ОДМ. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (введены в действие распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-468-р) стр. 11

4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
6. ТОИ Р-218-08-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста скрепера.
7. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с: ил.

Технологическая карта N 5

Возведение насыпи земляного полотна автомобильных дорог высотой 9 м с разработкой грунта в карьере экскаваторами ЭО-4225 и транспортировкой автомобилями-самосвалами (сосредоточенные работы)

1. Область применения

Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительном объекте.
Технологическая карта составлена на возведение насыпи земляного полотна высотой 9 м при разработке грунта II группы экскаваторами типа ЭО-4225 с вместимостью ковша 1,25 м3 и перевозке грунта автомобилями-самосвалами. Для транспортирования грунта в данном технологическом процессе приняты автомобили-самосвалы КамАЗ-55111.
Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ с учетом имеющихся материально-технических ресурсов.

2. Организация и технология производства работ

2.1. До возведения земляного полотна необходимо:
- восстановить и закрепить трассу дороги и полосу отвода;
- расчистить территорию в пределах полосы отвода от кустарников, пней и валунов;
- произвести разбивку земляного полотна и грунтового карьера;
- устроить временные землевозные дороги для транспортирования грунта;
- устроить съезды в забой и выезды из него;
- обеспечить отвод поверхностных и грунтовых вод от забоя;
- устроить освещение забоя и отвалов при работе в темное время суток.
2.2. Работы по возведению земляного полотна (рис. 1) из сосредоточенного грунтового карьера при разработке грунта экскаваторами ЭО-4225 и транспортировании в насыпь автомобилями-самосвалами КамАЗ-55111 на среднее расстояние 1,5 км ведутся в разработанной технологической последовательности процессов производства работ (табл. 3).
Объем сосредоточенных земляных работ без присыпных обочин с учетом поправки на снятие растительного слоя толщиной 0,3 м составляет 28865 м3 (см. рис. 1). Толщина дорожной одежды принята 0,6 м.
Основные объемы работ рассчитаны для участка сосредоточенных работ длиной 100 м.
2.3. В первую очередь выполняются следующие технологические операции:
- срезка растительного слоя грунта бульдозером;
- уплотнение основания насыпи пневмокатком.
Толщину срезаемого растительного слоя грунта устанавливают по согласованию с землепользователем. В карте принята толщина этого слоя 30 см.
Работы, отмеченные в данной технологической карте, выполняют бульдозером ДЗ-171 по поперечной схеме (рис. 2). Грунт срезают от оси дороги поперечными проходами бульдозера, перекрывая каждый предыдущий след на 0,25-0,3 м, и перемещают за пределы полосы отвода.
Бульдозер ДЗ-171 за один проход перемещает 3,0 м3 грунта. Длину очищаемого за один прием участка (м) следует определять по формуле
V
l = ────────────,
(B -z) х h
где V - объем грунта, который может переместить бульдозер за один проход,
м3;
В - ширина отвала бульдозера, м;
z - перекрытие следа (0,25-0,3 м);
h - толщина растительного слоя, м.
В дальнейшем срезанный растительный грунт используют для укрепления откосов земляного полотна.
Основание насыпи уплотняют катком ДУ-101 за 4 прохода по одному следу. При уплотнении каждый предыдущий след перекрывают последующим на 1/3 его ширины. Движение катка осуществляют по круговой схеме.
Основание насыпи должно иметь коэффициент уплотнения не ниже 0,98.
2.4. Технологической картой предусмотрено возведение насыпи земляного полотна с разработкой грунта экскаваторами ЭО-4225 и транспортировкой автомобилями-самосвалами КамАЗ-55111 на расстояние 1,5 км.
Разработку грунтового карьера экскаваторами "прямая лопата" производят по схеме (рис. 3).
Сечение забоя устанавливают в соответствии с рабочими характеристиками выбранного типа экскаватора (рис. 4).
При принятой схеме разработки грунтового карьера экскаватором вначале устраивается сквозная поперечная траншея, транспортные средства в этом случае размещаются выше уровня стоянки экскаватора. В дальнейшем разработка карьера ведется продольными проходами.
Глубина первой пионерной траншеи (@) (см. рис. 4) определяется из условия обеспечения погрузки грунта в автомобиль-самосвал при использовании наибольшей высоты выгрузки
H = H - 0,5 - h ,
1 в 1
где Н - наибольшая высота выгрузки, м;