие откосов насыпи растительным слоем толщиной 0,2 м и его распределение бульдозером ДЗ-171:2,85 х 2 х 0,2 х 1000 = 1140 | м3 | 912 | 1140 | 2285 | 0,4 | 0,5 | 0,0035 | 3,19 | 0-08 | 68-66 | ||||
Итого: | 10,07 | 214-55 |