учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный и социальный цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, допускается исключение данной дисциплины.
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП | Учебные циклы (разделы) и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы) *(1) | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций | |||
С.1 | Гуманитарный и социальный цикл | 33-42 *(2) | |||||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий гуманитарных и социальных наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;лексический и грамматический минимум, в объеме, необходимом для работы с иноязычными текстами профессиональной направленности и осуществления коммуникации на иностранном языке;принципы, закономерности, тенденции развития бытия, природы, общества, человека, познавательной деятельности;закономерности исторического развития общества; основные этапы и особенности истории России, ее место в истории человечества и на современном этапе;этические и психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения;сущность и содержание основных понятий, категорий,институтов, правоотношений в отдельных отраслях материального и процессуального права;основные социальные институты общества; стратификационную структуру общества;нормы профессиональной этики, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности; сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления; основные нормы и функции служебного этикета;природу и сущность государства и права, основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права;уметь:использовать принципы, законы и методы гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач;читать и переводить иноязычную литературу профессиональной направленности, взаимодействовать и общаться на иностранном языке;составлять социологическую характеристику личности на основе ее социального статуса и особенностей социализации; анализировать механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов;оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения;осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях; давать нравственную оценку коррупционнымпроявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики; соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности;оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать правовые действия в точном соответствии с законом;правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, в том числе с представителями различных социальных групп, национальностей и конфессий;владеть:основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных и социальных наук;одним из иностранных языков на уровне основ профессиональной коммуникации;навыками анализа исторических явлений и событий;навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики;навыками антикоррупционного поведения;навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками толерантного поведения; навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета;навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий. | 24-33 *(2) | Иностранный языкФилософияИсторияСоциология*(3)Профессиональная этика и служебный этикет*(3)Теория государства и права*(3)Конституционное право России*(3)Основы гражданского права*(3)Семейное право*(3)Право социального обеспечения*(3) | ОК-1-14 | ||||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 3-12*(2) | ||||||
С.2 | Естественнонаучный цикл | 7-16*(2) | |||||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные методы и средства, поиска, систематизации, обработки, передачи и защиты информации; состав, функции и конкретные возможности аппаратно-программного обеспечения; состав, функции и конкретные возможности профессионально-ориентированных справочных информационно-правовых и информационно-поисковых систем;современные компьютерные технологии, применяемые при решении профессиональных задач; методы и способы обеспечения информационной безопасности в профессиональной деятельности;основы анатомии и физиологии человека, психофизиологические особенности организма человека; анатомические и физиологические параметры жизнедеятельности человека в фило, онто и социогенезе; особенности высшей нервной деятельности человека; требования к организации психологической помощи с учётом возрастных, психофизиологических особенностей детей и подростков;уметь:решать с использованиемкомпьютерной техники различные служебные задачи; работать в локальной и глобальной компьютерных сетях; самообучаться в современных компьютерных средах; организовывать автоматизированное рабочее место;использовать методы и средства обеспечения информационной безопасности с целью предотвращения несанкционированного доступа, злоумышленной модификации или утраты информации, составляющей государственную тайну и иной служебной информации;использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;владеть:навыками компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики; работы с информационно-поисковыми и информационно-справочными системами и базами данных, используемыми в профессиональной деятельности; навыками обеспечения защиты информации, составляющей государственную тайну и иной служебной информации;навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области анатомии и физиологии центральной нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности. | 3-12*(2) | Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельностиАнатомия и физиология центральной нервной системы | ОК-14ПК-28ПК-29 | ||||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 3-12*(2) | ||||||
С.3 | Профессиональный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:историю и основные этапы развития педагогики; содержание основных отечественных и зарубежных образовательных систем, педагогических учений, идей и теоретических концепций, получивших развитие в мировом культурно-историческом пространстве; историю, теорию и опыт отечественного воспитания;основные понятия и категории педагогики; концепции развития личности; педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности;соотношение наследственности и социальной среды, национально-культурно-исторических факторов в воспитании и образовании;специфику воспитания как педагогического процесса целенаправленного развития личности; специфику образования как ведущего механизма присвоения социального опыта;закономерности, принципы и направления воспитания; формы и методы воспитания; требования к воспитанию личности;сущность социализации, воспитание как институт социализации; содержание и принципы социального воспитания; особенности реализации в социальном воспитании личностного, возрастного, тендерного, дифференцированного и индивидуального подходов;компоненты педагогической техники и методику работывоспитателя; методы воздействия и взаимодействия с различными категориями воспитуемых; особенности коллектива как объекта и субъекта воспитания; цели, задачи, педагогическую основу организации и методику воспитания в коллективе и малой группе; методику индивидуально воспитательной работы; особенности воспитания культуры межнационального общения; этические правила и нормы взаимоотношений социального педагога и подростка;закономерности и принципы обучения, основные дидактические концепции; конструирование содержания образования; методы, средства и формы обучения; технологию диагностики и планирования педагогического процесса;технологию организации развивающей деятельности, педагогического взаимодействия, учета и анализа результатов педагогического процесса;принципы управления воспитательными и образовательными системами; основные функции педагогического управления;факторы и критерии отклоняющегося развития; типологию отклоняющегося развития; первичный и вторичный дефект, комбинированные нарушения, их причины; основные патопсихологические проявления в развитии детей и подростков; особенности аномального развития и основные виды нарушений психического развития несовершеннолетних; современные подходы к организации и методическому обеспечению изучения детей с отклонениями в развитии;методику социальной профилактики, диагностики, коррекции недостатков личностного развития детей; теоретические и методические основы, приемы, техники, технологии психопрофилактики, психолого-педагогического консультирования, диагностики и коррекции, психолого-педагогической помощи и реабилитации лиц с отклоняющимся поведением; принципы и методы коррекционной работы, восстановительного и формирующего обучения детей и подростков с отклонениями в интеллектуальной и эмоциональной сферах; специфику психолого-педагогического консультирования семей, имеющих ребёнка с отклонениями в развитии;методику диагностики ребенка и окружающей его микросреды; характеристики основных групп детей и подростков, нуждающихся в педагогической помощи и поддержке; специфику оказания им социально-педагогической помощи; сущность, виды, структуру формы и методы организации социально-педагогической работы с различными группами детей и подростков; технологию педагогического разрешения конфликта; организационные формы активного психолого-педагогического взаимодействия; содержание, методику и технологию воспитательной работы социального педагога; этические правила и нормы взаимоотношений социального педагога и вос-питуемого; основные элементы педагогической культуры социального педагога;основные категории и принципы психологии, содержание основных психологических концепций, психологические феномены, психические функции и их физиологические механизмы, психические процессы, состояния, свойства; концепции личности, психологическую структуру личности, индивидуально-типологические особенности личности; содержание психических познавательных и эмоциональных процессов, социально психологических явлений, психологические методы познания и самопознания; методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;теорию системного развития психики человека, феноменологию и закономерности развития в разные возрастные периоды и закономерности психической регуляции поведения;направления и методы психолого-педагогической диагностики развития личности и социального поведения человека;методологию и основные технологии психологической работы на разных этапах возрастного и личностного развития человека, оказания психологической помощи индивидам, группам и сообществам;психологические основы общения, причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов, основы психо-профилактики негативных психических состояний;особенности современной семьи, семейных, в том числе детско-родительских отношений, причины неправильно выстроенных детско-родительских отношений; влияние нарушений семейных отношений на развитие детей;правовые основы, психолого-педагогические аспекты социальной работы; особенности социальной работы с семьей, детьми и подростками; методы и технологии социальной работы;права ребёнка в законодательстве Российской Федерации; международные стандарты в области прав ребёнка; основные направления политики государства в области социально-правовой защиты семьи и детства; систему социальной защиты детства; структуру, содержание и организацию деятельности социальных служб защиты ребёнка и детства; особенности взаимодействия государственных, общественно-государственных, общественных служб по защите детства;сущность, теоретические и методические основы профориентационной работы; возрастные особенности профессионального самоопределения; принципы организации профконсультации и профотбора;основы валеологии;правовые основы регулирования труда несовершеннолетних;организационно-правовое регулирование и основные направления профилактической работы по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности, девиантного поведения несовершеннолетних;уголовно-правовую, криминологическую и криминалистическую характеристику преступлений, совершаемых несовершеннолетними;ответственность несовершеннолетних за правонарушения и антиобщественные действия; особенности правового регулирования исполнения (отбывания) наказаний несовершеннолетних;организацию системы управления и обеспечения управленческой деятельности; методы управленческой деятельности; порядок подготовки и принятия управленческих решений, организацию их исполнения; основные правила и порядок подготовки, оформления, учета и хранения служебных документов; понятие государственной тайны и иных охраняемых законом тайн, сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера; организационно-правовые основы режима секретности;организационно-правовые и тактические средства предупреждения коррупции в служебном коллективе;принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности; характеристику наиболее важных природных явлений и производственной деятельности человека, вызывающих возникновение чрезвычайных ситуаций; основные мероприятия и правила поведения в чрезвычайных ситуациях; методы и средства само- и взаимопомощи при различных видах травм, ранений и отравлениях;уметь:анализировать историко-педагогические явления; раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем и особенностями развития общества;анализировать социально-педагогические явления; составлять психолого-педагогическую характеристику воспитуемого; проектировать и осуществлять воспитательную деятельность, социально-педагогическое взаимодействие, использовать формы и методы социальной и воспитательной работы с семьей, различными категориями несовершеннолетних, молодежными объединениями;осуществлять педагогическое обеспечение деятельности по социальному оздоровлению семьи, защите прав и законных интересов детей и подростков, координации взаимодействия в этой области различных учреждений, организаций и служб;анализировать дидактические явления и процессы; использовать различные формы, методы и технологии организации, осуществления и оценки результатов обучения детей и подростков; руководить их самообразованием и самовоспитанием;формировать нравственно-правовую устойчивость детей и подростков, установки в отношении здорового образа жизни, гармоничного развития, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей;выявлять лиц группы риска, детей с отклонениями в развитии; диагностировать проблемы детей и подростков на основе изучения их особенностей и особенностей среды; отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов; составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию;разрабатывать модели диагностик проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях; реализовывать программы и технологии, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе детей и подростков, рисков асоциального поведения, программы теллектуальной и эмоциональной сферах;избирать оптимальную технологию и тактику социальной реабилитации; интегрировать воспитательные возможности семьи, образовательных и социальных учреждений, социума для успешной социализации и реабилитации детей и подростков;выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической и другим социальным группам;прогнозировать изменения, динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях;использовать базовые техники и методы психологического консультирования; комплексно воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека,оказания индивиду психологической помощи; использовать средства социально-педагогического и психологического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения;планировать и реализовывать профилактические меры, включая индивидуально профилактическую работу по предупреждению детской беспризорности, безнадзорности, девиантного поведения несовершеннолетних; выявлять причины и обстоятельства, способствующие девиантному поведению несовершеннолетних, причины социального неблагополучия семьи и содействовать их устранению;планировать и осуществлять комплекс мер по оказанию социально-педагогической и правовой помощи семьям; определять проблемное поле семьи, осуществлять консультационно-диагностическую работу по проблемам семьи и прав ребенка;осуществлять социально-педагогическую и психологическую экспертизы нормативных актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, в том числе правил и норм охраны труда несовершеннолетних;планировать и организовывать профориентационную работу, осуществлять профориентационное консультирование;пользоваться приёмами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях;разрабатывать управленческую документацию, принимать оптимальные управленческие решения, организовывать работу подчинённых;обеспечивать соблюдение требований режима секретности;противодействовать коррупционным проявлениям в служебной деятельности;оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, обморожениях, тепловом и солнечном ударах, при поражении электрическим током; пользоваться приборами дозиметрического контроля, средствами химической и радиационной разведки;владеть:современными педагогическими технологиями; организационными формами и методиками обучения;навыками отбора и реализации современных методов воспитания детей и подростков, несовершеннолетних с девиантным поведением;навыками взаимодействия с разными категориями воспитуемых в различных социально-педагогических ситуациях;навыками приведения в действие юридических, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных факторов развития и социализации подростка;приемами диагностики, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; частными методиками диагностики, профилактики и коррекции отклонений в развитии; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; навыками психодиагностической и психокоррекционной работы с лицами, склонными к девиантному поведению;методиками, техниками, приемами психолого-педагогического консультирования, социально-педагогической и психологической помощи и поддержки детей и подростков;приемами комплексного воздействия на уровень развития и функционирования познавательной мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях в целях гармонизации психического функционирования детей и подростков;методами психологического изучения личности, коллектива;навыками профориентационной работы;педагогическими основами организации и работы детских и молодежных объединений и движений, методикой организации досуга детей и подростков;навыками поиска, обработки и применения научно-педагогической и психологической информации;базовыми методами и процедурами проведения психолого-педагогических исследований, обработки и описания эмпирических данных, анализа и интерпретации полученных результатов;навыками пользования первичными средствами пожаротушения и эвакуации; способами самоспасения и спасения пострадавших при стихийных бедствиях, авариях (катастрофах) на транспорте и на производственных объектах, при пожаре. | 211-220*(2) 149-158*(2) (включая трудоемкость специальной или военной подготовки) | Общие основы педагогикиТеория обучения и педагогические технологииТеория и методика воспитания Коррекционная педагогикаИстория педагогики Социальная педагогика Социальная политикаОсновы социальной работыОбщая психология Педагогическая психологияПсихология личностиПсихология девиантного поведенияСпециальная психологияПсихологическое консультирование и психологическая коррекцияПсихологическая диагностикаПсихология развития и возрастная психология Социальная психология Психология семьиПсихология конфликтаМетодика и технология работы социального педагогаОсновы профориентологииОсновы валеологииПравовое регулирование труда несовершеннолетнихТренинг профессионального общенияОрганизация досуга детей и подростковКриминологияПредупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетнимиБезопасность жизнедеятельности | ОК-3-4ОК-6-7ОК-9ОК-11ОК-13ПК-1-45 | |||
Модуль. Специальная или военная подготовка | 13-14 | ||||||
Специализация *(5) | |||||||
Специализация N 1 "Социальная педагогика" *(6) | |||||||
Специализация N 2 "Пенитенциарная педагогика" *(6) | |||||||
Специализация N 3 "Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:концепции и теоретические принципы психического и личностного развития детей и подростков, особенности развития на различных возрастных этапах;концептуальные основы процесса социализации, развития правосознания и социально ответственного поведения, воспитания социально зрелой личности;современные социальные и психологические условия формирования детей и подростков,особенности образовательной среды;причины и закономерности развития семейной, школьной, социальной дезадаптации и девиантного поведения, его различных видов;методы психологической диагностики отклоняющегося развития личности у детей и подростков, мониторинга социального поведения и личностного развития;теоретические принципы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения;принципы и методы психолого-педагогической экспертизы личностного и социального развития детей и подростков, профилактических программ и мероприятий, воспитательных мер, образовательной среды с позиций профилактики девиантного поведения детей и подростков;уметь:самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи в сфере профилактики девиантного поведения;проводить психологическую диагностику с целью выявления признаков отклоняющегося личностного развития, дезадаптации и девиантного поведения, их причин;проводить оценку рисков и ресурсов позитивного развития в социальной и образовательной среде;разрабатывать программы развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного и толерантного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения, а также коррекции первичных признаков такого поведения;осуществлять развивающие программы, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения, проводить психологическую консультативную работу с детьми, подростками и их семьями;проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, профилактических программ и мероприятий, воспитательных мер, образовательной среды с позиций профилактики девиантного поведения детей и подростков;владеть:методологией и методами диагностики нормального и отклоняющегося развития для определения психологических проблем и зоны ближайшего развития детей и подростков в контексте профилактики девиантного поведения;стратегиями и методами оценки рисков и ресурсов социальной и образовательной среды;методологией и методами развивающих программ, направленных на предупреждение семейной, школьной и социальной дезадаптации и девиантного поведения;методологией и методами профилактической консультативной и психокоррекционной работы с детьми, подростками и их семьями;навыками междисциплинарного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, участвующими в работе детьми и подростками;методологией и методами экспертной психолого-педагогической деятельности. | Модули *(3)Психолого-педагогические исследования в области профилактики девиантного поведенияМетоды психолого-педагогической профилактики девиантного поведения у детей и подростковПсихолого-педагогическая диагностикаПравовая психология Превентивная психологияЮвенальная юридическая психологияРазвитие правосознания у детей и подростковРазвитие социальноответственного и толерантного поведения у детей и подростковПрофилактика агрессивного поведенияПрофилактика зависимостейОценка рисков образовательной и социальной средыПсихолого-педагогическая экспертизаПедагог-психолог в системе профессиональной деятельности | ПСК-3.1 - ПСК-3.11 | |||||
Специализация N 4 "Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:концепции и теоретические принципы психического и личностного развития детей и подростков, особенности развития на различных возрастных этапах;признаки и виды девиантного поведения детей и подростков, факторы, условия и закономерности их развития;признаки семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми и подростками в семьях;концептуальные основы и принципы психолого-педагогического сопровождения и коррекции психосоциальных проблем детей и подростков группы риска;правовые и организационные основы психолого-педагогической и комплексной системной помощи детям и подросткам группы риска;принципы и методы психолого-педагогической экспертизы личностного и социального развития детей и подростков, социальной и образовательной среды;уметь:самостоятельно формулировать задачи научно-исследовательской и практической работы с детьми и подростками группы риска;устанавливать контакт с детьми и подростками группы риска и формировать у них мотивацию к сотрудничеству; использовать методы психолого-педагогической диагностики психосоциальных проблем и отклонений социального и личностного развития детей и подростков, признаков семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми в семье;использовать методы анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития;планировать и реализовывать программы системного пролонгированного психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска в целях их полноценной социальной адаптации и личностного развития;проводить психолого-педагогические консультации детей, подростков и их родителей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной и образовательной среды;организовывать совместную деятельность со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска формирования девиантного поведения;владеть:методологией и методами психолого-педагогической диагностики психосоциальных проблем и отклонений личностного и социального развития детей и подростков, признаков семейной дисфункции и жестокого обращения с детьми в семье;методологией и методами анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития;методологией и методами психолого-педагогической консультативной работы с детьми, подростками и их родителями, находящимися в сложной жизненной ситуации;методологией и методами составления программ и реализации психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска; методологией и методами создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска;методологией и методами экспертной психолого-педагогической деятельности. | Модули *(3)Психолого-педагогические исследования групп риска девиантного поведенияПревентивная психологияКриминальная психологияЮвенальная юридическая психологияПсихолого-педагогическая диагностикаМетоды психолого-педагогического сопровождения детей группы риска Психология виктимного поведенияПсихолого-педагогическая помощьдетям и семьям, находящимся в сложной жизненной и юридически значимой ситуацииПсихолого-педагогическая экспертизаМетоды организации поддерживающей социальной средыМетодыконсультативной, коррекционной и реабилитационной помощи детям группы рискаЮвенальные технологии в работе с детьми и подростками группырискаПедагог-психолог в системе сопровождения детей и подростков группы риска | ПСК-4.1 - ПСК-4.13 | |||||
Специализация N 5 "Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:концепции личностного и социального развития в детском, подростковом и зрелом возрасте;концептуальные основы процесса социализации, социо-реадаптации, развития и коррекции правосознания и социально ответственного поведения, воспитания и реинтеграции социально дезадаптированной личности;типологию девиантного и криминального поведения;концептуальные принципы и методы оценки риска рецидива девиантного поведения у взрослых;правовые и организационные основы оказания психолого-педагогической коррекционно-реабилитационной помощи лицам с девиантным поведением с учетом специфики ведомств и учреждений;принципы и методы психолого-педагогической работы с персоналом коррекционных учреждений лиц с девиантным поведением;уметь:самостоятельно формулировать задачи научно-исследовательской и практической работы с лицами с девиантным поведением;устанавливать контакт с лицами с девиантным поведением и вырабатывать у них мотивацию к сотрудничеству;использовать методы психологической диагностики личностных деформаций и социальных отклонений у лиц с девиантным поведением;использовать методы оценки риска рецидива девиантного поведения;использовать методы анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития;планировать и реализовать программы групповой и индивидуальной психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением с учетом их личностных особенностей, этнокультуральной специфики, вида девиаций и организационно-ведомственного контекста работы;проводить мониторинг и оценивать эффективность коррекционно-реабилитационных программ;координировать психолого-педагогическую коррекционно-реабилитационную работу с деятельностью других специалистов, учреждений и ведомств, участвующих в комплексной коррекции, реабилитации и социальной реадаптации лиц с девиантным поведением;проводить образовательную, психолого-педагогическую консультативную работу с персоналом коррекционных учреждений для повышения эффективности его деятельности и профилактики профессионального выгорания;владеть:методологией и методами психологической диагностики для идентификации психосоциальных проблем и отклонений психического, личностного и социального развития лиц с девиантным поведением;методологией и методами анализа социальной ситуации лиц с девиантным поведением для выявления факторов риска и ресурсов позитивного социального развития;методологией и техническими приемами оценки риска рецидива девиантного поведения;методологией и методами разработки и реализации групповых и индивидуальных программ психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением;методами мониторинга и оценки эффективности программ психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением;методологией и методами образовательной и консультативной работы с персоналом коррекционных учреждений. | Модули *(3)Психолого-педагогические исследования групп риска девиантного поведенияПревентивная психологияКриминальная психологияСудебная психологияПенитенциарная психологияМетоды психолого-педагогической диагностикиМетоды оценки риска девиантного поведенияЮвенальные технологии в работе с детьми и подростками с девиантным поведениемРабота с семьей детей и подростков с девиантным поведениемМетоды психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведениемПсихолого-педагогическое обеспечение работы с персоналом учреждений для лиц с девиантным поведениемПедагог-психолог в системе коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением | ПСК-5.1 - ПСК-5.11 | |||||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза). | 57-66*(2) | ||||||
С.4 | Физическая культура (Физическая подготовка) | 2 | ОК-12 | ||||
С.5 | Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа *(7)(определяются ООП вуза) | 18-21 | ОК-1 - ОК-14ПК-1 - ПК-45 | ||||
С.6 | Итоговая государственная аттестация (включая защиту выпускной квалификационной работы) | 9-15 | ОК-1 - ОК-14ПК-1 - ПК-45 | ||||
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 300 |
______________________________
*(1) Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестаций.
*(2) Трудоемкость учебного цикла ООП подготовки специалиста (далее - УЦ) может изменяться за счет перераспределения зачетных единиц в пределах заданных интервалов, при этом суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ С.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 70 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ.
*(3) Количество и перечень учебных дисциплин (модулей) носят рекомендательный характер и определяются вузом самостоятельно.
*(4) Содержание специальной или военной подготовки определяется вузом с учетом специфики будущей служебной деятельности выпускников.
*(5) Суммарная трудоемкость дисциплин специализации должна составлять не более 25 процентов от общей трудоемкости базовой части УЦС.З.
*(6) Количество, перечень и содержание учебных дисциплин специализации определяются вузом самостоятельно.
*(7) Для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность практик может быть увеличена при сохранении трудоемкости в зачетных единицах, определенной ФГОС ВПО по специальности.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО. Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалиста в части специализации для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, определяются (устанавливаются) данными образовательными учреждениями.
Высшие учебные заведения обязаны обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
В случае, если ООП подготовки специалиста связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, то условия ее реализации должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, практикумы, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных дисциплин должны быть предусмотрены встречи с представителями работодателей, государственных и общественных организаций, участие специалистов в проведении аудиторных и внеаудиторных занятий.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся и факультативных дисциплин).
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 13 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения должен быть в среднем за период теоретического обучения не менее 27 и не более 36 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре (физической подготовке) и факультативным дисциплинам.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная служба и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникул обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" ("Физическая подготовка" - для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) правоохранительная служба) трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения в объеме не менее 400 часов аудиторных занятий, при этом объем практической подготовки должен составлять не менее 360 часов. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения раздел может не изучаться с учетом обязательных занятий по физической подготовке, проводимых для обучающихся в рамках профессиональной подготовки по месту их службы.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, а так же по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают в качестве цели формирование у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.
7.15. Раздел ООП подготовки специалиста "Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа" является обязательным и представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП подготовки специалиста. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Учебная и производственная практики проводятся в сторонних организациях, для которых обязательно наличие объектов и видов профессиональной деятельности специалиста по данной специальности (специализации): в организациях, подразделениях, общеобразовательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, а так же по месту работы и службы обучающихся. Учебная и производственная практики проводятся в структурных подразделениях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научную информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);