Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 2 сентября 2008 г. N 118 "Об утверждении радионавигационного плана Российской Федерации" стр. 9

3. Внедрение и использование спутниковых навигационных систем на транспорте.
4. Использование спутниковых навигационных систем для геодезического обеспечения территории России.
5. Обеспечение применения спутниковых навигационных систем в интересах специальных потребителей.
В соответствии с ФЦП "Глобальная навигационная система" и тактико-техническими требованиями на ГНС точностные характеристики таблицы 3.2 должны улучшаться.
Повышение точности и надежности навигационного обеспечения с помощью навигационных космических средств связано также с ведущимися работами по созданию функциональных дополнений, в частности, российской Системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ) - широкозонной дифференциальной подсистемы с достижимой точностью на уровне первых единиц метров и использованием стандартов SBAS ИКАО.
Глобальная навигационная система "Цикада-М"
Назначение - обеспечение навигации гражданских потребителей, определение местоположения судов и самолетов, потерпевших аварию, слежение за движением транспортных средств.
Решаемые задачи:
- определение координат места неограниченного числа гражданских потребителей;
- определение местоположения транспортных средств и контроль грузов.
Состав системы - 4 космических аппарата, находящихся на круговых орбитах на высоте 1000 км с углом наклонения 83°.
Система "Цикада-М" обеспечивает определение координат места со среднеквадратической погрешностью 80 м. В зависимости от географического положения объекта дискретность обсервации составляет 55...220 минут.
На 1.08.2010 г. в составе орбитальной группировки системы "Цикада-М" находится 5 КА: в оперативном использовании - 4 КА "Цикада-М" и один КА в орбитальном резерве.
Международная космическая система КОСПАС-САРСАТ
К космическим навигационным системам примыкает международная космическая система КОСПАС-САРСАТ (российская часть - "Надежда"), предназначенная для определения координат терпящих бедствие судов и самолетов. Для повышения оперативности приема сигнала от аварийных радиобуев (АРБ) в настоящее время используются геостационарные КА. В последующем на КА ГНС (ГЛОНАСС, GPS и ГАЛИЛЕО) предполагается установить ретрансляторы КОСПАС-САРСАТ для обеспечения глобальности, точности и оперативности приема сигналов АРБ, а также оборудовать АРБ приемной аппаратурой ГНС.
Состав системы: 2-4 КА в 2-4-х плоскостях на околокруговой орбите высотой 1000 км и наклонением 83 градуса, геостационарный и, в перспективе, среднеорбитальный сегменты.
Зона действия: глобальная при работе с АРБ на радиочастоте 406,1 МГц и с платформами сбора данных в диапазоне радиочастот 402 МГц; в общей зоне видимости станции приема и обработки информации.
Точность определения координат места аварии без ГНС: 2...3 км при работе на радиочастоте 406,1 МГц, местоположения подвижного объекта - не хуже 10 км при скорости движения до 60 км/час в диапазоне радиочастот 402 МГц. Время задержки в системе не превышает 1,5 часа в средних широтах при работе через низкоорбитальные ИСЗ и 10 минут - через геостационарный ИСЗ. Вероятность определения координат АРБ за один проход ИСЗ с параметрами, обеспечивающими прием не менее чем в 4-х каналах, должна быть не хуже 0,95.
Производительность системы при работе с АРБ-406 составляет 150 АРБ-406 одновременно работающих в зоне видимости ИСЗ.

3.2. Наземные системы

Наземные радионавигационные системы по дальности действия делятся:
- на радиотехнические системы дальней навигации;
- на радиотехнические системы ближней навигации;
- на системы посадки.

3.2.1. Радиотехнические системы дальней навигации

Находятся в эксплуатации и используются различными группами потребителей радиотехнические системы дальней навигации: "Маршрут" ("Альфа"); "Тропик-2" ("Чайка"); "Тропик-2П"; "Марс-75" (таблица 3.3).
Системы "Маршрут" ("Альфа") и "Тропик-2" ("Чайка") - стационарные, "Тропик-2П" и "Марс-75" - мобильные.
Система "Маршрут" ("Альфа")
Разностно-дальномерная, фазовая радиотехническая система сверхдальнего действия на сверхдлинных волнах (СДВ) "Альфа" (Маршрут) предназначена для обеспечения континентальных и океанических полетов самолетов, плавания морских надводных и подводных судов в открытых водах на удалениях до 10000 км от опорных передающих станций в зоне действия, охватывающей до 25% поверхности Земли.
В состав системы входят три станции, расположенные в районах н.п. Новосибирск (ведущая), Краснодар и Комсомольск-на-Амуре (ведомые). Для работы по системе используется следующая навигационная аппаратура потребителей: воздушных - А-722, А-723; морских - КПФ-6, КПФ-7, РЩ; наземных - нет.
В настоящее время создана и прошла войсковые испытания дальномерно-гиперболическая фазовая радиотехническая система сверхдальнего действия на СДВ "Альфа-М" (Маршрут-Д). Система предназначена для навигационного обеспечения самолетов, надводных кораблей и подводных лодок, в том числе под водой и подо льдом, в любое время года и суток, в любых метеорологических условиях (за исключением грозовых активностей в районе подвижного объекта), на удалениях до 13000 км от опорных передающих станций в зоне действия, охватывающей до 60% поверхности Земли.
В состав системы входит три станции системы "Альфа" (Маршрут) и дополнительно построенная станция в районе н.п. Ревда (ведомая). В настоящее время для работы по системе серийно выпускаемая навигационная аппаратура потребителей отсутствует. Аналогом системы "Альфа" (Маршрут) является законсервированная система "Омега" (США).
Таблица 3.3. Основные характеристики радиотехнических систем дальней навигации
Состояние
Вид
Наименование РНС
Общая характеристика
Состав РНС
Диапазон рабочих частот (кГц)
Площадь рабочей зоны (млн. кв. км)/дальность действия (тыс. км)
Точность (СКП) определения места (м)
Дискретность измерений
Пропускная способность
Доступность
Целостность
Кол-во станций (цепей)
Тип навигационной аппаратуры потребителей
Воздушных
Морских
Наземных
Существующие
Стационарная
"Альфа" (Маршрут)
Разностно-дальномерная фазовая
3 (1)
А-722 А-723
КПФ-6 КПФ-7
14
140/10
До 8800*
Непрерывная
Неограниченная
Не определена
Не определена
"Чайка" ("Тропик-2Е")
Разностно-дальномерная импульсно-фазовая
5 (1)
А-711 А-720 А-723
КПИ-5ф КПИ-6ф КПИ-7ф КПИ-8ф
Нева
100
6,5/1,5-1,9
60-1400*
0,9995
"Чайка" ("Тропик-2В")
4 (1)
5,5/1,6-2,2
120-1500*
"Чайка" ("Тропик-2С")
4 (1)
1,7/1,2
500-1500
Мобильная
"Чайка" ("Тропик-2П")
3-4 (4)
1(1 цепь) /0,6-0,8
35-1230*
0,999
"Марс-75"
Разностно-дальномерная многочастотная
3-4 (6)
А-723
РС-1
КПФ-5
РЩ
80
0,8-1(1 цепь)/1
60-350
Не определена
Завершены ВИ
Стационарная
"Альфа-М" (Маршрут-Д)
Дальномерно-гиперболическая фазовая
4 (1)
А-723Д
РЩ-Д
14
308/13
600-7600**
Не
определена
______________________________
* В зависимости от удаления потребителя от ведущей станции и коэффициента геометрии, по данным облета и оплавывания систем за 2004-2006 гг.
** В зависимости от режима работы системы
Система "Тропик-2" ("Чайка")
Разностно-дальномерная, импульсно-фазовая радиотехническая система дальней навигации "Тропик-2" ("Чайка") предназначена для местоопределения подвижных объектов всех групп потребителей в регионах их интенсивного движения с точностью, достаточной для решения транспортных задач, включая полет самолетов по маршруту, плавание судов в прибрежных водах и управление движением наземного транспорта.
В эксплуатации находятся три цепи системы:
- Европейская, в составе пяти станций, расположенных в районах городов Карачев (ведущая), Петрозаводск, Сызрань (Российская Федерация), Слоним (Республика Беларусь), Симферополь (Украина);
- Восточная, в составе четырех станций, расположенных в районах городов Александровск-Сахалинский (ведущая), Петропавловск-Камчатский, Уссурийск и Охотск;
- Северная, в составе пяти станций, расположенных в районах г. Дудинка (ведущая), п. Таймылыр, о. Панкратьева, г. Инта (ведущая-ведомая) и п. Туманный.
Система обеспечивает определение плановых координат с точностью (СКП) 60-1500 м; общая площадь рабочих зон всех цепей около 20 млн.кв.км.
Для работы по системе используется аппаратура потребителей:
- воздушных - А-711, А-720, А-723;
- морских - КПИ-5ф, КПИ-6ф, КПИ-7ф, КПИ-8ф, КПИ-9Ф, РЩ;
- наземных - "Нева".
Европейская цепь принята в эксплуатацию в 1972 году; Восточная - в 1986 году; Северная - в 1996 году. В настоящее время завершаются работы по модернизации и доработке аппаратуры указанных систем. Проведены работы по созданию Российско-Американской цепи (РАЦ) "Чайка-Лоран-С" в составе двух российских станций в районах н.п. Петропавловск - Камчатский и Александровск-Сахалинский и одной американской станции "Лоран-С" на о. Атту (США). Указанные системы работают в соответствии с установленным расписанием, составляемым ежегодно.
Аналогом системы "Тропик-2" ("Чайка") является РНС "Лоран-С".