где
- пористость грунта в естественном залегании;
- пористость грунта в естественном залегании;
- приращение пористости грунта при обрушении грунта зоны свода равновесия, которое рассчитывается по формуле
. (77) Усилие
рассчитывается по формуле
рассчитывается по формуле
. (78) Л.4.6 Дополнительные силы трения от опорных реакций
рассчитываются по формуле
рассчитываются по формуле
, (79) где
- силы трения от опорных реакций, определяющих изгиб газопровода, которые рассчитываются по формуле
- силы трения от опорных реакций, определяющих изгиб газопровода, которые рассчитываются по формуле
, (80) где Е - модуль упругости материала газопровода,
(Па);
(Па); В - плечо опорных реакций, рассчитывается по формуле
. (81) Л.4.7 Сопротивление перемещению в зоне заглубления газопровода в буровой канал за счет смятия стенки
рассчитывается по формуле
рассчитывается по формуле
, (82) где
- сила смятия стенки скважины при забуривании, которая рассчитывается по формуле
- сила смятия стенки скважины при забуривании, которая рассчитывается по формуле
. (83) Л.4.8 Увеличенное сопротивление при переходе от прямолинейного движения к криволинейному перед выходом газопровода из земли
рассчитывается по формуле
рассчитывается по формуле
. (84) Л.4.9 Сила трения от веса газопровода, находящегося вне бурового канала,
определяется по формуле
определяется по формуле
, (85) где
- коэффициент трения газопровода о грунт;
- коэффициент трения газопровода о грунт;
- погонный вес 1 м трубы газопровода. Л.4.10 Расчет усилия протаскивания газопровода
по буровому каналу:
по буровому каналу: а) при благоприятных условиях:
; (86) б) при неблагоприятных условиях (обрушении грунта по всей длине бурового канала и при полной фильтрации бурового раствора в грунт):
. (87) Фактическое усилие протаскивания газопровода
будет находиться между пограничными значениями
и
.
будет находиться между пограничными значениями
и
. Л.4.11 Усилие перемещения буровых штанг
представляет собой суммарное усилие, рассчитанное для проходки пилотной скважины, за вычетом усилия
(лобового сопротивления бурению):
представляет собой суммарное усилие, рассчитанное для проходки пилотной скважины, за вычетом усилия
(лобового сопротивления бурению): а) для благоприятных условий:
; (88) б) для неблагоприятных условий:
. (89) Л.4.12 Расчет общего усилия протаскивания Р:
а) при благоприятных условиях:
; (90) б) при неблагоприятных условиях (обрушении грунта по длине бурового канала и фильтрации бурового раствора в грунт):
. (91) Фактическое общее усилие протаскивания
в реальных условиях будет находиться между пограничными значениями
и
.
в реальных условиях будет находиться между пограничными значениями
и
. По максимальной величине усилия
уточняется правильность выбора бурильной установки. Максимальное значение
всегда должно быть меньше тягового усилия выбранной бурильной установки.
уточняется правильность выбора бурильной установки. Максимальное значение
всегда должно быть меньше тягового усилия выбранной бурильной установки. Л.4.13 Суммарный крутящий момент для вращения буровой головки и штанг при прокладке пилотной скважины рассчитывается по формуле
, (92) где
- крутящий момент на преодоление осевых сопротивлений;
- крутящий момент на преодоление осевых сопротивлений;
- крутящий момент на проворачивание буртов;
- крутящий момент на разрушение забоя. Л.4.14 Крутящий момент на преодоление осевых сопротивлений
рассчитывается по формуле
рассчитывается по формуле
- при благоприятных условиях; (93)
- при неблагоприятных условиях, (94) где
- суммарное осевое усилие при благоприятных условиях, которое рассчитывается по формуле
- суммарное осевое усилие при благоприятных условиях, которое рассчитывается по формуле
; (95)