СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011 Организация строительного производства. Подготовка и производство строительных и монтажных работ стр. 22

5.3.3 Железнодорожный транспорт используется на внешних и подъездных путях, соединяющих несколько предприятий, а также на внутренних путях, соединяющих отдельные производства, обособленные площадки и грузовые склады материально-технического обеспечения.
В составе железнодорожного подвижного состава общего назначения имеются: крытые вагоны, полувагоны и платформы.
5.3.4 Водный транспорт, включающий морской и речной транспорт, применяется для доставки грузов больших габаритов и значительной массы при наличии водного пути и специального портового оборудования.
5.3.5 Воздушный транспорт применяется только при невозможности использования какого-либо другого транспорта, для преодоления природных преград в транспортной схеме или при необходимости срочной поставки грузов. В ряде случаев для доставки грузов непосредственно на строительную площадку и монтажа конструкции применяют вертолеты.
5.3.6 При проектировании организации перевозок рассматриваются следующие схемы движения транспортных средств: маятниковая, челночная и челночно-маятниковая [27].
5.3.7 При маятниковой схеме используют бортовые автомобили или автопоезда с неотцепляемыми звеньями.
Время оборота автотранспортного средства по маятниковой схеме равно времени полного цикла и определяется по формуле
,                                                  (27)
где - полный цикл оборота автотранспортного средства по маятниковой схеме;
- продолжительность загрузки автотранспортного средства с учетом времени на маневрирование при установке под загрузку;
- продолжительность пробега автотранспортного средства с грузом;
- продолжительность разгрузки автотранспортного средства с учетом времени на маневрирование при установке под разгрузку;
- продолжительность порожнего пробега автотранспорта.
5.3.8 При челночной схеме тягач в зависимости от размещения и расстояния между предприятиями-поставщиками и строящимися объектами может обслуживать три и более прицепов (полуприцепов). Время рабочего цикла тягача определяется по формуле
,                                             (28)
где - полный цикл оборота автотранспортного средства по челночной схеме;
- продолжительность времени на отцепку свободного и приемку груженого прицепа (полуприцепа) на предприятии-поставщике или складе;
- продолжительность пробега автотранспортного средства с грузом;
- продолжительность времени на отцепку груженого и приемку свободного прицепа (полуприцепа) на приобъектном складе или в зоне монтажа;
- продолжительность порожнего пробега автотранспорта.
5.3.9 Челночно-маятниковой схемой предусматривается обслуживание автотранспортом (тягачом) двух прицепов (полуприцепов), когда один прицеп (полуприцеп) находится под погрузкой, а второй прицеп (полуприцеп) в это время разгружается. Время цикла автотранспорта (тягача) определяется по формуле
,                                        (29)
где - полный цикл оборота автотранспортного средства по челночно-маятниковой схеме;
- продолжительность простоя автотранспортного средства (тягача) при загрузке прицепа (полуприцепа);
- продолжительность пробега автотранспортного средства;
- продолжительность отцепки и прицепки транспортного устройства (прицепа, полуприцепа);
- продолжительность порожнего пробега автотранспортного средства.
5.3.10 Уровень организации работы автотранспортных средств может характеризоваться рядом показателей [27].
5.3.10.1 Коэффициент использования парка автотранспортных средств , среднее значение которого должно составлять 0,67, определяется по формуле