информационно-аналитическая деятельность:
осуществлять сбор, обработку, анализ и презентацию информации о конфликтах и технологиях их урегулирования;
технологическая деятельность:
разрабатывать и внедрять в практику социального взаимодействия альтернативные технологии урегулирования конфликтов;
разрабатывать и внедрять в практику социального взаимодействия компромиссные, социально безопасные и партнерские способы взаимодействия;
проектная деятельность:
создавать программы по снижению уровня конфликтогенности в различных сферах жизни общества и объединениях людей, проводить экспертизу потенциала конфликтогенности проектов, законов, программ и стратегий социального развития;
педагогическая деятельность:
формировать знания о конфликтах, альтернативных технологиях их предупреждения, разрешения и управления, умения диагностировать конфликт, владение первичными навыками предупреждения, разрешения и управления конфликтом;
организационно-управленческая деятельность:
организовывать бесконфликтные социальные взаимодействия, минимизировать конфликтогенный потенциал решений в управлении.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью на основе сформированного мировоззрения отражать достижения гуманитарных, социальных и естественных наук (ОК-1);
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-2);
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к восприятию и использованию новых научных открытий в различных областях знания (ОК-3);
способностью использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении исследовательским коллективом (ОК-4);
способностью проявлять инициативу, брать на себя всю полноту ответственности за результаты дела (ОК-5);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения (ОК-6);
культурой мышления, ясностью письменного и устного изложения результатов мыслительной деятельности, культурой речи (ОК-7);
знанием и соблюдением прав и исполнением с полной ответственностью обязанностей человека и гражданина, демонстрацией ответственного отношения к общественному делу, своему гражданскому долгу (ОК-8);
готовностью и способностью реализовывать в своей повседневной практике толерантное отношение к расовым, национальным, религиозным, социальным и иным различиям людей (ОК-9);
способностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе норм морали и права, социально-политических и духовных ценностей (ОК-10).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в научно-исследовательской деятельности:
знанием эволюции представлений о конфликте, природы конфликта, его структуры, видов, причинных факторов, особенностей динамики, специфики конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих их прочное разрешение (ПК-1);
способностью проводить исследования значимых научных проблем в области конфликтологии на основе использования различных теоретико-методологических подходов анализа и технологий урегулирования конфликтов (ПК-2);
способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликтологических феноменов, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта (ПК-3);
способностью оформлять результаты научно-исследовательской работы в виде отчетов, статей, монографий, тезисов и докладов на конференциях, научных симпозиумах, семинарах и круглых столах (ПК-4);
готовностью и способностью к публичной дискуссии по проблемам научных исследований в области конфликтологии, выступлениям в электронных и печатных средствах массовой информации (ПК-5);
знанием основных требований проведения прикладного конфликтологического исследования, способностью к проведению стандартного прикладного конфликтологического исследования, анализу и обобщению полученных результатов исследования, способностью делать выводы и давать рекомендации заинтересованным учреждениям (ПК-6);
способностью к теоретико-социальному конструированию неконфликтного пространства в сообществах и организациях различной степени сложности, теоретически обосновывать и разработке мирных стратегий взаимодействия в социальных системах (ПК-7);
готовностью и способностью к постоянному повышению научно-теоретического уровня своей квалификации, к поиску информации о передовых научных достижениях в области конфликтологии, овладению способами организации эффективной самостоятельной научно-исследовательской работы (ПК-8);
в информационно-аналитической деятельности:
навыками работы с информацией о конфликтах, знаниями основных методов, способов и средств ее получения, хранения, переработки для решения профессиональных и социальных задач (ПК-9);
способностью к эффективному поиску информации о конфликтах и технологиях урегулирования в Интернете, включая поисковые системы и базы данных, пользоваться базами данных, статистическими методами анализа данных, постоянного отслеживания передовых научных достижений в области конфликтологии (ПК-10);
способностью к оценке и классификации данных о конфликтах, включая занесение разнородных данных в онлайновые каталоги, ведению эффективной дискуссии в Интернете по проблемам конфликтологии, представлять и защищать письменные работы, создавать презентации, работать с мультимедийным оборудованием, понимать основные принципы информационной безопасности (ПК-11);
в технологической деятельности:
способностью применять существующие социальные, политические, правовые, этические и иные альтернативные технологии урегулирования конфликтов (ПК-12);
способностью включаться в работу по улаживанию, урегулированию и разрешению социальных, политических, этнополитических, социально-трудовых, семейных, межгрупповых и межличностных конфликтов (ПК-13);
способностью анализировать ситуацию конфликта, диагностировать конфликт, выбирать способ работы с ним, планировать и разрабатывать стратегию и тактику вмешательства, реализовывать ее, используя конфликтологические процедуры коррекции неконструктивных способов взаимодействия (ПК-14);
способностью работать с инструментарием, техниками и приемами конфликтолога, медиатора, переговорщика, фасилитатора, консультанта, миротворца (ПК-15);
способностью к выявлению специфики психического фактора конфликта, тендерных особенностей, возрастных этапов, принадлежности к различным социальным группам, способностью к применению конфликтологических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов (ПК-16);
способностью регулировать атмосферу взаимодействия, преодолевать причины сопротивления в различных коммуникациях, работать с эмоциями участников конфликта, распознавать манипуляции и нейтрализовать их, конструктивно противостоять агрессии и давлению, оказывать социально-психологическое воздействие, переориентировать стороны с противодействия на конструктивные способы взаимодействия (ПК-17);
способностью к организации и проведению переговоров в качестве стороны и ассистента-эксперта, способностью различать различные виды переговорного процесса и применять наиболее эффективный в конкретной ситуации (ПК-18);
способностью к применению технологий медиации, техник конфликтологического консультирования и других технологий профессиональной интервенции в конфликт (ПК-19);
способностью эффективно добывать достоверную информацию, выявлять ложь, точно и понятно передавать необходимую информацию, помогать участникам конфликта, расширять и уточнять их видение ситуации, наделен навыками убеждения, выработки оптимального решения и оценки его эффективности и реалистичности (ПК-20);
способностью отделять правовые, определять и применять альтернативные способы разрешения конфликтов, мирные и гуманитарные технологии урегулирования конфликта, использовать социально-политические технологии реализации социального интереса в конфликте (ПК-21);
способностью письменно излагать результаты анализа конкретного конфликта, вести документацию истории конфликта, методов применяемых в его урегулировании, составлять отчет, проводить сравнительный анализ однотипных конфликтов (ПК-22);
готовностью и способностью соблюдать профессиональные этические нормы и границы профессиональной компетентности конфликтолога (ПК-23);