Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2009 г. N 823"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034000 Конфликтология (ква стр. 3

способностью к приращению знаний посредством изучения опыта работы конфликтологов в России и других странах, с тенденциями развития мировой конфликтологии (ПК-24);
в проектной деятельности:
способностью разрабатывать социальные программы, снижающие уровень конфликтогеннности в социальных сообществах и укрепляющие систему безопасности (ПК-25);
способностью реализовывать социальные программы, направленные на достижение социального компромисса, позитивного консенсуса, толерантности в различных сферах жизни общества (ПК-26);
способностью осуществлять экспертизу конфликтогенности социальных проектов, законов, социально-политических стратегий развития сложно организованных социальных систем и процессов (ПК-27);
в педагогической деятельности:
пониманием социальной значимости профессии конфликтолога, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, готовностью и способностью преподавать конфликтологию в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (ПК-28);
готовностью применять современные методики и технологии для обеспечения качества образовательного процесса в образовательном учреждении в предметной области конфликтологического образования (ПК-29);
способностью разрабатывать рабочие программы курсов, читать лекции, проводить семинарские занятия, осуществлять эффективный контроль за усвоением знаний и приобретением навыков обучающимися, осуществлять руководство практикой, учебно- и научно-исследовательской работой обучающихся (ПК-30);
способностью разрабатывать новые образовательные технологии для совершенствования образовательного процесса обучения предметам конфликтологического цикла (ПК-31);
способностью организовывать и проводить культурно-просветительские мероприятия, ориентированные на формирование культуры мира и гуманитарных технологий разрешения конфликтов (ПК-32);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью организовывать бесконфликтные социальные взаимодействия в организационных системах различной степени сложности (ПК-33);
способностью минимизировать конфликтогенный потенциал тактических и стратегических решений в управлении (ПК-34);
способностью осуществлять консультирование в конфликте, разрабатывать планы развития организаций, осуществлять конфликтологическое сопровождение деятельности организаций (ПК-35);
способностью к согласованному социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, конструированию социально-партнерских отношений (ПК-36).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
М.1Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать - современные социальные движения и их тенденции развития; этнографическую карту мира и тенденции межнациональных взаимодействий; методологию и методику научных исследований; значение информационных технологий в научном исследовании;уметь - находить различие и сходство в современных социально-политических движениях, видеть их негативные и позитивные стороны, прогрессивность и регрессивность; характеризовать национальные особенности государственного устройства и специфику национальных движений и способов мультикультурного взаимодействия, определять глобальные тенденции в развитии этнокультурных образований; самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать новые знания и умения; использовать различные методологии и методики в научно-исследовательской деятельности;владеть - навыками культуры мышления, письменного и устного изложения результатов мыслительной деятельности, пользования информационными технологиями в научно- исследовательской деятельности; самостоятельной организацией научно-исследовательской деятельностью, в том числе проектными работами и управлением исследовательским коллективом; навыками толерантного отношения к расовым, национальным и иным различием людей, правам и обязанностям человека и гражданина, социального взаимодействия на основе норм права, морали, социально-политических и духовных ценностей.10-155-10Современные социальные и политические движенияЭтнографическая карта мираМетодология и методика научных исследованийИнформационные технологии в научных исследованияхОК-1ОК-2ОК-8ОК-1ОК-2ОК-9ОК-10ПК-1ПК-23ОК-4ОК-3ОК-7ОК-5ОК-6ПК-9ПК-10ПК-11
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)5-10
М.2Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать - основные исторические этапы становления знаний о конфликте и способах разрешения конфликтов, эволюцию представлений о конфликтах и технологиях их урегулирования; теоретические подходы анализа конфликтов в различных отраслях гуманитарного и социального знания; особенности междисциплинарной методологии анализа конфликтов; специфику зарождения, протекания и разрешения конфликтов в различных сферах жизни социума; основные современные технологии урегулирования конфликтов;уметь - осуществлять анализ конфликта в единстве исторического и логического, феноменологического и сущностного, дисциплинарного и междисциплинарного, классифицировать конфликтное взаимодействие по различным основаниям, выделять общее и особенное в природе, структуре,динамике конфликта, его предупреждении, управлении и разрешении, использовать социально гуманитарные способы, методы и психологические техники урегулирования конфликтов;владеть - навыками научно-исследовательской, информационно-аналитической, проектной, технологической, педагогической и организационно-управленческой деятельностями и конкретными практиками работы с конфликтом.40-505-15История конфликтологииТеоретико-дисциплинарные подходы анализа конфликтаВведение в междисциплинарную методологию анализа конфликтовКонфликтология сфер социальной жизниТехнологии урегулирования конфликтовПК-1ПК-2ПК-5ПК-23ПК-2ПК-5ПК-7ПК-8ПК-23ПК-3ПК-5ПК-8ПК-23ПК-2ПК-5ПК-12ПК-13ПК-14ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-20ПК-21
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)30-40
М.3Практики и научно-исследовательская работапрактические умения и навыки определяются ООП вуза55-60ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-28ПК-29ПК-30ПК-31ПК-32
М.4Итоговая государственная аттестациякомпетенции определяются ООП вуза1-5ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-28ПК-29ПК-30ПК-31ПК-32
Общая трудоемкость основной образовательной программы120
______________________________
* трудоемкость циклов M.1, M.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников. Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которой готовится магистр (научно-исследовательской, педагогической, проектной, информационно-аналитической, технологической, организационно-управленческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов в области конфликтологии.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 - 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 60 - 70 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ конфликтных ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия для формирования у обучающихся умений и навыков, определяемых настоящим ФГОС и ООП вуза.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;