Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 2 сентября 2008 г. N 118 "Об утверждении радионавигационного плана Российской Федерации" стр. 8

2.2.10. Требования частотно-временного обеспечения

Существующая практика показывает насущную потребность в получении информации о точном времени, а также высокостабильных частотных эталонов. Это, в частности, относится к синхронизации быстродействующих синхронных линий передачи данных, основанных на принципах синхронной цифровой иерархии (СЦИ) и использующих тактовую сетевую синхронизацию (ТСС).
Актуальной является и синхронизация базовых станций (БС) ССС технологии CDMA, которая обеспечивает поддержку режима "мягкой эстафетной передачи" и связи абонента одновременно с 2-3 БС и подавление взаимных помех между перекрывающимися сотами при обслуживании абонентов (в том числе фиксированных), позволяет автоматически перераспределять нагрузку между соседними сотами, поддерживать нужные соотношения между сигналами в системе, критичными к временным сдвигам, позволяет отличать друг от друга базовые станции, сокращает время поиска пилотной псевдослучайной последовательности (ПСП) абонентской станцией т.д.
В интересах систем сотовой связи (ССС) требуется точная частотная настройка с относительными погрешностями: для ССС технологий TDMA, GSM, CDMA, CDMA2000, для ССС следующих поколений UMTS, LTE, Mobile-WIMAX.
Требования к точности временной синхронизации чаще всего определяют сами производители БС CDMA. При этом типовым является требование обеспечения погрешностей на уровне 7 мкс за 24 ч., что обусловливает использование высокостабильного рубидиевого или специального кварцевого стандарта частоты. Необходимость иметь точное временное обеспечение с помощью СРНС для ССС технологии CDMA по-видимому сохранится и для мобильных систем 3-го поколения. Требования к точности временной синхронизации объектов перспективных мобильных систем связи 0,4...3 мкс. Требование к точности получения системного времени составляет 1 мкс.
Учитывая также предполагаемое использование базовых станций всех сотовых систем для определения места потребителя с точностью (СКП) в диапазоне 50...500 м, получим требование их привязки к шкале точного времени (СРНС ГЛОНАСС и РНС "Чайка") и синхронизации на уровне 50...100 нс.
Существует также целесообразность обеспечения точной синхронизации и устройств, работающих в стандарте DECT.
Временная информация может использоваться и энергетическими компаниями для измерения разности фаз на электростанциях, регистрации событий, последующего анализа ситуаций, для измерения фазы и частоты тока электростанций и т.д.
Еще одним применением времени РНС является синхронизация часов при проведении астрономических наблюдений типа наблюдений на интерферометрах со сверхдлинной базой, использующей пульсары. Соответствующие требования здесь пока находятся в стадии формирования.
В табл. 2.13 приведены обобщенные требования к синхронизации шкал времени объектов и к нестабильности частоты генераторов их часов, а также к условиям их удовлетворения.
Таблица 2.13. Требования к синхронизации шкал времени объектов и к нестабильности частоты
Объекты и задачи
Параметры
Точность привязки к UTC
Покрытие
Доступность, %
Дискретность
Уровень
Стабильность
Относит.
Связь (фиксированная и подвижная), включая системы управления и другие системы поддержки (перспект.)
Десятки нс
(частота)
До 100 нс, 1 сут. усред.
Нац.
99,7
Непрерывно
Научное сообщество
нс
(частота, 30 сут. усред.)
50 пс, 1 сут. усред.
Глоб.
99,7
Непрерывно
Банки и финансы
с
-
-
-
Уточ.
Уточ.
Синхронизация электроэнергетики
мкс
-
-
Континент
99,7
1 с

2.2.11. Обобщенные требования основных групп потребителей

Обобщенные требования к радионавигационным системам определены на основании требований воздушных, морских, речных, наземных и космических потребителей с учетом международных требований по обеспечению наиболее массовых потребителей радионавигационной информации - воздушных и морских.
Международные требования к навигационному обеспечению самолето- и кораблевождения определены в документах международных организаций ИКАО и ИМО.
Основные обобщенные требования к радионавигационному обеспечению при местоопределении приведены в таблице 2.14.
Таблица 2.14. Основные обобщенные требования потребителей к навигационному обеспечению
Потребители
Решаемые задачи
Рабочая зона
Погрешность местоопределения (СКП), м
Доступность (эксплуатационная готовность)
Целостность (вероятность или время)
1
2
3
4
5
6
Воздушные
Полеты по маршруту (трассе)Глобальная Региональная
370...9200
0,99-0,99999
Полеты в зоне аэродромаРайон аэродрома
370
0,99-0,99999
Некатегорированный заход на посадкуРайон аэродрома
8...110
10...4 (H)
0,99-0,99999
Заход и посадка по категориям ИКАОЗона средств посадки
2,0...8,5
0,3...2 (Н)
0,99-0,99999
Спецзадачи, геодезические и геофизические наблюденияЛокальная
1...10
0,999
0,999
Морские
В районах океанского плаванияГлобальная
50
0,998 за 30 сут.
10 с
В районах прибрежного плавания при невысокой интенсивности движения судовРегиональная
5
0,995 за 2 года
10 с
При плавании в портах, на подходах к ним и в прибрежной зоне с высокой интенсивностью движения судовЛокальная
5
0,998 за 2 года
10 с
По всему Мировому океану (перспект)Глобальная
5
0,998-0,9997
10 с
При плавании в акваториях портов и выполнении специальных работ (перспективные требования)Локальная
0,05...0,5
0,998-0,9997
10 с
Речные
Движение судов по внутренним водным путям:- озера, свободные реки- каналы- расстановка знаков, картография и т.д.районы озер, рекр-ны каналовр-ны рек, каналов
2,5...17
1...2,5
0,1...3,5
0,995-0,998
0,995-0,998
0,99
Мониторинг судовВВП России
50
-
Наземные
Движение наземного транспорта в городах и пригородах. Мониторинг. Вызов машин экстренных служб (скорой помощи, МВД России, МЧС России и др.)Локальная
2,5...10
0,98...0,99
0,98...0,99
Движение при междугородних, региональных и международных перевозках. Мониторинг. Вызов машин экстренных служб (скорой помощи, МВД России, МЧС России и др.)Региональн., локальная
10...15
0,95
0,97
Решение спец. задач (обеспечение спецпотребителей МВД России и др.)Локальная
2,55...15
0,99
0,99
Управление движением объектов РЖД, строительными и сельскохозяйственными машинамиЛокальная
0,05...0,5
0,9998
1 с
Картография и геодезия, землеустройство, путевое хозяйство РЖДГлобальная, региональн., локальная
0,02...0,05
0,02...0,05
0,003-0,006
-
-
Космические
КА связи и ретрансляции
200
КА навигационного обеспечения
3...5 (должны быть снижены)
КА геодезического обеспечения, ДЗЗ
0,33...1
КА системы обнаружения терпящих бедствие объектов
33
КА геофизического обеспечения, ракеты-носители, разгонные блоки, орбитальные станции
17...50
Обобщенные требования к синхронизации шкал времени объектов и к нестабильности частоты генераторов их часов приведены в табл. 2.13 подраздела 2.2.10.

3. Общая характеристика существующих и разрабатываемых радионавигационных систем

Существующие и разрабатываемые радионавигационные системы по расположению (базированию) средств, формированию радионавигационных полей делятся:
- на космические (спутниковые);
- на наземные (стационарные и мобильные).
Классификация существующих радионавигационных систем приведена на рис. 3.1.
Радиочастотное обеспечение радиоэлектронных средств (РЭС) радионавигационных систем осуществляется в соответствии с международным Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи.
В Российской Федерации регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с главой 5 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", при этом, регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи (Государственная комиссия по радиочастотам), обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра.
Распределение радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и Планом перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, которые разрабатываются Государственной комиссией по радиочастотам и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Распределение частотного спектра для РНС приведено в приложении N 2 к настоящему плану.

3.1. Космические навигационные системы

Созданы и используются потребителями отечественные космические глобальные навигационные системы:
- глобальная навигационная спутниковая система расширенного состава ГЛОНАСС;
- глобальная навигационная спутниковая система "Цикада-М".
Основные характеристики ГНС ГЛОНАСС (с КА "Глонасс-М" и разрабатываемым КА "Глонасс-К") и "Цикада-М" приведены в таблице. 3.1.
Таблица 3.1 Основные характеристики космических систем
Состояние
Назначение
Наименование системы
Общая характеристика
Состав системы
Диапазон рабочих частот, МГц
Площадь рабочей зоны (млн. кв. км)
Точность* (СКП) определения места (м), времени (нс)
Дискретность измерений
Пропускная способность
Доступность
Целостность
Кол. станций, КА
Тип аппаратуры потребителей
Воздушных
Морских
Наземных
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Существующие
Навигационные
ГЛОНАСС с КА "Глонасс-М"
Среднеорбитальная квазидальномерная
24
-
30
А-737
СН-3301
СН-3700
СНС-2,3
MPK-18
Шкипер
БРИЗ
Репер,
ГП30М,
ГП29
1600
1250
Глобальная
Плановые координаты, 3,5;
высота 3,5;
время
7 нс
Непрерывно
Неограниченная
0.98
Не определена
ЦИКАДА-М
Низкоорбитальная
доплеровская
4
-
Шхуна,
АДК-3,
Челн -1,2
-
400
150
Глобальная
80
55...220
мин
Неограниченная
0.98
Не определена
Разрабатываемые
Навигационные
ГЛОНАСС с КА "Глонасс-К"
Среднеорбитальная
квазидальномерная
24
А-737
СН-3301
СН-3700
СНС-2,3
MPK-18
Бриз-КМ
Репер,
ГП30М,
ГП29
1600
1250
1200
Глобальная
Плановые координаты, 1,4;
высота 1,4;
время 3 нс
Непрерывно
Неограниченная
-
Не определена
______________________________
* Под точностью понимается среднеквадратическая погрешность определения пространственных координат потребителя в государственной системе координат и времени в системной шкале ГЛОНАСС за счет "космического сегмента" по сигналам с открытым доступом (без учета ошибок в среде распространения и ошибок приемной аппаратуры) в реальном времени в абсолютном режиме без использования информации от функциональных дополнений
Глобальная навигационная система ГЛОНАСС
Среднеорбитальная спутниковая глобальная навигационная система ГЛОНАСС предназначена для решения задач координатно-временного и навигационного обеспечения в абсолютном режиме для неограниченного количества стационарных и мобильных потребителей непрерывно на всей поверхности Земли и до высот 2000 км, и дискретно - до высот 40000 км.
Состав системы - не менее 24 КА, находящихся в трех орбитальных плоскостях с углом наклонения 64,8°, на высоте 19140 км. На 3.09.2010 года в составе орбитальной группировки системы ГЛОНАСС находилось 26 КА "Глонасс-М". В оперативном использовании находился 21 КА "Глонасс-М". В орбитальном резерве находилось 2 КА.
Способ разделения сигналов, излучаемых различными спутниками системы ГЛОНАСС, частотный. Сигналы спутников идентифицируются по значению номинала их несущей частоты, лежащей в отведенной полосе частот. Предусмотрены две частотные полосы в диапазонах L1 (1,6 ГГц) и L2 (1,25 ГГц). Каждый КА излучает радиосигналы стандартной точности в обоих диапазонах для реализации двухчастотного способа исключения ионосферной погрешности измерения навигационных параметров. Наряду с этим в диапазонах L1 и L2 передаются радиосигналы высокой точности (ВТ), модулированные специальным кодом и не предназначенные для международного использования.
В таблице 3.2 приведены тактико-технические требования к ГНС ГЛОНАСС* (для ОГ из 24 КА "Глонасс-М").
Таблица 3.2. Тактико-технические требования к ГНС ГЛОНАСС
Параметр
Значение
Рабочая зона
глобально
Доступность при пространственном геометрическом факторе PDOP < 6 на любом 24-часовом интервале в зоне действия системы
не хуже 98%
Погрешность определения пространственных координат в абсолютном режиме без использования информации от функциональных дополнений с вероятностью 0,95 на любом суточном интервале времени на этапе штатной эксплуатации системы в пределах всей области обслуживания ГНС ГЛОНАСС при PDOP=2 должна составлять:
по положению
7 м
по скорости
0,02 м/с
по времени
13,3 нс
Расхождение системной шкалы времени КА ГЛОНАСС с национальной шкалой всемирного координированного времени UTC(SU) с вероятностью 0.95 не должно превышать:
660 нс
______________________________
* - данные приведены на основе Тактико-технических требований к глобальной навигационной системе ГЛОНАСС, часть 1, общие требования.
Указанные в табл. 3.2 точностные характеристики в виде СКП представляются как 3,5 м; 0,01 м/с и 330 нс соответственно для положения, скорости и времени. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2001 г. N 587 утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП) "Глобальная навигационная система", направленная на развитие ГЛОНАСС. ФЦП "Глобальная навигационная система" с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации N 423 от 14 июля 2006 г. и N 680 от 12 сентября 2008 г., включает 5 подпрограмм:
1. Обеспечение функционирования и развития системы ГЛОНАСС.
2. Разработка, подготовка производства, изготовление навигационного оборудования и аппаратуры для гражданских потребителей.