Свод правил по проектированию и строительству СП 42-101-2003 "Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб" (одобренный постановлением Госстроя РФ от 26 июня 2003 г. N 112) стр. 34

10.173 Укладку футляров под настилом (мостом) производят методом протаскивания.

Прокладка защитных футляров под автодорогами открытым способом без устройства объезда или переезда

10.174 Прокладка защитного футляра открытым способом без устройства объезда или переезда с временным перекрытием движения транспорта возможна при пересечении газопроводом автомобильных дорог с малой интенсивностью движения транспорта.
10.175 Для производства работ выбирается период в течение суток с наименее интенсивным движением транспорта.
10.176 До перекрытия движения ведутся разработка траншеи на прилегающих к дороге участках с обеих сторон дороги, подготовка защитного футляра и плети к укладке, заготовка грунта, щебня, гравия и др., обеспечивается наличие резервной техники и персонала.
10.177 Разработка траншей ведется без крепления стенок траншей с минимальными откосами. При этом нахождение людей в траншее запрещается.
10.178 Укладка защитного футляра производится с бермы траншеи краном-трубоукладчиком путем его надвижки и опуска на дно траншеи. Возможна укладка футляра с "продетой" через него трубной плетью.

Открытый способ строительства переходов под железными дорогами

10.179 Открытый способ строительства используется на переходах под железными дорогами с малой интенсивностью движения (лесовозные железные дороги; тупиковые, подъездные и т.п.).
10.180 Прокладку открытым способом осуществляют без устройства переезда или с применением временных переездных мостов, изготовленных из рельсовых пакетов, или инвентарных мостов, монтируемых на участке перехода из пакетов сварной конструкции. Наиболее простыми в изготовлении и монтаже являются инвентарные мосты с использованием рельсовых пакетов для подвески несущих шпал, на которые опираются путевые рельсы в границах длины расчетного пролета.
10.181 Временные инвентарные переездные мосты могут быть применены при условии ограничения скорости движения поезда до 25 км/ч. Переезды изготавливаются по типовым проектам или специальному проекту.
10.182 Работы по раскопке насыпи и рытью траншеи выполняются в присутствии представителей службы пути. Устройство креплений выполняют сверху вниз по мере углубления траншеи. Разрешается разрабатывать грунт без крепления только на глубину, равную ширине одной закладной доски.
10.183 При рытье траншей рекомендуется соблюдать следующий порядок выполнения операций по устройству крепления:
- крепление стенок траншеи осуществлять в пределах балластного слоя на глубину 1-1,5 м шпунтом, а ниже - досками толщиной 70 мм;
- доски закладывать за вертикальные стойки по мере углубления траншеи вплотную к грунту и укреплять распорками;
- стойки крепления траншеи устанавливать не реже, чем через 1,25 м;
- распорки крепления располагать на расстоянии одна от другой по вертикали не более 1 м; распорки закреплять на стойках бобышками сверху и снизу;
- верхние доски должны выступать, как правило, выше бровки траншеи на 10 см.
10.184 После укладки в траншею защитного футляра ее засыпают сначала в пределах насыпи, а затем по всей длине футляра. При этом траншеи, пересекающие железнодорожное полотно, засыпают песком с тщательным послойным уплотнением. При засыпке крепления разбирают в обратном порядке, т.е. снизу вверх. Толщина слоя засыпки 25-30 см. Порядок разборки креплений такой же, как при засыпке траншей, пересекающих автомобильные дороги. После засыпки траншеи и разборки крепления восстанавливают балластный слой. Затем осуществляют демонтаж переезда и засыпку щебнем углублений в тех местах, где находились несущие шпалы. Затем монтируют рельсы. Восстановление балластного слоя и верхнего строения железной дороги производится силами железнодорожной бригады.

Прокладка защитного футляра продавливанием

10.185 При прокладке защитного футляра методом продавливания к его переднему концу приваривают кольцевой нож для уменьшения лобового сопротивления вдавливанию футляра в грунт (рисунок 11). Скосы режущих кромок ножей выполняют под углом 15-22°, при этом они могут быть изготовлены с наклоном внутрь или наружу.
Наиболее часто применяют расширительные ножи серпообразного или кольцевого сечения. Ножи серпообразного сечения позволяют создавать серпообразный зазор в верхней части горизонтальной скважины на 0,60-0,75 длины ее окружности, что способствует сохранению направления проходки.
Для уменьшения сил трения, возникающих между стенкой защитного футляра и грунта, необходимо обеспечить зазор между футляром и скважиной. Для формирования такого зазора наружный диаметр кольцевых ножей принимают на 30-60 мм больше наружного диаметра прокладываемого защитного футляра (рисунок 11, таблица 24).
10.186 При продавливании особо уделяется внимание прочности задней (упорной) стенки, воспринимающей упорные реакции усилий подачи, развиваемых гидродомкратной установкой. Конструкции типовых упорных стенок (при расстоянии h от поверхности земли до оси трубы более 2,4 м) в различных грунтах приведены на рисунке 12.
10.187 По окончании отрывки рабочего котлована и крепления стенок дно котлована выравнивают и размещают направляющие конструкции, агрегаты и узлы установки продавливания футляра.
При монтаже направляющих конструкций в рабочем котловане особое внимание обращают на правильное их размещение в горизонтальной и вертикальной плоскостях, так как это обеспечивает сохранение заданного направления прокладки и минимальное отклонение фактического положения оси защитного футляра от проектного.
Для сохранения направления прокладки применяют вертикальные и горизонтальные рамы.
10.188 На рисунке 13 показана схема установки с гидродомкратами, предусматривающая ручную разработку грунта и транспортировку его из забоя по полости защитного футляра.
10.189 Разработка и транспортировка грунта могут производиться также механизированным устройством (грунтозаборной капсулой).
10.190 Процесс продавливания футляра включает следующие операции:
- укладка первого звена футляра длиной 3-6 м с лобовой обделкой (ножом);
- установка нажимной заглушки на торец звена;
- поэтапное задавливание звена в грунт гидродомкратами;
- разработка грунта в футляре и его транспортировка (вручную или механизировано);
- подъем грунта краном из котлована и укладка в отвал.
Таблица 24
┌─────────┬──────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┬───────────┬──────────┐
│Условный │ Толщина │Наружный │ Наружный │ Наружный │ Длина │ Длина │ Длина │ Масса │
│ диаметр │ стенки │ диаметр │ диаметр │ диаметр │ первого │ второго │ сварного │кольцевых │
│ футляра │футляра S,│ футляра │ первого │ второго │ кольца │ кольца │ шва а, мм │ножей, кг │
│ D_у, мм │ мм │ D_н, мм │ кольца │ кольца │ l_1, мм │ l_2, мм │ │ │
│ │ │ │ D_1, мм │ D_2, мм │ │ │ │ │
├─────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│ 700 │ 12 │ 724 │ 748 │ 762 │ 500 │ 325 │ 25 │ 172 │
├─────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│ 800 │ 12 │ 824 │ 848 │ 862 │ 500 │ 325 │ 25 │ 193 │
├─────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│ 900 │ 12 │ 924 │ 948 │ 962 │ 500 │ 325 │ 25 │ 221 │
├─────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│ 1000 │ 14 │ 1028 │ 1056 │ 1070 │ 600 │ 425 │ 30 │ 335 │
├─────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│ 1200 │ 14 │ 1228 │ 1256 │ 1270 │ 700 │ 525 │ 30 │ 508 │
├─────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┼──────────┼───────────┼──────────┤
│ 1400 │ 14 │ 1428 │ 1456 │ 1470 │ 800 │ 625 │ 30 │ 691 │
└─────────┴──────────┴─────────┴──────────┴──────────┴──────────┴──────────┴───────────┴──────────┘
После выбора хода штока гидродомкрата между нажимной заглушкой и домкратом вставляют нажимные патрубки.
Продвижение защитного футляра и смену нажимных патрубков осуществляют до тех пор, пока первое звено футляра не будет полностью вдавлено в грунт под насыпью. После этого штоки гидродомкратов отводят назад вместе с заглушкой, одновременно удаляют и нажимные патрубки.
На освободившееся от патрубков место укладывают второе звено, которое центрируют и присоединяют к первому звену защитного футляра сваркой.
10.191 Для производства сварочных работ в котловане сооружается приямок, в котором размещаются сварщики. Если в приямке накапливается вода, то ее время от времени удаляют насосом.
10.192 В наборе технологического оборудования необходимо иметь круг-заслонку, которая устанавливается в футляре и перекрывает его полость в случае опасности утечки обводненных грунтов дорожной насыпи через футляр.
10.193 В принятой последовательности все операции повторяют до тех пор, пока лобовой конец первого звена не войдет в приемный котлован. При необходимости защитный футляр наращивают до проектной длины со стороны приемного котлована либо с обеих сторон дороги.

Прокладка защитного футляра прокалыванием

10.194 Прокладка защитных футляров прокалыванием осуществляется статическим и динамическим методами.
Методы прокалывания применяют для прокладки защитных футляров диаметром до 300 мм в суглинистых и глинистых грунтах нормальной влажности, не содержащих твердых включений. При этом прокладываемая труба-футляр или специальное устройство, снабженные наконечниками, вдавливаются в грунт под воздействием напорных усилий (рисунок 14).
10.195 Наконечники монтируются на переднем конце прокладываемой трубы-футляра и предназначены для уменьшения сопротивлений, возникающих при деформации грунта, и снижения сил трения при движении трубы-футляра в грунте. Это достигается тем, что наружный диаметр наконечника принимают на 20-50 мм больше диаметра прокладываемого футляра, благодаря чему между стенкой скважины и футляром создается некоторый зазор.