5.2.1 Принятие мер разработчиком на всех стадиях жизненного цикла машины, как указано в 3.11, перечисление а).
5.2.2 Возможные производственные состояния машины:
а) машина выполняет предусмотренные функции (нормальная работа);
б) машина не выполняет производственные функции (нарушение нормальной работы) из-за различных причин, включая:
- изменение свойств или размеров обрабатываемого материала или заготовки;
- отказ одной (или более) составных частей машины или вспомогательного оборудования;
- внешние воздействия (например, сотрясения, вибрации, электромагнитные поля);
- конструкторские ошибки или недостатки (например, ошибка программного обеспечения);
- помехи в энергоснабжении;
- потерю контроля над машиной оператором (особенно над машинами, управляемыми вручную).
5.2.3 Возможные случаи неправильного использования машины (см. 3.12).
5.3 Устранение источника опасности или ограничение риска (снижение риска путем конструирования)
Этой цели можно достичь путем полного устранения или сведения к минимуму, отдельно или одновременно, каждого из обоих факторов, которые определяют риск (см. 6.2).
Все технические меры, которые приводят к снижению риска путем конструирования, облегчают достижение этой цели (см. раздел 3 ГОСТ ИСО/ТО 12100-2).
5.4 Защитные меры от опасностей, которые согласно 5.3 не могут быть устранены или достаточно ограничены,
- по разделу 4 ГОСТ ИСО/ТО 12100-2.
5.5 Информирование и предупреждение потребителя об остаточном риске
Потребителя следует информировать и предупредить об остаточном риске, который конструктивно не устранен (см. раздел 5 ГОСТ ИСО/ТО 12100-2). Инструкции и предупреждения должны предписывать такие методы и режимы работы, которые помогают избежать опасности и указывают на необходимость специального обучения обслуживающего персонала и, если необходимо, применения средств индивидуальной защиты.
2088 × 2802 пикс.   Открыть в новом окне |
1823 × 2115 пикс.   Открыть в новом окне |
5.6 Дополнительные меры предосторожности
Разработчик должен определить, требуются ли дополнительные устройства при аварийных ситуациях (см. 6.1 ГОСТ ИСО/ТО 12100-2) или безопасность может быть повышена за счет вторичного эффекта их первичного назначения (см. 6.2 ГОСТ ИСО/ТО 12100-2), как, например, упрощением технического обслуживания, что также является фактором безопасности.
5.7 Дополнительные требования
5.7.1 Разработчик должен по возможности полно определить различные способы использования машины и различные методы работы оператора. Соответствующие меры безопасности могут быть связаны с каждым из этих способов использования машины и методов работы оператора. Таким образом будут устранены мотивы применения оператором опасных режимов работы и технических воздействий вследствие технических затруднений (см. 3.12).
5.7.2 Если меры безопасности, которые приняты разработчиком согласно вышеуказанным предписаниям, не обеспечивают полного соблюдения существенных требований безопасности, то их следует дополнить практикой безопасной работы (обучением, правилами безопасной работы, проверкой, допуском к рабочим системам и т. д.), что является обязанностью потребителя и не рассматривается в настоящем стандарте.
5.7.3 В случае непроизводственного применения нужно исходить из того, что предварительное обучение и/или инструктаж не проведены, и конструкция машины (принятые конструктором меры безопасности, включая информацию) должна это учитывать (см. 5.1.1 ГОСТ ИСО/ТО 12100-2).
6 Оценка риска
6.1 Основные требования
Цель настоящего раздела - показать, как и в какой степени можно формализовать процесс выбора оптимальных мер безопасности, для каждого типа опасности учитывая, что это преимущественно эмпирический процесс, в котором участвует разработчик машины, имеющий опыт оценки риска, связанного с определенной ситуацией.
Примечания
1 Если машина инициирует опасность, то рано или поздно она приведет к травмированию или нанесению другого вреда здоровью, если не будут приняты меры безопасности.
2 Смысл 3.4 настоящего стандарта состоит в том, что машина должна быть безопасной. Нельзя достичь абсолютной безопасности, которая является целью и к которой необходимо стремиться, учитывая уровень современной техники.
Уровень современной техники определяет ограничения, включая ограничения на стоимость, базирующиеся на фактической конструкции и применении машины. Средства, затраченные на достижение безопасности, которая соответствует уровню техники на определенный период времени, могут недолго быть актуальными, если дальнейшие поколения этих машин будут обладать большей безопасностью или появятся другие более безопасные аналогичные машины.
3 Концепция оценки риска должна помогать разработчикам и инженерам по технике безопасности использовать решения, которые наилучшим способом подходят для достижения наивысшей степени безопасности, учитывают уровень техники и существующие ограничения.
Не допускается использовать в качестве базы сведения о несчастных случаях, которые очень редки или последствия которых минимальны, для того чтобы вновь ставить вопрос о требуемой степени безопасности машины. Также недопустимо пользоваться при отсутствии информации о несчастных случаях предположениями о том, что степень риска мала и нет необходимости принятия жестких мер безопасности.
6.2 Факторы, которые необходимо учитывать при оценке степени риска
Риск, связанный с особой ситуацией или техническим процессом, вытекает из комбинации обоих следующих факторов:
а) Вероятность случая травмирования или нанесения другого вреда здоровью.
Эта вероятность зависит от частоты опасных ситуаций или продолжительности пребывания человека в опасной зоне (см. определение в 3.10), которую принято называть "продолжительностью опасности".
б) Наибольшая прогнозируемая тяжесть травмирования или нанесения другого вреда здоровью.
В определенной опасной ситуации степень травмирования или нанесения другого вреда здоровью зависит от многих факторов, которые можно предвидеть только частично. При оценке риска следует исходить из наиболее тяжких последствий травмирования или нанесения другого вреда здоровью, которые могут быть обусловлены каждой известной опасностью, даже если вероятность их получения невелика.
Исходя из этого, при конструировании машины для выбора соответствующих мер безопасности очень важен анализ технических или человеческих факторов, от которых зависит каждый из действующих факторов риска а) и б).
Примечание - При этом следует подчеркнуть, что, за исключением некоторых последствий травмирования или нанесения другого вреда здоровью, как, например, от воздействия шума или вредных веществ, по которым оценивают значения некоторых параметров**, оценка степени риска в целом является субъективной.
Требования безопасности выявляются иногда при сравнении похожих опасных ситуаций для различных машин из имеющейся в распоряжении информации об опасностях или несчастных случаях.
______________________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ЕН 414-2002.
** Например, предельно допустимый уровень шума, предельно допустимая концентрация вредных веществ на рабочем месте (профессионально допустимая граница).
Приложение А
(справочное)