Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2062"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 Пе стр. 4

Специализация N 1 "Социальная педагогика".
ПСК, которыми в соответствии со специализацией должен обладать выпускник, определяются вузом.
Специализация N 2 "Пенитенциарная педагогика".
ПСК, которыми в соответствии со специализацией должен обладать выпускник, определяются вузом.
Специализация N 3 "Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения":
способностью использовать в профессиональной деятельности концепции и теоретические принципы психического и личностного развития детей и подростков, особенности развития на различных возрастных этапах (ПСК-3.1);
способностью разрабатывать программы развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения, а также коррекции первичных признаков такого поведения (ПСК-3.2);
способностью учитывать современные социальные и психологические условия формирования детей и подростков, особенности образовательной среды (ПСК-3.3);
способностью устанавливать причины и закономерности развития семейной, школьной, социальной дезадаптации и девиантного поведения, его различных видов (ПСК-3.4);
способностью применять развивающие программы, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения, проводить психологическую консультативную работу с детьми, подростками и их семьями (ПСК-3.5);
способностью проводить психологическую диагностику с целью выявления признаков отклоняющегося личностного развития, дезадаптации и девиантного поведения, их причин (ПСК-3.6);
способностью проводить оценку рисков и ресурсов позитивного развития социальной и образовательной среды (ПСК-3.7);
способностью проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей, подростков и взрослых, профилактических программ и мероприятий, воспитательных мер, образовательной среды с позиций профилактики девиантного поведения детей и подростков (ПСК-3.8).
способностью владеть методами экспертной психолого-педагогической деятельности (ПСК-3.9);
способностью разрабатывать и использовать программы оказания психологической помощи осужденным и коррекции их девиантного поведения (ПСК-3.10);
способностью применять навыки междисциплинарного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, участвующими в работе с детьми и подростками (ПСК-3.11).
Специализация N 4 "Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска":
способностью использовать концепции и теоретические принципы психического и личностного развития детей и подростков, особенности развития на различных возрастных этапах (ПСК-4.1);
способностью устанавливать основные признаки и виды девиантного поведения детей и подростков, факторы, условия и закономерности их развития (ПСК-4.2);
способностью диагностировать признаки семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми и подростками в семьях (ПСК-4.3);
способностью учитывать правовые и организационные основы психолого-педагогической и комплексной системной помощи детям и подросткам группы риска (ПСК-4.4);
способностью устанавливать контакт с детьми и подростками группы риска и формировать у них мотивацию к сотрудничеству (ПСК-4.5);
способностью применять методы психолого-педагогической диагностики психосоциальных проблем и отклонений социального и личностного развития детей и подростков, признаков семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми в семье (ПСК-4.6);
способностью использовать методы анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития (ПСК-4.7);
способностью планировать и реализовывать программы системного пролонгированного психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска в целях их полноценной социальной адаптации и личностного развития (ПСК-4.8);
способностью проводить психолого-педагогическую консультационную работу с детьми, подростками и их родителями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации (ПСК-4.9);
способностью проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной и образовательной среды (ПСК-4.10);
способностью организовывать совместную деятельность со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска формирования девиантного поведения (ПСК-4.11);
способностью применять методологию и методы составления программ и реализации психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска (ПСК-4.12);
способностью создавать социальную и образовательную поддерживающую среду для детей и подростков группы риска (ПСК-4.13).
Специализация N 5 "Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением":
способностью диагностировать и идентифицировать психосоциальные проблемы и отклонения психического, личностного и социального развития лиц с девиантным поведением (ПСК-5.1);
способностью диагностировать основные признаки и виды девиантного поведения, факторы, условия их развития (ПСК-5.2);
способностью применять методы психодиагностики личностных и социальных отклонений у лиц с девиантным поведением (ПСК-5.3);
способностью владеть концептуальными основами и принципами комплексной реабилитационной работы в контексте оказания помощи лицам с девиантным поведением (ПСК-5.4);
способностью учитывать правовые и организационные основы оказания реабилитационной и профилактической помощи лицам с девиантным поведением в контексте различных ведомств и учреждений (ПСК- 5.5);
способностью устанавливать контакт с лицами с девиантным поведением и вырабатывать у них мотивацию к сотрудничеству (ПСК- 5.6);
способностью использовать методы оценки риска рецидива девиантного поведения (ПСК-5.7);
способностью планировать и реализовать программы групповой и индивидуальной психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением с учетом их личностных особенностей, этнокультуральной специфики, вида девиаций и организационно-ведомственного контекста работы (ПСК-5.8);
способностью проводить мониторинг и оценивать эффективность коррекционно-реабилитационных программ (ПСК-5.9);
способностью координировать психолого-педагогическую коррекционно-реабилитационную работу с деятельностью других специалистов, учреждений и ведомств, участвующих в комплексной коррекции, реабилитации и социальной реадаптации лиц с девиантным поведением (ПСК-5.10);
способностью проводить образовательную, психолого-педагогическую консультативную работу с персоналом коррекционных учреждений для повышения эффективности его деятельности и профилактики профессионального выгорания (ПСК-5.11).
Специализации N 1 и N 2 реализуются в вузах, в которых предусмотрена служба в правоохранительных органах и (или) военная служба.

VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный и социальный цикл;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура (физическая подготовка - для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах);