ОДМ. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (введены в действие распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-468-р) стр. 9

Таблица 4

Состав отряда

Машины
Профессия и разряд рабочего
Потребность в машино-сменах
Коэффициент загрузки
Количество рабочих
Примечание
на 1000 м
на 200 м
I. Основные земляные работы (захватка 200 м)
Экскаватор ЭО-4225
Машинист VI разряда, V разряда
37,6
7,6 (8)
0,95
16
Автосамосвал КамАЗ-55111
Водитель
320,8
64,2 (65)
0,99
65
Бульдозер ДЗ-171
Машинист VI разряда
16,5
3,3 (4)
0,83
4
Поливомоеч- ная машина МД 433-03
Водитель
22,7
4,6 (5)
0,92
5
Самоходный каток на пневмошинах ДУ-101
Машинист VI разряда
24,65
4,89(5)
0,98
5
II. Заключительные земляные работы (захватка 800 м)
Автогрейдер
ДЗ-122
Машинист VI разряда
1,07
0,85(1)
0,85
1
Самоходный каток на пневмошинах ДУ-101
Машинист VI разряда
0,79
0,63(1)
0,63
1
Бульдозер ДЗ-171
Машинист VI разряда
0,5
0,41 (1)
0,4
1
Итого:
90
98
Таблица 5

Технология операционного контроля качества работ при возведении насыпи экскаваторами

Основные операции, подлежащие контролю
Состав контроля
Метод и средства контроля
Режим и объем контроля
Лицо, осуществляющее контроль
Предельные отклонения от норм контролируемых параметров
Где регистрируются результаты контроля
1
2
3
4
5
6
7
Снятие растительного слоя грунта
Толщина снимаемого слоя грунтаИнструментальныйИзмерительная линейка, визиркиПромеры не реже, чем через 100 м
Мастер
+- 20% от проектной толщины
Общий
журнал работ
Разработка грунта экскаватором
1. Отсутствие негабаритных камнейВизуальныйПостоянно
Мастер, лаборант
-
Общий журнал работ
2. Однородность грунта-
Отсыпка грунта в насыпь автосамосвалами
1.Порядок и способ отсыпки.2. Регулирование движения автомобилей по отсыпаемому слоюИнструментальный1. Рулетка измерительная2. ВизиркиПостоянно
Мастер
-
Общий журнал работ
Разравнивание грунта в насыпи
1. Толщина слояИнструментальный1. Визирки1. Промеры не реже, чем через 100 м
Мастер, геодезист
1. -
Общий журнал работ
Журнал технического нивелирования
2. Высотные отметки продольного профиля2. Нивелир, визирки2. Промеры не реже, чем через 100 м2. +- 50 мм от проектных значений высотных отметок
3. Расстояние между осью и бровкой земляного полотна.3. Рулетка измерительная3. Промеры не реже, чем через 100 м3. +- 10 см от проектных значений ширины
4. Крутизна откосов4. Уклономер
4. Промеры через 50 м
4. Уменьшение крутизны до 10% от проектного значения
5. Поперечные уклоны
5. Промеры через 50 м
5. +- 0,010 от проектных значений поперечных уклонов
Уплотнение грунта в насыпи
1. Режим уплотненияВизуальный1. Визуальный
1. Постоянно
Мастер,
лаборант
1.-
Общий журнал работ
Журнал пробного уплотнения грунта
Журнал контроля плотности земляного полотна
Лабораторный
2. Влажность уплотняемого слоя2. Метод режущего кольца
2. Не реже одного раза в смену
2. см.табл.2
3. Фактическая плотность грунта3. Метод режущего кольца
3. Не менее трех образцов (по оси земполотна и 1,5-2,0 м от бровки) не реже, чем через 50 м- для верхнего слоя, не реже, чем через 20 м - для нижних слоев
3. Снижение плотности грунта на 4% от проектных значений до 10% определений, остальные результаты не ниже проектных значений
Планировка верха земляного полотна и откосов
Инструментальный
Мастер,
геодезист
Журнал технического нивелирования
Ведомость приемки земляного полотна
1. Высотные отметки продольного профиля1. Нивелир, визирки
1. Промеры не реже, чем через 10
1. +- 50 мм от проектных значений высотных отметок
2. Расстояние между осью и бровкой земляного полотна2. Рулетка измерительная
2. Промеры через 50 м
2. +- 10 мм от проектных значений
3. Поперечные уклоны3. Уклономер
3. Промеры не реже, чем через 100 м
4. Промеры не реже, чем через 50 м в трех точках на поперечнике (по оси к бровкам)
3. +- 0,010 от проектных значений
4. Ровность поверхности4. Нивелир, нивелирная рейка4. +- 50 мм от проектных значений
5. Крутизна откосов5. Уклономер
5. Промеры через 50 м
5. Уменьшение крутизны до 10% от проектного значения

3. Безопасность труда

Требования техники безопасности для одноковшовых экскаваторов являются общими и выполняются независимо от типа машин и вида сменного рабочего оборудования. Для работы экскаватор устанавливают на твердом, заранее спланированном основании (площадке) с уклоном, не превышающим допустимой величины, обусловленной техническим паспортом.
Для предупреждения опасности самопроизвольного смещения (откатывания) под гусеницы подкладывают инвентарные упоры.
Ожидающие погрузки транспортные средства должны находиться за пределами радиуса действия ковша экскаватора не ближе 5 м, становиться под погрузку и отъезжать после ее окончания только с разрешающего сигнала машиниста.
Погрузка в автотранспорт производится со стороны заднего или бокового борта.
При погрузке разных по свойствам грунтов в кузов самосвала вначале грузят сухой, затем вязкий грунт. Для предотвращения поломок транспортных средств грунт высыпают с минимальной высоты, допускающей беспрепятственное открывание днища ковша, при этом грунт равномерно распределяют по кузову и следят, чтобы он не пересыпался через борта.
При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:
1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве.
2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
3. ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера (прицепного грейдера).
4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
6. ТОИ Р-218-25-94. Типовая инструкция по охране труда для машинистов одноковшовых гусеничных и пневмоколесных экскаваторов.
7. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с: ил.

Технологическая карта N 4

Устройство выемки глубиной 1 м с разработкой грунта скреперами

1. Область применения

Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительном объекте.
В технологической карте предусмотрена разработка выемки глубиной 1 м (грунт II группы) самоходными скреперами МоАЗ-6014 с вместимостью ковша 8,3 м3. Общая сменная производительность звена из 7 скреперов 2240 м3 при дальности возки 300 м.
1.2. В состав работ входят:
- снятие растительного слоя грунта;
- разработка и перемещение грунта;
- срезка недобора грунта с откосов;
- планировка верха земляного полотна и откосов;
- нарезка кюветов;
- подкатка верха земляного полотна.

2. Организация и технология производства работ

2.1. Перед началом основных работ по разработке выемки (рис. 1) необходимо выполнить следующие операции:
- восстановить трассу дороги;
- произвести разбивку и закрепление полосы отвода;
- расчистить территорию в пределах полосы отвода от леса, кустарников, пней, корней и валунов;
- произвести разбивку земляного полотна;
- устроить временный водоотвод.
2.2. Работы по устройству выемки глубиной 1 м выполняются в разработанной технологической последовательности (табл. 1) поточным методом на трех захватках.
2.3. На первой захватке производят работы по снятию растительного слоя грунта. Толщина срезаемого растительного слоя устанавливается проектом и согласовывается с землепользователем. В карте принята толщина срезаемого слоя 20 см. Срезка растительного грунта осуществляется бульдозером ДЗ-171 по поперечной схеме. Грунт срезают от оси дороги в поперечном направлении с перемещением за пределы полосы отвода, перекрывая каждый предыдущий след на 0,25-0,3 м.
Срезанный грунт впоследствии используется для укрепления откосов выемки.
2.4. На второй захватке выполняются следующие технологические операции:
- разработка скрепером грунта в выемке с перемещением его в насыпь на расстояние 300 м;
- зачистка откосов автогрейдером.
Движение скрепера при разработке и перемещении грунта осуществляется по эллиптической схеме. Полный рабочий цикл скрепера состоит из следующих операций: резания грунта (наполнения ковша), перемещения грунта, разгрузки ковша, холостого хода в забой.
Резание грунта скрепер осуществляет по прямой, параллельной оси дороги, со скоростью 2,5-3,5 км/ч на первой передаче. Наполнение и разгрузка ковша происходят на ходу.
Выемку разрабатывают по ребристо-шахматной схеме (рис. 2). Зарезание грунта можно производить по одному из трех способов, показанных на рис. 3.