
где d - диаметр бурового канала (пилотной скважины), м;
l - теоретическая длина бурового канала, м.
Л.2.17 Потребность в буровом растворе
, необходимом для качественного бурения, зависит от типа грунта и колеблется в значительных пределах. В среднем для того чтобы вывести из скважины на поверхность один объем грунта, требуются 3-5 объемов бурового раствора (для сыпучего песка - 6-10 объемов).

Л.2.18 Минимальное время
бурения пилотной скважины (бурового канала) составляет




Л.2.19 Максимальная скорость бурения


Л.3 Расчет усилия проходки пилотной скважины
Л.3.1 Исходя из закона равновесия сил взаимодействия усилие проходки пилотной скважины определяют как сумму всех видов сил сопротивления движению буровой головки и буровых штанг в пилотной скважине:

где
- лобовое сопротивление бурению (сопротивление движению буровой головки в грунте) с учетом искривления пилотной скважины;







Расчет усилия проходки пилотной скважины выполняется для двух пограничных состояний:
- при благоприятных условиях: при наличии качественного бурового раствора, отсутствии фильтрации раствора в грунт, при хорошо сформированной и стабильной пилотной скважине;
- при неблагоприятных условиях: при обрушении грунта по длине пилотной скважины и фильтрации бурового раствора в грунт.
Л.3.2 Лобовое сопротивления бурению
рассчитывается по формуле


где
- сила сопротивления бурению, Н;


R - радиус кривизны пилотной скважины, м;


где
- коэффициент трения резца о грунт;


h - подача на оборот, рассчитывается по формуле

где
- скорость бурения, м/мин;


Сила сопротивления бурению
при разрушении грунта вращающейся буровой головкой рассчитывается по формуле


где
- коэффициент сцепления грунта,
(Па);


m - ширина резца, м;


Л.3.3 Силу трения от веса буровых штанг в пилотной скважине
рассчитывают по формуле


где
- погонный вес буровых штанг за вычетом выталкивающей силы бурового раствора, Н/м;

R - радиус кривизны бурового канала, м;
l - длина пилотной скважины, м;



