2.2.7. Требования космических потребителей
Для перспективных КА различного целевого назначения предусматривается значительное повышение эффективности решения целевых задач с одновременным повышением автономности их функционирования. Это вызывает резкое возрастание требований к навигационному обеспечению (НО) КА, которые не могут быть обеспечены традиционными наземными средствами НО и требуют использования бортовых средств НО.
При этом навигационные приемники ГНС ГЛОНАСС становятся неотъемлемой частью бортового комплекса управления (БКУ) КА, информация от которых используется как для уточнения орбитальных параметров движения центра масс (ПДЦМ) КА, так и для планирования целевых задач в БКУ.
Основные требования к точности определения ПДЦМ и ориентации перспективных КА бортовыми средствами НО представлены в табл. 2.11, 2.12.
Требуемая точность (СКП) навигационного обеспечения других КА, ракет-носителей, разгонных блоков, орбитальных станций составляет 20...30 м. Для выполнения ряда ответственных динамических операций КА (сближение КА, спуск и посадка КА на Землю и т.п.), а также решения ряда высокоточных задач навигации, геодезии, геодинамики, картографии и др. с использованием КА специального назначения (навигационные, геодезические, дистанционного зондирования Земли и др.) требуемая точность определения местоположения этих КА должна быть не хуже 1 м (СКП).
Из таблицы 2.14 следует, что наибольшие требования по точности НО предъявляются к бортовым средствам КА навигационного и геодезического обеспечения, а по точности ориентации - к бортовым средствам КА связи и навигации. Для перспективных космических средств целесообразно предъявить требования по точности (СКП) на уровне 0,01 м/с и 0,6 угл. мин соответственно для скорости и углов ориентации.
Таблица 2.11. Требования к точности бортовых средств навигационного обеспечения перспективных КА
N п/п | КЛАССЫ КА | Погрешность определения ПДЦМ (СКП) | Примечание |
1 | КА связи и ретрансляции | не хуже 200 м по всем координатам | |
2 | КА навигационного обеспечения | 5 м - вдоль орбиты и в боковом направлении, 3,3 м - по высоте | Погрешности снижаются в соответствии с положениями ФЦП "Глобальная навигационная система" |
3 | КА геодезического обеспечения | 0,33 м вдоль орбиты и в боковом направлении, 0,33 м по высоте | |
4 | КА системы обнаружения терпящих бедствие объектов | 33 м по всем координатам | |
5 | КА геофизического обеспечения | 17...50 м по всем координатам |
Таблица 2.12. Требования к точности систем ориентации перспективных КА
N п/п | Классы КА | Требования к точности систем ориентации КА (СКП), угл. мин |
1 | КА связи и ретрансляции | 1...1,3 по всем каналам |
2 | КА навигационного обеспечения | 10 по всем каналам |
3 | КА геодезического обеспечения | 2...3,3 по всем каналам |
4 | КА геофизического обеспечения | 2 по всем каналам |
2.2.8. Требования потребителей МВД России
Радионавигационное обеспечение потребителей МВД России требуется при решении следующих задач:
управление мобильными силами и средствами милиции (патрульные машины ППС, ДПС и групп задержания ОВО, группы немедленного реагирования, машины следственно-оперативных групп, машины дежурных частей и участковых уполномоченных, пешие и конные наряды милиции, служебно-розыскные собаки);
контроль служебного транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров, охраняемых лиц, специальных грузов (в том числе автомобильный, железнодорожный, речной, воздушный транспорт);
перевозка спецконтингента (подозреваемых, обвиняемых) с помощью автозаков и вагонзаков;
слежение за поднадзорными лицами с помощью малогабаритных браслетов (в том числе во взаимодействии с ФСИН);
создание "автокоридоров безопасности" (при перевозке пассажиров, детей, транспортировке особо опасных, ценных грузов, строительных материалов, сопровождении автоколонн);
раскрытие преступлений криминальной милицией (использование автомобилей-"ловушек", скрытое наблюдение за перевозками оружия, наркотических средств и т.д.);
оснащение спецподразделений (ОМОН, ОМСН и ВВ) для решения служебных задач по охране общественного порядка, проведению спецопераций, (в том числе в условиях "закрытых" помещений при ограниченной видимости), а также при взаимодействии с пограничной службой ФСБ России, Вооруженными Силами Российской Федерации;
определение местоположения следственно-оперативных групп и кинологов со служебно-разыскными собаками посредством малогабаритных планшетов, "наладонников", ошейников для собак и т.д.;
поиск угнанных или похищенных ТС, оснащённых навигационной аппаратурой спутниковых противоугонных систем;
повышение точности и достоверности определения местоположения подвижных объектов в локальных зонах спецопераций с помощью средств функциональных дополнений (возимых или переносных);
организация оперативного управления (контроля) транспортными средствами ВВ (автомобильной техники, бронетанковой техники, авиационной техники, плавсредств);
управление беспилотными летательными аппаратами, аэростатами и воздушными зондами для решения специальных задач;
совершенствование способов ведения ВВ боевых действий за счет применения средств КВНО в составе вооружения и военной техники;
оснащение транспортных, технических средств и систем, подлежащих использованию при объявлении мобилизационной готовности и предназначенных для работы в особый период;
дистанционное определение координат удаленных объектов и выдача навигационных целеуказаний;
синхронизация шкал времени в системах связи, локальных вычислительных сетях и пунктах управления ОВД и ВВ МВД России;
проведение испытаний и сертификации специальной НАП, систем, средств навигации, метрологического обеспечения;
создание специальной картографической и геодезической основы, привязка объектов на местности, топографическая разведка;
дистанционное зондирование Земли с целью выявления незаконной порубки леса, посевов опиумного мака и других наркосодержащих растений, умышленных поджогов и т. п. во взаимодействии с МЧС России и другими заинтересованными ведомствами;
обеспечение безопасности при охране важных государственных объектов (критически важных и потенциально опасных объектов), в том числе контроль за смещением элементов стационарных сооружений и конструкций;
спасение терпящих бедствие с помощью КОСПАС/SARSAT во взаимодействии с МЧС России.
При этом формулируются следующие требования:
- Диспетчерские задачи. Требование к точности местоопределения транспортных средств и мобильных сил должно быть не хуже 15 метров (СКП); указанная точность должна обеспечиваться при создании "автокоридоров безопасности", при осуществлении магистральных перевозок пассажиров и транспортировке грузов, междугородних перевозках спецконтингента, при мониторинге больших группировок служебного транспорта по территории страны.
- Профилактика и раскрытие преступлений. Решение задач в городских условиях (патрулирование улиц, преследование и задержание преступников, поиск угнанных автомобилей, скрытое наблюдение за одиночными подвижными объектами и т.д.) точность местоопределения должна составлять 5...7,5 метров (СКП).
К задачам специального назначения можно отнести:
- проведение антитеррористических операций, освобождение заложников, ведение боевых действий, мониторинг отдельных бойцов и военнослужащих, мониторинг спецпоездов и железнодорожных составов. Точность местоопределения должна составлять 1,5...2,5 метров (СКП);
- работа спецподразделений ОВД и ВВ в особых условиях (закрытых, задымленных помещениях, подземных помещениях (подвалы, тоннели), гористой местности, сложной помеховой обстановки и др.), мониторинге беспилотных летательных аппаратов в зоне проведения спецопераций. Точность местоопределения должна составлять 0,5...1,5 метров (СКП).
2.2.9. Требования единых служб спасения
В настоящее время в интересах обнаружения терпящих бедствие объектов эксплуатируется международная космическая система КОСПАС-САРСАТ. Двадцатилетний опыт ее эксплуатации доказал ее высокую эффективность по сравнению со всеми другими средствами спасения.
В то же время недостатки, присущие низкоорбитальным системам (низкая точность обнаружения объектов, недостаточная оперативность передачи информации), не позволяют обеспечить современные потребности пользователей.
Требования к перспективным космическим системам обнаружения терпящих бедствие объектов находятся в стадии формирования. Они должны учитывать разнообразие возможных объектов: от крупных морских судов и самолетов до маломерных судов, а также людей, попавших в экстремальные и чрезвычайные ситуации (туристов, спортсменов и т.д.). Однако, уже сейчас ясно, что они должны будут обеспечивать следующие показатели:
- зона обслуживания - глобальная;
- оперативность обнаружения объекта - единицы минут;
- вероятность обнаружения объекта - не хуже 0,95...0,99;
- оперативность доставки информации в центры приема - единицы минут;
- точность определения координат места аварии (СКП) - 33 м;
- число одновременно обнаруживаемых аварийных объектов - до 150-250.
При этом выдвигаются требования обеспечения таких показателей при проведении спасательных операций не только на открытой, но и на пересеченной местности.