Межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО/ТО 12100-1-2001 "Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 23 мая 2002 г. N 199-ст) стр. 5

- звон в ушах;
- утомляемость, стресс и т. д.;
- другие последствия, как, например, нарушение равновесия, ослабление внимания;
- создание помех речевым сообщениям, звуковым сигналам и т. д.

4.6 Вибрационные опасности

Вибрации могут передаваться на все тело и непосредственно на руки и предплечье (при применении машин, управляемых вручную).
Очень сильная кратковременная вибрация (или менее сильная длительная вибрация) может вызвать серьезные расстройства, например неврологические и суставные расстройства, остеоартрит, люмбаго и ишиас.

4.7 Опасности от излучений

Эти опасности могут быть вызваны целым рядом причин из-за ионизированных или неионизированных источников излучения:
- низкочастотных;
- радиочастот и микроволн;
- инфракрасных;
- видимого света;
- ультрафиолетовых;
- рентгеновских излучений и гамма-лучами;
- альфа- и бета-лучами, электронными или ионными лучами;
- нейтронами.

4.8 Опасности от воздействия материалов и веществ

Материалы и вещества, которые на машине обрабатывают, применяют или получают, и материалы, которые используют при изготовлении машины, могут вызывать опасности:
- при контакте или вдыхании жидкостей, газов, тумана, паров и пыли, которые оказывают отравляющее, повреждающее, раздражающее и/или разъедающее действие;
- пожара или взрыва;
- биологические (например, плесень) и микробиологические, возникающие из-за вирусов и бактерий.

4.9 Опасности из-за несоблюдения эргономических принципов в конструкции машины

Отсутствие согласованности между характеристиками машин и возможностями и способностями человека может обнаруживаться в следующих формах:
- физиологические воздействия, которые, например, вызывают болезненное состояние, чрезмерное или повторяемое напряжение тела;
- психофизиологические воздействия, причиненные из-за умственных перегрузок или подавленности, стресса и т. д., возникающих при эксплуатации, проверках или техническом обслуживании машины в пределах границ ее предназначенного применения (см. 3.12);
- ошибки оператора.

4.10 Комбинации опасностей

Отдельные опасности, оцененные как незначительные, могут в комбинации друг с другом привести к значительной опасности.

5 Стратегия выбора мер безопасности

Под мерами безопасности подразумевают комбинацию мер, которые применяют на стадии конструирования, с мерами, которые будут предприняты потребителем. Разработчик при всех обстоятельствах должен:
- четко определить область применения машины (см. 5.1);
- идентифицировать опасности и оценить риск (см. 5.2);
- устранить источники опасности или ограничить, насколько возможно, риск (см. 5.3);
- применить защитные ограждения и/или предохранительные устройства в зависимости от остаточного риска (см. 5.4);
- информировать и предупреждать потребителя об остаточном риске (см. 5.5);
- учитывать любые необходимые дополнительные меры предосторожности (см. 5.6).
Примечание - Стратегия, которая предложена в настоящем разделе, в основном повторяющегося типа; следующие друг за другом различные меры (1, 2), которые схематически изображены на рисунке 1, иногда нужны, чтобы достичь удовлетворительного результата. При проведении этих процедур необходимо учитывать в порядке предпочтения следующее:
- безопасность машины;
- способность машины выполнять функции, быть пригодной к монтажу, наладке и техническому обслуживанию;
- стоимость изготовления и эксплуатации машины.
Конструктивные меры являются предпочтительными перед мерами, которые предпринимает потребитель (рисунок 2).
Ответственность потребителя за применение мер, направленных на уменьшение остаточного риска, в настоящем стандарте не рассматривается. Для безопасной продолжительной работы машины важно, чтобы меры безопасности были простыми и не препятствовали предназначенному применению. В противном случае меры безопасности могут быть обойдены, чтобы достичь максимального использования машины (см. 5.7.1).

5.1 Определение области применения машины

Разработку машины (см. 3.11) начинают с определения области ее применения:
- границы применения: установление предназначенного применения машины (см. 3.12) и т. д.;
- пространственные границы: диапазон движения, необходимая площадь для установки машины, взаимодействие систем "человек - машина" и "машина - энергоснабжение" и т. д.;
- временные границы: установление прогнозируемого срока службы машины, учитывая предназначенное применение, и (или) некоторых ее частей (инструментов, быстроизнашивающихся частей, электрооборудования и т. д.).

5.2 Систематическая оценка опасных ситуаций (см. 3.6)

Если различные опасности, которые могут исходить от машины (см. раздел 4), выявлены, то разработчик должен предусмотреть все ситуации, которые могут привести к травмированию или нанесению другого вреда здоровью. Причем нужно учитывать следующее: