Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. N 5 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 010900 Прикладные математика стр. 3

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоёмкость дисциплины не может быть менее двух зачётных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам трудоёмкостью более трех зачётных единиц при проведении промежуточной аттестации рекомендуется выставлять дифференцированную оценку.
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения по данному ФГОС ВПО составляет 44 академических часа.
Объём занятий в неделю в контакте с преподавателем при очной форме обучения не должен быть менее 38 академических часов в неделю в среднем за весь период теоретического обучения (включая в эту сумму время самостоятельной работы обучающегося, осуществляемой под руководством преподавателя: часы учебно-лабораторного практикума, индивидуальные консультации по предметам).
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.12. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области математики, общей физики, информатики, экологии, теоретической физики, включая теоретическую механику, прикладных физико-технических и компьютерных методов исследований, экономики, иностранного языка, философии и истории, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
ООП бакалавриата вуза обязательно должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям):
общая физика:
физический практикум 1 (по модулям: физические основы механики, термодинамика и молекулярная физика, электричество и магнетизм, оптика, квантовая микро- и макрофизика);
физический практикум 2 (по исследованию сложных физических явлений с использованием современного и уникального оборудования), реализуемый как правило в рамках индивидуальной работы обучающегося с преподавателем;
информатика:
практикум по основам информатики;
практикум по информатике и применению компьютеров в научных исследованиях;
лабораторный практикум по физико-техническим, химико-биологическим, инфокоммуникационным и другим естественнонаучным методам фундаментальных и прикладных исследований (в соответствии с профилем подготовки), а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
Лабораторные занятия, компьютерный практикум, без учёта научно-исследовательской работы, должны составлять не менее 15 процентов общей трудоёмкости ООП бакалавриата за весь период обучения.
7.13. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов обучающиеся имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.14. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Научно-исследовательская работа" (Б.5) представляет собой вид учебных занятий, осуществляемых в течение всего учебного года, которые непосредственно ориентированы на профессионально-практическую подготовку обучающихся по направлению подготовки 010900 Прикладные математика и физика.
Высокое качество научно-исследовательской работы бакалавра, в соответствии с требованиями данного ФГОС ВПО, должно быть обеспечено обязательным индивидуальным научным руководством научно-исследовательской работы каждого бакалавра квалифицированным научным руководителем, выполняющим научную работу по соответствующей проблематике, и, как правило, имеющим учёную степень кандидата или доктора наук. Объём индивидуальных консультаций бакалавра научным руководителем (и научными консультантами) должен составлять не менее 15-25 процентов времени, отводимого на научно-исследовательскую работу.
Конкретное направление научно-исследовательской работы бакалавра определяется ООП вуза. Цели и задачи, программы и текущие формы отчетности по научно-исследовательской работе также определяются вузом. По результатам промежуточных аттестаций в каждом семестре, в котором в соответствии с учебным планом предусмотрена научно-исследовательская работа, выставляется дифференцированная оценка.
Научно-исследовательская работа должна проводиться на основе непосредственного и систематического (в течение всего учебного года, в котором в соответствии с учебным планом предусмотрена научно-исследовательская работа) участия обучающегося в выполнении научно-исследовательского проекта на кафедрах и (или) лабораториях вуза, лабораториях научно-исследовательских подразделений сторонних организаций (научно-производственных, научно-технологических научно-исследовательских институтов, негосударственных высокотехнологических компаниях), при которых вуз организует базовые кафедры или осуществляет иные формы сотрудничества с предприятием. Необходимым условием обеспечения научно-исследовательской работы является наличие в подразделении, в котором выполняется научно-исследовательская работа, необходимого кадрового и научно-техническим потенциала.
Научно-исследовательская работа обучающегося в основной образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки 010900 Прикладные математика и физика обязательно реализуется в научно-исследовательском (производственном) коллективе и должна являться составной частью общей работы, выполняемой данным творческим коллективом.
Обязательными этапами выполнения научно-исследовательской работы бакалавра могут быть:
изучение специальной литературы и другой научно-технической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники в области знаний, техники и технологии в соответствии с профилем подготовки;
сбор, обработка, систематизация и анализ и научной и (или) научно-технической информации по теме (заданию) научно-исследовательской работы;
участие в проведении конкретных научных исследований, научно-технических разработок и (или) научно-технологических инновационных проектах;
с учетом направления научно-исследовательской работы участие в лабораторных, стендовых экспериментах и (или) промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составление отчетов (разделов отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
при необходимости подготовка материалов исследования в виде научной публикации, заявки на патент, выступления на научном семинаре, конференции.
Итоговая аттестация по результатам научно-исследовательской работы бакалавра проводится в конце заключительного года обучения по ООП в виде публичной защиты выпускной квалификационной работы. К защите выпускной квалификационной работы допускаются обучающиеся, успешно выполнившие остальные составляющие ООП бакалавриата в полном объеме. По результатам защиты выставляется дифференцированная оценка.
Выпускная квалификационная работа должна быть представлена в форме рукописи в компьютерном исполнении, сопровождаться перечнем изученной литературы и необходимыми иллюстрациями.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются вузом.
Выпускная квалификационная работа прикладных математики и физики представляет собой актуальное для современных физико-технических и математических, фундаментальных и прикладных проблем законченное учебно-научное исследование, выполненное под руководством специалиста, непосредственно занимающегося соответствующей проблематикой и имеющего ученую степень не ниже кандидата наук. В выпускной квалификационной работе на основании критического анализа материалов, опубликованных в научно-технических изданиях, должны быть сформулированы: основные цели работы, решаемые задачи, обоснованы и описаны соответствующие методы их решения (теоретические, экспериментальные или расчетные). В случае необходимости в работу включается раздел с технико-экономическим обоснованием. Обязательный раздел, посвященный анализу полученных результатов, должен содержать обоснование их достоверности и при необходимости оценку погрешностей расчетов (измерений).
Объем выпускной квалификационной работы, как правило, не должен превышать двух печатных листов, включающих таблицы, рисунки, иллюстрации, список использованной литературы и выводы.