Крепление стенок котлованов глубиной более 3 м осуществляется по индивидуальным проектам.
В устойчивых грунтах нормальной влажности котлованы роют без устройства креплений, но с откосами стенок 1:1 или 1:1,5.
Прокладка защитных футляров под автодорогами открытым способом с устройством объезда
10.157 До начала работ необходимо:
- выбрать и обустроить объездную дорогу или переезд, по которым будет осуществляться движение транспорта;
- установить ограждения, препятствующие движению транспорта и посторонних лиц на участке производства работ;
- установить предупреждающие, запрещающие и предписывающие дорожные знаки, а также световые сигналы, видимые днем и ночью, которые запрещают движение транспорта на перекрытом участке дороги. Места установки всех знаков необходимо согласовать с ГИБДД;
- нанести в натуре границы разработки дорожной насыпи и рытья траншеи;
- уточнить места расположения подземных коммуникаций совместно с представителями организаций, владеющих этими коммуникациями;
- нанести в натуре границы разборки дорожных покрытий и разрытия насыпи, а также траншей за ее пределами, произвести разбивку трассы перехода.
10.158 Строительство объездной дороги для временного движения автотранспорта выполняют в пределах границ полосы, отведенной для дороги.
10.159 Дорожные покрытия разбирают на ширину, превышающую ширину разрытия насыпи: при асфальтовом покрытии на 0,2 м (или 0,1 м на сторону), при булыжном или брусчатом покрытии - на 0,6 м (или 0,3 м на сторону). Разборку дорожных покрытий допускается вести по линии границы разработки насыпи. Материалы от разобранных дорожных покрытий складывают в специально отведенных местах на сооружаемом переходе.
10.160 Разработку траншеи на участке перехода и раскапывание насыпи можно производить одноковшовыми экскаваторами и бульдозерами.
10.161 Ширина траншеи определяется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.3.048.
10.162 Профиль траншеи ниже подошвы насыпи зависит от гидрогеологических условий и может иметь прямоугольную, трапециевидную или смешанную формы. Откосы выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.3.048 и настоящего СП.
10.163 Для крепления стенок глубоких траншей в грунтах повышенной влажности рекомендуются виды крепи, указанные в таблице 22.
Кроме распорной крепи, возможно применение крепи анкерного типа.
Таблица 22
┌───────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│ Грунтовые условия │ Виды крепи траншей │
├───────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│Грунты малого водонасыщения, за│Горизонтальная с прозором, сплошная│
│исключением песков │горизонтальная │
├───────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│Грунты высокого водонасыщения и│Сплошная горизонтальная или│
│пески │вертикальная │
├───────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│Грунты всех видов при сильном│Шпунтовая в пределах уровня│
│притоке грунтовых вод (более 1│грунтовых вод до глубины на 0,5-0,7│
│м3/ч) │м ниже проектной отметки │
└───────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘
10.164 Укладка футляра и трубной плети на переходе может производиться двумя способами:
- отдельно футляра с последующим протаскиванием через него плети;
- совместно футляра с плетью; при этом на плеть "насаживают" футляр, предварительно оснастив ее опорами.
10.165 В траншею с креплеными стенками защитный футляр укладывают путем протаскивания кранами-трубоукладчиками вдоль траншей под нижними распорками крепи.
10.166 Футляр, уложенный на дно траншеи, засыпается в пределах насыпи дороги грунтом с послойным трамбованием. Толщина одного слоя засыпки составляет 0,25-0,3 м.
Для послойного трамбования грунта применяют пневматические трамбовки. Трамбование каждого слоя необходимо осуществлять до тех пор, пока степень уплотнения его не станет равной или большей плотности грунта дорожной насыпи. Засыпку защитного футляра сначала осуществляют в пределах насыпи дороги, а затем по всей его длине.
Эффективность уплотнения грунтов зависит от их влажности. Оптимальная влажность уплотняемых грунтов находится в следующих пределах:
- пески - 8-12%;
- крупнообломочный грунт - 9-15%;
- песок мелкий - 16-22%;
- глинистый грунт - 12-15%;
- тяжелый суглинок - 16-20%.
Чтобы предотвратить повреждения изоляционного покрытия футляра, выполняют предварительную присыпку его мелкозернистым грунтом. Присыпка должна вестись одновременно с двух сторон, чтобы устранить возможный сдвиг защитного футляра с оси газопровода. Присыпка ведется с трамбовкой грунта в пазухах во избежание овализации футляра.
При необходимости сухие грунты следует увлажнять перед трамбовкой.
10.167 Одновременно с засыпкой защитного футляра производят разборку крепи траншеи в направлении снизу вверх.
10.168 После засыпки футляра и восстановления насыпи дороги восстанавливают покрытия. Верхний слой дорог (дорог без покрытий) восстанавливают интенсивной трамбовкой.
При этом следует учитывать возможную осадку грунта в процессе эксплуатации дороги и необходимость насыпки верхнего слоя несколько выше полотна дороги. Величина осадки зависит от вида грунта и способов засыпки или возведения насыпи (таблица 23).
Таблица 23
┌───────────────────────────────────────┬────────────────────────────────┐
│ Грунт │ Осадка насыпей высотой до 4 м │
│ │ при засыпке машинами, % │
│ ├────────────────┬───────────────┤
│ │ бульдозерами, │ одноковшовыми │
│ │ самосвалами, │экскаваторами, │
│ │ автомобилями, │траншеезасыпа- │
│ │ │ телями │
├───────────────────────────────────────┼────────────────┼───────────────┤
│Песок мелкий │ 3 │ 4 │
├───────────────────────────────────────┼────────────────┼───────────────┤
│Песок крупный │ 4 │ 6 │
├───────────────────────────────────────┼────────────────┼───────────────┤
│Крупноблочный, легкий суглинок │ 4 │ 6 │
├───────────────────────────────────────┼────────────────┼───────────────┤
│Тяжелый суглинок │ 8 │ 10 │
├───────────────────────────────────────┼────────────────┼───────────────┤
│Глинистый │ 9 │ 10 │
└───────────────────────────────────────┴────────────────┴───────────────┘
Прокладка защитных футляров под автодорогами открытым способом с перекрытием движения транспорта на половине ширины дороги
10.169 Прокладка защитного футляра в два этапа с перекрытием движения транспорта на половине ширины дороги рекомендуется при пересечении газопроводом автомобильных дорог III и IV категорий с шириной полотна не менее 6 м.
Прокладываемый защитный футляр монтируется из двух секций, примерно равных половине его общей длины.
10.170 Проезжую часть дороги делят на две зоны:
- на первой зоне перекрывают движение транспорта и производят работы, а по второй открывают двухстороннее движение с ограничением скорости;
- на закрытой для движения транспорта зоне дороги последовательно выполняют все работы, предусмотренные настоящим разделом.
Перед укладкой обе секции защитного футляра должны быть тщательно подогнаны между собой. Концы секций во избежание попадания грунта перед укладкой их в траншею закрываются заглушкой, которую снимают перед их стыковкой между собой.
По окончании работ по восстановлению насыпи на первой зоне дороги устраивают временное покрытие с учетом того, что грунт засыпки даст осадку в процессе работы на второй зоне (таблица 23).
10.171 Второй этап работы начинается одновременно с открытием движения по первой половине дороги. Все ограждения переносят на вторую половину дороги, закрывают по ней движение транспорта и приступают к прокладке второй секции защитного футляра.
Концы обеих секций сваривают, сварной стык изолируют.
Прокладка защитных футляров под автодорогами открытым способом без нарушения интенсивности движения с устройством переезда
10.172 Прокладка защитных футляров без нарушения интенсивности движения транспорта с устройством переезда рекомендуется под автомобильными дорогами I и II категорий путем устройства переездных или инвентарных мостов.