умением анализировать, обобщать результаты исследования и составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию) (ПК-19);
проектная деятельность:
способностью разрабатывать проекты текстильных изделий (нити, ткани, трикотаж, нетканые материалы) с учетом механико-технологических, эстетических, экономических параметров (ПК-20);
готовностью использовать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт при проектировании новых технологических процессов (ПК-21);
способностью проектировать технологические процессы с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства (ПК-22);
маркетинговая деятельность:
способностью участвовать в маркетинговых исследованиях товарных рынков: сырья, оборудования, текстильных вспомогательных материалов, текстильной продукции и разрабатывать предложения по выбору поставщиков (ПК-23);
умением прогнозировать конъюнктуру рынка текстильных товаров (ПК-24);
способностью проводить обоснование и расчеты прибыли и затрат в рамках запланированного объема текстильной продукции (ПК-25);
готовностью участвовать в программах по разработке предложений по формированию ассортимента товаров текстильного производства и продвижению его на рынке (ПК-26);
способностью определять размер заказа и времени его выполнения (ПК-27).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы*) | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать: основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем; условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; роль науки в развитии цивилизации; современные социальные и этические проблемы;ценность научной рациональности и ее исторических типов; структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию; основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире; классические и современные социологические теории;особенности формальных и нефомальных# отношений; природу лидерства и функциональной ответственности; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка); теоретические основы и закономерности функционирования социологической науки, ее специфику, принципы соотношения методологии и методы социологического познания; о межличностных отношениях в группах; особенности формальных и неформальных отношений; природу лидерства и функциональную ответственность; механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов; основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов; методику проведения маркетинговых исследований с учетом специфики продукта и рынка; основы процесса управления маркетингом (анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков; методы разработки комплекса маркетинга (товар, цена, распределение и стимулирование сбыта); действия на рынке (претворение в жизнь маркетинговых мероприятий) с учетом специфики рынка текстильных изделий; этику маркетинга;уметь: логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу; анализировать в общих чертах основные экономические события в стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики; анализировать социальную, определять современную ценность будущих благ; определять наличие положительных и отрицательных внешних эффектов хозяйствования;внешнеэкономическую, бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику государства; анализировать затраты и результаты собственной хозяйственной деятельности, применять балансовый метод для отображения материальных потоков; разработать план маркетинговой деятельности предприятия с учетом специфики рынка и продукта;владеть: навыками непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ; методами социологического исследования; приемами ведения дискуссии, полемики, диалога;иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников; анализом и прогнозированием социальных проблем, методикой проведения социологических исследований;экономической терминологией, лексикой; методами анализа предельных затрат и результатов; анализом конъюнктуры рынка (спрос, предложение, уровень цен); методами менеджмента и методами проведения маркетинговых исследований;нормами деловой переписки и делопроизводства; навыками экономического анализа разработки, применения материалов и технологии их получения. | 45-55 30-40 | Философия, История, Социология, Иностранный язык, Экономика, Маркетинг, Менеджмент | ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ПК-2 ПК-8 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 ПК-23 ПК-24 ПК-25 ПК-26 ПК-27 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.2 | Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать: основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, дискретной математики, теории дифференциальных уравнений и элементов теории уравнений математической физики; основы дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики, математических методов решения профессиональных задач; законы Ньютона и законы сохранения, принципы специальной теории относительности Эйнштейна, элементы общей теории относительности, элементы механики жидкостей, законы термодинамики, статистические распределения, процессы переноса в азах, уравнения состояния реального газа; элементы физики жидкого и твердого состояния вещества; физику поверхностных явлений, законы электростатики, природу магнитного поля и поведение веществ в магнитном поле, законы электромагнитной индукции, уравнения Максвелла, волновые процессы, геометрическую и волновую оптику; периодический закон и его использование в предсказании свойств элементов и соединений, химические свойства элементов ряда групп периодической системы, виды химической связи в различных типах соединений, методы описания химических равновесий в растворах электролитов, строение и свойства комплексных соединений, методы математического описания кинетики химических реакций, свойства важнейших классов органических соединений; факторы, определяющие устойчивость биосферы, характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу, принципы рационального природопользования, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу, организационные и правовые средства охраны окружающей среды, способы достижения устойчивого развития; основные сведения о дискретных структурах, используемых в персональных компьютерах, основные алгоритмы типовых численных методов решения математических задач, один из языков программирования, структуру локальных и глобальных компьютерных сетей; основные понятия и законы механики и вытекающие из этих законов методы изучения равновесия и движения материальной точки, твердого тела и механической системы;уметь: применять математические методы при решении типовых профессиональных задач; решать типовые задачи по основным разделам курса физики; использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности; проводить расчеты концентрации растворов различных соединений, определять изменение концентраций при протекании химических реакций, определять термодинамические характеристики химических реакций и равновесные концентрации веществ, проводить очистку веществ в лабораторных условиях, определять основные физические характеристики органических веществ; осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий; грамотно использовать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией; работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии архивы данных и программ, использовать языки и системы программирования для решения профессиональных задач, работать с программными средствами общего назначения; самостоятельно строить и исследовать математические и механические модели технических систем;владеть: методами построения математической модели типовых профессиональных задач и содержательной интерпретации полученных результатов; методами проведения физических измерений, методами корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента; навыками выполнения основных химических лабораторных операций, методами определения рН растворов и определения концентраций в растворах, методами синтеза неорганических и простейших органических соединений; методами выбора рационального способа воздействия на окружающую среду;методикой экономической оценки ущерба от деятельности предприятия; методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях; техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами, включая приемы антивирусной защиты; навыками решения типовых задач по статике, кинематике и динамике. | 70-80 45-55 | Математика, Физика, Химия, Экология, Информатика, Теоретическая механика | ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-6 ПК-7 ПК-9 ПК-14 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.3 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать: общие методы чтения чертежей различного уровня сложности и назначения; методы проведения оценки функциональных возможностей различных типов механизмов и областей их возможного использования в технике; критерии качества передачи движения механизмами разных видов; методы расчетов основных параметров механизмов по заданным условиям с использованием графических, аналитических и численных методов вычислений; основы расчетов на прочность и жесткость деталей конструкций, принципы выбора типовых деталей; основные электротехнические законы и методы анализа электрических, магнитных и электронных цепей; принципы действия, свойства, области применения и потенциальные возможности основных электротехнических, электронных устройств и электроизмерительных приборов; основы электробезопасности; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;уметь: решать разнообразные инженерно-геометрические задачи, возникающие в процессе проектирования, конструирования, изготовления и эксплуатации различных технических и других объектов; оформлять графический и текстовой конструкторский документации в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСПД; выполнять расчеты на прочность и жесткость деталей машин и механизмов; экспериментальным способом и на основе паспортных и каталожных данных определять параметры и характеристики типовых электротехнических и электронных устройств; проводить контроль параметров воздуха, шума, вибрации, электромагнитных, тепловых излучений и уровня негативных воздействий на работающих и окружающую среду, оценивать их соответствие нормативным требованиям;владеть: методами построения эскизов, чертежей и технических рисунков стандартных деталей, разъемных и неразъемных соединений деталей и сборочных единиц; методами анализа электрических, магнитных и электронных цепей. | 85-95 25-35 | Начертательная геометрия, инженерная графика; Прикладная механика, Электротехника и электроника, Безопасность жизнедеятельности; | ОК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-19 ПК-20 ПК-21 ПК-22 ПК-26 ПК-27 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки | ||||
Б.4 | Учебная и производственная практики(практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 14 | ОК-1 ОК-5 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-10 | |
Б.5 | Физическая культура | 2 | ОК-11 | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 11 | ОК-2 ОК-4 ОК-9 ОК-10 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-16 ПК-17 ПК-18 ПК-19 ПК-20 ПК-21 ПК-22 ПК-25 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ОПП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области теоретической и прикладной механики, физики, химии, информатики, электротехники и электроники, безопасности жизнедеятельности, истории, философии, социологии, иностранного языка, математики, начертательной геометрии, инженерной графики, экономики, менеджмента, маркетинга, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: