В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034000 Конфликтология (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
Министр | А. Фурсенко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2010 г.
Регистрационный N 16256
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034000 Конфликтология (квалификация (степень) "магистр") (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2009 г. N 823)
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 034000 Конфликтология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии на направление подготовки, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО | - | высшее профессиональное образование; |
ООП | - | основная образовательная программа; |
ОК | - | общекультурные компетенции; |
ПК | - | профессиональные компетенции; |
УЦООП | - | учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО | - | федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускника
Наименование ООП | Квалификация (степень) | Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск | Трудоемкость (в зачетных единицах) | |
Код в соответствии с принятой классификацией ООП | Наименование | |||
ООП магистратуры | 68 | магистр | 2 года | 120* |
______________________________
* трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.
IV. Характеристика профессиональной деятельности магистров
4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает:
конфликтные способы взаимодействия в различных сферах жизни общества и объединений людей;
основные закономерности зарождения конфликтов, их динамика, структура, социопсихологическое состояние субъектов конфликтов;
безопасность в ее социокультурном значении и как способ согласованных, социально-партнерских способов взаимодействия;
технологии предупреждения (превенции) конфликтов, система институтов и управления, направленного на формирование неконфликтного пространства взаимодействия индивидов в различных сферах жизнедеятельности;
технологии управления конфликтами, система правового, административно-организационного регулирования и морально-воспитательного, экономического воздействия на людей и их объединения, способствующие снижению конфликтного потенциала сфер жизнедеятельности общества, различных организаций и учреждений;
технологии разрешения конфликтов, система медиативных, переговорных, фасилитаторских, экспертно-консалтинговых способов, методов, техник и приемов достижения компромисса, консенсуса и исключения конфронтации во взаимодействиях между индивидами и различными объединениями людей;
альтернативные (ненасильственные, помимо правовых) социальные способы разрешения конфликтов в различных сферах жизнедеятельности общества, миротворчество и миротворческое волонтерство, стратегии культуры мира;
толерантность как социо- и этнокультурный феномен и способ взаимодействия между людьми, исключающий оппозиционную агрессию, насильственный протест, экстремизм, терроризм и вооруженный конфликт.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
конфликт - система и процесс негативного взаимодействия между индивидами, являющийся в действии (столкновении) и противодействии, нацеленных на удовлетворение потребностей и достижение социального статуса индивидов в системе культивируемых социальных, экономических, политических, этнических, культурных, организационных связей;
совокупность объективных и субъективных факторов, обусловливающих конфликтные системы и процессы, влекущие снижение уровня социального консенсуса, толерантности, безопасности и усиление социальной агрессии, интолерантности, протеста, оппозиционности, экстремизма и терроризма;
совокупность систем, процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий, обусловливающих снижение уровня конфликтогенности социальных процессов, достижение социального, политического, этнополитического, экономического консенсуса, компромисса, укрепление неконфронтационных стратегий взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности;
совокупность альтернативных (не насильственных, помимо правовых) технологий урегулирования конфликтов в различных сферах жизнедеятельности, требующих совершенствования, в рамках задач дальнейшей демократизации социальных, экономических, политических, этнополитических, культурно-духовных процессов и институтов.
4.3. Магистр по направлению подготовки 034000 Конфликтология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность - методы, способы, приемы познания основных закономерностей зарождения конфликта, характера его протекания в различных социальных средах, технологий урегулирования конфликта;
информационно-аналитическая деятельность - методы, способы, приемы работы с информацией о конфликтах и технологиях его урегулирования, анализ информации, с целью приращения знаний о конфликтах и методах работы по его урегулированию;
технологическая деятельность - методы, способы, приемы, техники предупреждения, разрешения и управления конфликтом;
проектная деятельность - методы, способы, приемы разработки и реализации социальных программ, снижающих уровень конфликтогенности в обществе;
педагогическая деятельность - методы, способы приемы передачи знаний о конфликтных формах взаимодействия в обществе и технологиях их урегулирования, воспитания культуры мира;
организационно-управленческая деятельность - методы, способы, приемы организации бесконфликтного взаимодействия и управления конфликтом (конфликтменеджмент).
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 034000 Конфликтология должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
анализировать, с применением различных современных теоретических подходов, закономерности конфликтного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества и разрабатывать теоретико-методологические основы альтернативных технологий по предупреждению, разрешению и управлению конфликтом, вырабатывать рекомендации;