Ряд действий, включая:
а) исследование самой машины, при котором должны быть учтены все стадии жизненного цикла:
1) конструирование;
2) транспортирование и ввод в эксплуатацию:
- сборка;
- установка;
- регулировка;
3) применение (использование):
- настройка, обучение/программирование или процесс переналадки;
- эксплуатация (работа);
- очистка;
- поиск последствий отказов и повреждений;
- техническое обслуживание;
4) вывод из эксплуатации, демонтаж, утилизация;
б) разработку руководства по эксплуатации относительно всех вышеупомянутых стадий (исключая конструирование) по 5.5 ГОСТ ИСО/ТО 12100-2.
3.12 предназначенное применение (использование) машины
Применение, при котором машину используют согласно назначению, предусмотренному изготовителем, или которое является обычным для конструкции и назначения машины. К предназначенному применению относят, кроме того, соответствие техническим инструкциям, изложенным в руководстве по эксплуатации (см. 5.5 ГОСТ ИСО/ТО 12100-2), где должны быть описаны возможные случаи неправильного использования.
Примечание - В числе возможных случаев неправильного использования при оценке риска должны быть учтены следующие случаи поведения:
- возможное ошибочное поведение вследствие обычной невнимательности, но не вследствие преднамеренного неправильного использования;
- реакция персонала в случае ошибки в работе, инцидента, простоя и т. д. во время использования машины;
- поведение, которое можно определить как "путь наименьшего сопротивления" при решении задачи;
- на некоторых машинах (особенно на машинах для непроизводственного применения) преднамеренное поведение определенной категории людей, например детей или людей с замедленной реакцией (см. 5.7.1).
3.13 функции безопасности
3.13.1 критические функции безопасности
Критические функции безопасности машины - это такие функции, нарушение которых привело бы к повышению риска травмирования или нанесения другого вреда здоровью. Имеются две категории критических функций безопасности:
а) специфические функции безопасности, которые специально предусмотрены для обеспечения безопасности. Например:
- предотвращающие непреднамеренный/неожиданный пуск (блокировка в сочетании с отдельными защитными устройствами);
- препятствующие повторению рабочего цикла;
- двуручное управление;
б) функции самой машины, обеспечивающие безопасность, но не являющиеся специфическими функциями. Например:
- ручное управление одним опасным механизмом во время наладки при отключенных защитных устройствах (см. 3.7.9 и 4.1.4 ГОСТ ИСО/ТО 12100-2);
- управление скоростью или температурой, которые поддерживаются машиной в безопасном диапазоне.
3.13.2 дублирующие функции безопасности
Дублирующие функции безопасности - это такие функции, отказ которых не ведет непосредственно к опасности, однако уменьшает уровень безопасности. Они охватывают автоматический контроль (см. 3.7.6 ГОСТ ИСО/ТО 12100-2) любой критической функции безопасности (например, контроль правильной работы позиционного переключателя, относящегося к блокирующему устройству).
3.14 автоматический контроль
Дублирующая функция безопасности, которая обеспечивает заданный уровень безопасности, если способность составной части или элемента машины выполнять свои функции уменьшается или условия изменяются до опасного уровня. Имеются две категории автоматического контроля:
- непрерывный автоматический контроль путем немедленного включения мер безопасности, если наступает отказ;
- дискретный автоматический контроль, когда функция безопасности включается во время последующего рабочего цикла машины, если произошел отказ.
3.15 неожиданный (непреднамеренный) пуск
Любой пуск, который вследствие неожиданности может вызвать риск для человека.
3.16 отказ, ведущий к опасному состоянию
Любой отказ машины или перебой в ее энергоснабжении, который приводит к опасному состоянию.
3.17 безопасное состояние
Теоретическое состояние, которое могло быть достигнуто, если бы функция безопасности (критическая или дублирующая) оставалась неизменной в случае отказа источника питания или любой детали, имеющего значение для достижения этого состояния. На практике это состояние наступает тем быстрее, чем меньше влияют отказы на снижение рассматриваемой функции безопасности.
3.18 снижение риска путем конструирования
К снижению риска относят:
- устранение или уменьшение как можно большего числа опасностей путем соответствующего выбора конструкции;
- ограничение возможности подвергнуть человека неустранимым опасностям или опасностям, которые могут быть недостаточно снижены.
Это может быть достигнуто сокращением необходимости проведения работ в опасных зонах.
Примечание - Раздел 3 ГОСТ ИСО/ТО 12100-2 рассматривает снижение риска путем конструирования.