3. Внедрение и использование спутниковых навигационных систем на транспорте.
4. Использование спутниковых навигационных систем для геодезического обеспечения территории России.
5. Обеспечение применения спутниковых навигационных систем в интересах специальных потребителей.
В соответствии с ФЦП "Глобальная навигационная система" и тактико-техническими требованиями на ГНС точностные характеристики таблицы 3.2 должны улучшаться.
Повышение точности и надежности навигационного обеспечения с помощью навигационных космических средств связано также с ведущимися работами по созданию функциональных дополнений, в частности, российской Системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ) - широкозонной дифференциальной подсистемы с достижимой точностью на уровне первых единиц метров и использованием стандартов SBAS ИКАО.
Глобальная навигационная система "Цикада-М"
Назначение - обеспечение навигации гражданских потребителей, определение местоположения судов и самолетов, потерпевших аварию, слежение за движением транспортных средств.
Решаемые задачи:
- определение координат места неограниченного числа гражданских потребителей;
- определение местоположения транспортных средств и контроль грузов.
Состав системы - 4 космических аппарата, находящихся на круговых орбитах на высоте 1000 км с углом наклонения 83°.
Система "Цикада-М" обеспечивает определение координат места со среднеквадратической погрешностью 80 м. В зависимости от географического положения объекта дискретность обсервации составляет 55...220 минут.
На 1.08.2010 г. в составе орбитальной группировки системы "Цикада-М" находится 5 КА: в оперативном использовании - 4 КА "Цикада-М" и один КА в орбитальном резерве.
Международная космическая система КОСПАС-САРСАТ
К космическим навигационным системам примыкает международная космическая система КОСПАС-САРСАТ (российская часть - "Надежда"), предназначенная для определения координат терпящих бедствие судов и самолетов. Для повышения оперативности приема сигнала от аварийных радиобуев (АРБ) в настоящее время используются геостационарные КА. В последующем на КА ГНС (ГЛОНАСС, GPS и ГАЛИЛЕО) предполагается установить ретрансляторы КОСПАС-САРСАТ для обеспечения глобальности, точности и оперативности приема сигналов АРБ, а также оборудовать АРБ приемной аппаратурой ГНС.
Состав системы: 2-4 КА в 2-4-х плоскостях на околокруговой орбите высотой 1000 км и наклонением 83 градуса, геостационарный и, в перспективе, среднеорбитальный сегменты.
Зона действия: глобальная при работе с АРБ на радиочастоте 406,1 МГц и с платформами сбора данных в диапазоне радиочастот 402 МГц; в общей зоне видимости станции приема и обработки информации.
Точность определения координат места аварии без ГНС: 2...3 км при работе на радиочастоте 406,1 МГц, местоположения подвижного объекта - не хуже 10 км при скорости движения до 60 км/час в диапазоне радиочастот 402 МГц. Время задержки в системе не превышает 1,5 часа в средних широтах при работе через низкоорбитальные ИСЗ и 10 минут - через геостационарный ИСЗ. Вероятность определения координат АРБ за один проход ИСЗ с параметрами, обеспечивающими прием не менее чем в 4-х каналах, должна быть не хуже 0,95.
Производительность системы при работе с АРБ-406 составляет 150 АРБ-406 одновременно работающих в зоне видимости ИСЗ.
3.2. Наземные системы
Наземные радионавигационные системы по дальности действия делятся:
- на радиотехнические системы дальней навигации;
- на радиотехнические системы ближней навигации;
- на системы посадки.
3.2.1. Радиотехнические системы дальней навигации
Находятся в эксплуатации и используются различными группами потребителей радиотехнические системы дальней навигации: "Маршрут" ("Альфа"); "Тропик-2" ("Чайка"); "Тропик-2П"; "Марс-75" (таблица 3.3).
Системы "Маршрут" ("Альфа") и "Тропик-2" ("Чайка") - стационарные, "Тропик-2П" и "Марс-75" - мобильные.
Система "Маршрут" ("Альфа")
Разностно-дальномерная, фазовая радиотехническая система сверхдальнего действия на сверхдлинных волнах (СДВ) "Альфа" (Маршрут) предназначена для обеспечения континентальных и океанических полетов самолетов, плавания морских надводных и подводных судов в открытых водах на удалениях до 10000 км от опорных передающих станций в зоне действия, охватывающей до 25% поверхности Земли.
В состав системы входят три станции, расположенные в районах н.п. Новосибирск (ведущая), Краснодар и Комсомольск-на-Амуре (ведомые). Для работы по системе используется следующая навигационная аппаратура потребителей: воздушных - А-722, А-723; морских - КПФ-6, КПФ-7, РЩ; наземных - нет.
В настоящее время создана и прошла войсковые испытания дальномерно-гиперболическая фазовая радиотехническая система сверхдальнего действия на СДВ "Альфа-М" (Маршрут-Д). Система предназначена для навигационного обеспечения самолетов, надводных кораблей и подводных лодок, в том числе под водой и подо льдом, в любое время года и суток, в любых метеорологических условиях (за исключением грозовых активностей в районе подвижного объекта), на удалениях до 13000 км от опорных передающих станций в зоне действия, охватывающей до 60% поверхности Земли.
В состав системы входит три станции системы "Альфа" (Маршрут) и дополнительно построенная станция в районе н.п. Ревда (ведомая). В настоящее время для работы по системе серийно выпускаемая навигационная аппаратура потребителей отсутствует. Аналогом системы "Альфа" (Маршрут) является законсервированная система "Омега" (США).
Таблица 3.3. Основные характеристики радиотехнических систем дальней навигации
Состояние | Вид | Наименование РНС | Общая характеристика | Состав РНС | Диапазон рабочих частот (кГц) | Площадь рабочей зоны (млн. кв. км)/дальность действия (тыс. км) | Точность (СКП) определения места (м) | Дискретность измерений | Пропускная способность | Доступность | Целостность | |||
Кол-во станций (цепей) | Тип навигационной аппаратуры потребителей | |||||||||||||
Воздушных | Морских | Наземных | ||||||||||||
Существующие | Стационарная | "Альфа" (Маршрут) | Разностно-дальномерная фазовая | 3 (1) | А-722 А-723 | КПФ-6 КПФ-7 | 14 | 140/10 | До 8800* | Непрерывная | Неограниченная | Не определена | Не определена | |
"Чайка" ("Тропик-2Е") | Разностно-дальномерная импульсно-фазовая | 5 (1) | А-711 А-720 А-723 | КПИ-5ф КПИ-6ф КПИ-7ф КПИ-8ф | Нева | 100 | 6,5/1,5-1,9 | 60-1400* | 0,9995 | |||||
"Чайка" ("Тропик-2В") | 4 (1) | 5,5/1,6-2,2 | 120-1500* | |||||||||||
"Чайка" ("Тропик-2С") | 4 (1) | 1,7/1,2 | 500-1500 | |||||||||||
Мобильная | "Чайка" ("Тропик-2П") | 3-4 (4) | 1(1 цепь) /0,6-0,8 | 35-1230* | 0,999 | |||||||||
"Марс-75" | Разностно-дальномерная многочастотная | 3-4 (6) | А-723 РС-1 | КПФ-5 РЩ | 80 | 0,8-1(1 цепь)/1 | 60-350 | Не определена | ||||||
Завершены ВИ | Стационарная | "Альфа-М" (Маршрут-Д) | Дальномерно-гиперболическая фазовая | 4 (1) | А-723Д | РЩ-Д | 14 | 308/13 | 600-7600** | Не определена |
______________________________
* В зависимости от удаления потребителя от ведущей станции и коэффициента геометрии, по данным облета и оплавывания систем за 2004-2006 гг.
** В зависимости от режима работы системы
Система "Тропик-2" ("Чайка")
Разностно-дальномерная, импульсно-фазовая радиотехническая система дальней навигации "Тропик-2" ("Чайка") предназначена для местоопределения подвижных объектов всех групп потребителей в регионах их интенсивного движения с точностью, достаточной для решения транспортных задач, включая полет самолетов по маршруту, плавание судов в прибрежных водах и управление движением наземного транспорта.
В эксплуатации находятся три цепи системы:
- Европейская, в составе пяти станций, расположенных в районах городов Карачев (ведущая), Петрозаводск, Сызрань (Российская Федерация), Слоним (Республика Беларусь), Симферополь (Украина);
- Восточная, в составе четырех станций, расположенных в районах городов Александровск-Сахалинский (ведущая), Петропавловск-Камчатский, Уссурийск и Охотск;
- Северная, в составе пяти станций, расположенных в районах г. Дудинка (ведущая), п. Таймылыр, о. Панкратьева, г. Инта (ведущая-ведомая) и п. Туманный.
Система обеспечивает определение плановых координат с точностью (СКП) 60-1500 м; общая площадь рабочих зон всех цепей около 20 млн.кв.км.
Для работы по системе используется аппаратура потребителей:
- воздушных - А-711, А-720, А-723;
- морских - КПИ-5ф, КПИ-6ф, КПИ-7ф, КПИ-8ф, КПИ-9Ф, РЩ;
- наземных - "Нева".
Европейская цепь принята в эксплуатацию в 1972 году; Восточная - в 1986 году; Северная - в 1996 году. В настоящее время завершаются работы по модернизации и доработке аппаратуры указанных систем. Проведены работы по созданию Российско-Американской цепи (РАЦ) "Чайка-Лоран-С" в составе двух российских станций в районах н.п. Петропавловск - Камчатский и Александровск-Сахалинский и одной американской станции "Лоран-С" на о. Атту (США). Указанные системы работают в соответствии с установленным расписанием, составляемым ежегодно.
Аналогом системы "Тропик-2" ("Чайка") является РНС "Лоран-С".