Аналогом системы ГРАС (ГРАС-2) является система "Силедис" (Франция).
Система "Крабик-Б"
Дальномерная фазовая радиогеодезическая система "Крабик-Б" предназначена для высокоточной геодезической привязки подвижных и стационарных надводных объектов в прибрежной зоне.
Дальность действия системы до 100 км, точность определения места (СКП) - 1 м, пропускная способность - 3 потребителя одновременно.
Для работы по системе используется аппаратура потребителей АИК.
Система "Крабик-Б" разработана в 1986 году. В перспективе она будет использоваться до внедрения радиогеодезического комплекса "Крабик-БМ". Разработка комплекса "Крабик-БМ" закончена в 2002 году.
В комплексе реализованы четыре режима работы: разностно-дальномерный, дальномерный, комбинированный и активный дистанционный (с использованием буйковых радиомаяков-ретрансляторов).
Морские радиомаяки
Морские радиомаяки представляют собой радиостанции с круговым излучением сигналов в диапазоне частот 300 кГц, обеспечивающие определение направления на них при использовании на судах радиопеленгаторов с погрешностью не больше 3° (с вероятностью 95%). На побережье морей России установлено несколько десятков радиомаяков типа КРМ и АЛМАЗ.
В связи с одобрением ИМО применения глобальных навигационных спутниковых систем и исключением из состава обязательного судового оборудования радиопеленгаторов часть морских радиомаяков предполагается использовать в качестве радиостанций для передачи дифференциальных поправок при создании функциональных дополнений ГНС.
3.2.3. Системы посадки
Системы посадки предназначены для получения на борту самолета, выдачи экипажу и в систему автоматического управления информации о значении и знаке отклонения от установленной траектории снижения, а также для определения моментов пролета характерных точек, определяемых установкой маркерных радиомаяков (МРМ-В, МРМ-70, РММ-95, МРМ-97), при заходе на посадку и выполнении посадки.
Находятся в эксплуатации и используются воздушными потребителями системы посадки:
- метрового диапазона СП-75, -80, -90, -200;
- дециметрового диапазона ПРМГ-5 (-76У).
Системы СП-75, -80, -90, -200 - стационарные; ПРМГ-5 (-76У) - стационарные и мобильные.
В гражданской авиации в настоящее время используются системы СП-75, -80, -90, -200.
Системы СП-75, -80, -90, -200
Метровые системы посадки СП-75, -80, -90, -200 формируют траекторию посадки самолета и обеспечивают его посадку в сложных метеоусловиях.
Системы СП-75, -80, -90, -200 удовлетворяют требованиям ИКАО в части обеспечения посадки по I, II и III-й категориям (в зависимости от модификации) и являются аналогом международной системы ИЛС.
Для работы по системам метрового диапазона используется бортовая аппаратура "Курс-МП" (-2; -70), ИЛС-85, "Ось-1", VIM-95.
Система ПРМГ-5 (76У)
Назначение дециметровой системы посадки ПРМГ-5 (76У) аналогично назначению система СП-75 (-80, -90, -200).
В связи с тем, что часть используемого диапазона (таблица 3.5) выделена для систем связи, работа ПРМГ обеспечивается только в разрешенной части диапазона. ПРМГ-5 (76У) обеспечивают заход на посадку военных воздушных потребителей в условиях I-й (ПРМГ-5) и I-II-й (ПРМГ-76У) категорий.
Для работы по системе ПРМГ-5 (76У) используется бортовая аппаратура РСБН.
На гражданских воздушных судах аппаратура РСБН может быть задействована в режиме работы по сигналам ПРМГ для обеспечения инструментальной посадки на аэродромы совместного базирования и, при необходимости, - на военные аэродромы.
Однако гражданская авиация в перспективе использование этого режима не планирует.
Система "Плацдарм-1Н"
"Плацдарм-1Н" - система посадки сантиметрового диапазона волн. Диапазон волн 5 ГГц, инструментальная погрешность системы (СКП) - 0,02°. Характеристики по доступности и целостности соответствуют требованиям стандартов ИКАО. Число каналов - 200. Обеспечивает выполнение криволинейных схем захода на посадку.
В связи с принятым ИКАО решением о продлении срока эксплуатации системы посадки ИЛС и развитием спутниковых технологий посадки использование наземной системы "Плацдарм-1Н" на территории России гражданской авиацией не планируется. Однако в соотвтствии с рекомендациями ИКАО гражданская авиация России планирует использовать многорежимный бортовой приемник MMR (ИЛС\МЛС\СНС), в том числе для обеспечения международных полетов.
Аналогом системы "Плацдарм-1Н" является международная микроволновая система посадки МЛС.
Основные характеристики существующих и разрабатываемых систем посадки приведены в таблице 3.5.
Авиационные ЛДПС типа GBAS
В настоящее время разработана, сертифицирована и принята для оснащения аэродромов гражданской авиации Российской Федерации наземная контрольно-корректирующая станция ЛККС-А-2000 производства НППФ "Спектр". Данная система соответствует требованиям для выполнения посадки по I категории ИКАО. Разработана и проходит сертификацию отечественная бортовая аппаратура GBAS.
3.3. Аппаратура потребителей радионавигационных систем
Навигационная аппаратура потребителей является составной частью радионавигационных систем. Для работы по различным видам радионавигационных систем с учетом специфики решаемых задач разрабатываются и различные типы приемоиндикаторной аппаратуры воздушных, морских, речных и наземных потребителей.
Практически все потребители в перспективе ориентированы на использование бортовой интегрированной аппаратуры с комплексной обработкой данных РНС космического и наземного базирования.
Таблица 3.5. Основные характеристики систем посадки
Состояние | Назначение | Наименование системы | Общая характеристика | Состав системы | Диапазон рабочих частот, МГц | Дальность действия (км) | Категория посадки | Дискретность измерений | Пропускная способность | Доступность | Целостность | |||
Кол. станций | Тип аппаратуры потребителей | |||||||||||||
Воздушных | Морских | Наземных | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Существующие | СП-75 СП-80 СП-90 СП-200 | Стационарная, метровая | 3 | Курс-МП1, 2, 70, Ось-1, ИЛС-85, VIM-95 | - | - | 100 300 75 (маркер0 | 46 км (канал курса) 18.5 км (канал глиссады) | III | Непрерывно | Неограниченная | 0.986 | Не определена | |
ПРМГ-5 (-76У) | Мобильная, стационарная | 3 | РСБН-2С, 5С, 6С, 7С, 85, 85B, 2000, A-312, 317, 321, 331 | - | - | 700/900 )* | 45 км (канал курса) 29 км (канал глиссады) | I-II | Непрерывно | Неограниченная | 0.95 | Не определена |
______________________________
* Уточняется по мере освобождения диапазона для систем сотовой связи.
3.3.1. Аппаратура потребителей космических радионавигационных систем
К настоящему времени разработано 33 образца НАП и систем на их основе для гражданских потребителей, 38 образцов НАП и систем на их основе для военных потребителей. В приложении N 1 к Плану приведены характеристики ряда образцов отечественной аппаратуры ГНС ГЛОНАСС/GPS, рассчитанной на применение авиационными (А-737, СН-3301, СН-3700, СН-4312, СНС-2, СНС-3, МРК-11,-18,-31 и др.), морскими (СН-3101, СН-3102, Бриз-КД, К-161, К-242, К-201, и др.), ракетно-космическими ("Терминатор", Репер-ТП-01 и др.), наземными (К-161, К-242, Котлин-НТ-101 и др.), геодезическими (Репер-ТП-01, Землемер-Л1, СН-3601 и др.) потребителями.
Разработаны первые образцы приемников, рассчитанные на прием сигналов ШДПС (К-161, К-242, Котлин МТ-102, Котлин МТ-201 с приемником ДП, СН-3107 и др.).
Начато производство приемников дифференциальных сообщений морских ЛДПС СН-3920 и ПКИ-2, предназначенных для приема сигналов контроля целостности и дифференциальных поправок в формате RTCM SC-104.
В интересах потребителей Министерства обороны Российской Федерации разработано третье поколение НАП. Парк создаваемой аппаратуры по своему назначению разделен на унифицированные ряды НАП серий "Бриз", "Грот", "Поправка" и "Контроль-2".
На основе разработанной НАП созданы также интегрированные навигационно-информационные системы для наземного транспорта.
Для работы по низкоорбитальным ГНС "Цикада-М" разработана и выпускалась корабельная приемоиндикаторная аппаратура "Шхуна", АДК-3,4 "Челн-1" (СЧ-1), "Челн-2" (СЧ-2) и навигационно-геодезическая аппаратура "Челн-3" (СЧ-3). Дальнейшее использование этой аппаратуры гражданскими потребителями при введении в эксплуатацию системы ГЛОНАСС не планируется.
3.3.2. Аппаратура потребителей наземных радионавигационных систем
В настоящее время различными ведомствами эксплуатируется значительное число типов (около 36) различной бортовой аппаратуры потребителей (авиация МО, МВД России, ГА, флот и др.) наземных радионавигационных систем, из которых более половины разработано на устаревшей элементной базе, имеет большие массогабаритные характеристики, низкую надежность, морально устарело и снято с производства.