Л.1.9 Соотношения диаметра бурового канала, диаметра трубы и длины газопровода из полиэтиленовых труб приведены в таблице Л.2.
Таблица Л.2
┌───────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│Длина газопровода │Диаметр бурового канала │
├───────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│Меньше 50 м │>= 1,2 диаметра трубы │
├───────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│50-100 м │>= 1,3 " " │
├───────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│100-300 м │>= 1,4 " " │
├───────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│Более 300 м │>= 1,5 " " │
└───────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘
Для твердых почв - сухой глины и плотного, слежавшегося песка диаметр бурового канала должен быть
диаметра трубы.

Л.1.10 Для контроля трассы бурения (определения местонахождения буровой головки в грунте) применяются различные системы локации.
Л.2 Расчет геометрических параметров трассы
Л.2.1 Основными геометрическими параметрами трассы газопровода являются (рисунки Л.1-Л.3):
- l - длина пилотной скважины (длина бурового канала; длина трассы газопровода);
- L - длина пилотной скважины в плане;
- d - диаметр бурового канала;
-
- заглубление пилотной скважины от точки забуривания;

-
- заглубление пилотной скважины от точки выхода буровой головки из земли;

-
- глубина (по вертикали) точки забуривания во входном приямке от поверхности земли;

-
- заглубление пилотной скважины от поверхности земли при забуривании;

-
- заглубление пилотной скважины от поверхности земли при выходе буровой головки из земли;

-
- угол забуривания (входной угол);

-
- средний расчетный текущий угол для вычислений при переходе от точки забуривания до точки максимального заглубления;

-
- угол на выходе буровой головки из земли;

-
- средний расчетный текущий угол для вычислений при переходе от максимального заглубления до выхода буровой головки из земли.


Расчеты геометрических параметров пилотной скважины
Л.2.2 Расстояние
от лафета бурильной установки до точки входа буровой головки в землю (точки забуривания) во входном приямке (рисунок Л.2) определяется по формуле


где
- расстояние по горизонтали от лафета буровой установки до точки входа буровой головки в землю во входном приямке, м;



Л.2.3 Радиус кривизны пилотной скважины
при забуривании (рисунок Л.1) определяется при переходе от максимального угла при забуривании к нулевому на максимальной глубине (пилотная скважина выполняется по плавной дуге) и по формуле


где
- радиус кривизны пилотной скважины при забуривании, м;


Длина пилотной скважины
при переходе от максимального угла при забуривании к нулевому углу (рисунки Л.1, Л.2) рассчитывается по формуле


где
- расчетная длина пилотной скважины от точки забуривания до точки максимального заглубления (от точки М до точки
), м.


Л.2.4 Количество буровых штанг
, необходимое для выполнения пилотной скважины длиной
, определяется по формуле



где
- длина одной штанги;





Л.2.5 Величина изменения текущего утла
, на каждой штанге при выполнении пилотной скважины на длине
, рассчитывается по формуле



где
- изменение угла на каждой штанге.

Л.2.6 Для упрощенных расчетов величины заглубления буровой головки в земле при переходе от максимального угла при забуривании (рисунки Л.2, Л.3) к нулевому при горизонтальном положении буровой головки необходимо определить средний расчетный текущий угол
по формуле


где
- средний расчетный текущий угол для вычислений;




где i - текущее число штанг, необходимое для проходки пилотной скважины
(i = 1; 2; 3, ... ,
).


Л.2.7 Расчет текущего заглубления пилотной скважины
(рисунки Л.2, Л.3)

