Свод правил по проектированию и строительству СП 35-107-2003 "Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства" (одобрен постановлением Госстроя РФ от 6 июня 2003 г. N 55)

Temporary residential facilities for persons with no fixed abode

Введен впервые

Введение

Одной наиболее нерешенной проблемой современного общества является проблема создания учреждений социального обслуживания для временного пребывания лиц без определенного места жительства и занятий.
Существующие учреждения для рассматриваемого контингента располагаются, как правило, в плохо приспособленных зданиях, не имеющих соответствующего оборудования.
Правительством России принят Закон "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации" N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4872), который одной из главных задач ставит оказание всесторонней помощи социально не защищенным гражданам.
В настоящее время в стране отсутствует нормативная база для проектирования учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства.
Свод правил разработан в соответствии с контрактом N 24-03-05/00 от 17.09.2000 г. между Минтрудом России и Госстроем России о сотрудничестве по выполнению мероприятий федеральной целевой программы "Старшее поколение", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 706.
В основу разработки нормативного документа положены законы Российской Федерации, а также рекомендации и положения, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации:
- Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" N 4530-1 от 19 февраля 1993 г. (в редакции Федеральных законов от 20.12.1995 г. N 202-ФЗ и от 07.08.2000 г. N 122-ФЗ);
- Приложение к приказу Минсоцзащиты России от 11 мая 1995 г. N 96 "Примерное положение о социальной гостинице"; "Примерное положение о социальном приюте";
- Приложение к приказу Минсоцзащиты Российской Федерации от 25 января 1996 г. N 10 "Временное положение о доме ночного пребывания";
- Положение о центре социальной адаптации при психоневрологическом интернате N 5, 2001 г. (поселок Филимонки Московской обл.);
- Постановление Правительства Российской Федерации N 670 от 8 июня 1996 г. "Примерное положение "Об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий" (в редакции Постановления Правительства РФ от 06.07.99 N 750).
Свод правил разработан в составе базового блока нормативных документов 35-го комплекса. В нем содержится минимальный объем наиболее обязательных требований на проектирование зданий учреждений системы органов социальной защиты населения, в которых оказываются различные услуги, в том числе социально-бытовые, санитарно-гигиенические, медицинские, психолого-педагогические, юридические, а также материальная помощь для лиц без определенного места жительства. В зависимости от назначения и продолжительности времени пребывания они подразделяются на: социальные гостиницы, приюты, дома ночного пребывания, центры социальной адаптации.
Свод правил выполнен в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" и является документом федерального уровня.

1. Область применения

1.1 Настоящий Свод правил (далее - СП) предназначается для проектирования зданий самостоятельных учреждений в системе органов социальной защиты для временного пребывания лиц без определенного места жительства и занятий (далее - учреждения временного пребывания), в которые входят:
- социальная гостиница - предназначена для временного пребывания иногородних граждан и, в первую очередь, для пенсионеров и инвалидов в течение 10 сут.;
- социальный приют (далее - приют) - предназначен для местных граждан без определенного места жительства (время пребывания в приюте - до 30 сут.);
- дом ночного пребывания - предназначен для пребывания в ночное время лиц без определенного места жительства на 12 ч;
- центр социальной адаптации (далее - ЦСА) - предназначен для местных граждан без определенного места жительства и занятий, для привлечения к активной жизни дезадаптированных групп населения рассматриваемого контингента.
Определение контингента, размещаемого в учреждениях временного пребывания, дано в приложении А.
1.2 Требования данного документа следует учитывать при проведении проектирования новых объектов, реконструкции и модернизации существующего фонда, при обустройстве помещений учреждений временного пребывания, при экспертизе, приемке приемочной комиссией.
1.3 Настоящий СП предназначен для применения органами архитектуры и градостроительства, органами социальной поддержки населения, общественными фондами, собственниками объектов.

2. Нормативные ссылки

Перечень документов, на которые даны ссылки в настоящем СП, приведен в приложении Б.

3. Основные положения

3.1 При проектировании учреждений временного пребывания следует учитывать требования СНиП 2.08.02.
3.2 В Своде правил рассматриваются по своему физическому состоянию две группы людей:
- свободно передвигающиеся;
- частично нуждающиеся в посторонней помощи социального работника.
3.3 Во всех учреждениях временного пребывания количество жилых ячеек с учетом бытовых потребностей для людей, частично нуждающихся в посторонней помощи, ориентировочно рекомендуется принимать 20%.
В жилых ячейках для людей, частично нуждающихся в посторонней помощи социального работника, рекомендуется предусматривать увеличение площади уборных и умывальных комнат (с учетом размещения приспособлений, облегчающих движение) согласно таблицам В.1 - В.4 приложения В.
3.4 Расчетную вместимость учреждений временного пребывания рекомендуется принимать согласно таблице 1.
В каждом отдельном случае показатели вместимости могут уточняться по заданию на проектирование.

Земельный участок

3.5 Площадь земельного участка определяется в соответствии с таблицей 1 с учетом местных условий.
На территории земельного участка проектируются следующие зоны (без учета площади застройки): отдыха, хозяйственная, озеленения. Площадь озеленения рекомендуется принимать не менее 25% территории участка.
3.6 В условиях сложившейся, затесненной застройки для учреждений временного пребывания (кроме ЦСА) земельные участки возможно не предусматривать.
3.7 При размещении учреждений временного пребывания в загородных условиях на территории участка возможно предусматривать квартиры для обслуживающего персонала - директора, старшей медсестры, вахтера-охранника.
3.8. Земельный участок должен иметь ограждение высотой не менее 1,6 м, тип и материал ограждения уточняются при составлении задания на проектирование.

Объемно-планировочное решение

3.9 Функциональная структура зданий учреждений временного пребывания включает пять основных групп помещений: жилую, питания, санитарно-гигиеническую с санпропускником, административно-бытовую и помещения охраны порядка, хозяйственные и технические, а также другие помещения в соответствии с таблицами В.1 - В.4 и 3.10.
Для групп помещений проектируются удобные связи с помещениями, расположенными рядом с вестибюлем: охраны, санпропускником и помещением общественного питания (рисунок 3.1).
3.10 При формировании объемно-планировочной структуры зданий следует проектировать удобные функциональные связи вестибюля с помещениями милиции и охраны порядка; санпропускника с жилыми группами через вестибюль; помещений общественного питания с санитарно-гигиеническими и административно-бытовыми помещениями (рисунок 3.1).
Санпропускник следует размещать обособленно с раздельными входом и выходом.
Требования к площадям и оборудованию этих помещений представлены в таблицах В.1 - В.4 и на рисунках 3.2, 3.3.
3.11 Жилые группы с жилыми ячейками для лиц, нуждающихся в посторонней помощи, рекомендуется размещать на 1-м этаже.