Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 2 сентября 2008 г. N 118 "Об утверждении радионавигационного плана Российской Федерации" стр. 6

Вторая группа - это те системы и производственные операции, в которых спутниковая навигационная информация используется непосредственно в системах управления и обеспечения безопасности движения объектов железнодорожного транспорта. Для таких функциональных приложений требуется навигация с точностью определения положения объекта подвижного состава до конкретного рельсового пути, что соответствует точности позиционирования (СКП) 0,33 м.
Третья группа - это системы обеспечения контроля путевого хозяйства и путевого строительства, которые требуют "сантиметровой/миллиметровой" точности определения местоположения. Технически это возможно только в случае совместного использования сигналов систем ГJIOHACC/GPS/ГАЛИЛЕО с данными систем дифференциальной коррекции (дифференциальными поправками) с использованием спутниковых широкозонных или наземных локальных (региональных) дифференциальных дополнений. Сводные данные к требуемым точностям позиционирования по направлениям деятельности хозяйств и служб ОАО "РЖД", определяемые действующими нормативно-техническими документами, приведены ниже в табл. 2.8.
Таблица 2.8. Технические требования потребителей к точности определения места
Область (виды) применения координатной информации
Объекты, требующие координатного определения
Требования по точности определения местоположения
Требования к надёжности определения местоположения
Основные нормативно-технические источники
1. Инженерно-геодезические изыскания для строительства новых и капитального ремонта действующих железных дорогПункты специальной геодезической сети (СГС)СКП взаимного положения пунктов СГС не должна превышать 2...3 см в планеПредельные погрешности, равные 5 см, не должны превышаться на %1. Инструкция по топографической съёмке в масштабах 1:5000-1:500. ГКИНП-02-033-82.2. Свод правил СП 11-104-97. Инженерно-геодезические изыскания для строительства.3. Richtlinie DB 883.0031. Fahrbahnen abstecken (Руководство по полевому трассированию).
Чёткие объекты (элементы) местностиСКП определения чётких объектов местности относительно пунктов СГС не должна превышать 0,4...0,5 мм на топографическом плане.Предельные погрешности, равные 0,8 мм в масштабе плана не должны превышаться на %.
Рельеф местностиСКП изображения рельефа горизонталями не более 1/4 от принятого сечения рельефаПредельные погрешности, равные 1/2 от принятого сечения рельефа, не должны превышаться на %
2. Полевое трассирование (перенос проекта в натуру)Основные элементы рельсовой колеи, стрелочных переводов и т.п.СКП переноса элементов рельсовой колеи не должны превышать 1,5 см в продольном направлении 0,25 см в поперечном направлении относительно пунктов СГСУдвоенные СКП не должны превышаться на %
3. Контроль геометрических параметров рельсовой колеи с помощью путеизмерительных средств для вычисления установочных данных для выправки путиКаркасные пункты СРССКП положения пункта - 25 мм;СКП взаимного положения - 5 мм в планеУдвоенные СКП не должны превышаться на %Специальная реперная система контроля состояния железнодорожного пути в профиле и плане.Технические требования, утверждённые МПС России 26 марта 1998 г.
Главные и промежуточные (рядовые) пункты СРССКП взаимного положения пунктов через 10 км - 15 мм в плане;через 500 м - 4 мм в плане;через 500 м - 2,5 мм по высоте
Рабочие пункты СРССКП взаимного положения - 2,5 мм в плане и - 1,5 мм по высоте
Геометрическиехарактеристики рельсовой колеиОтносительные СКП определения отклонений оси пути от заданного положения не должны превышать 0,04 мм/м в плане и 0,03 мм/м по высотеПри использовании путеизмерительного вагона и тележки, для повышения надёжности и точности, с применением спутниковых приёмников и спутниково-инерциальных систем на практике производят избыточные измерения с таким расчётом, чтобы съём информации производился каждые 20...25 см пути.Материалы обоснования инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Инженерно-геодезические изыскания. РЖДП-077/03-008.
4. Содержание земляного полотнаЭлементы земляного полотна, водоотводных, укрепительных защитных сооруженийТребования к видам, периодичности, сроки и порядок осуществления надзора за земляным полотном установлены Инструкцией по содержанию земляного полотна. Определён каталог дефектов земляного полотна. Цифровая модель земляного полотна составляется на основе выполнения специальных периодических съёмок с использованием спутниковых, аэрокосмических, бортовых и наземных методов съёмки, в том числе с использованием радиолокаторов. По точности цифровая модель земляного полотна соответствует точности масштаба 1:1000Для укрепления устойчивости земляного полотна на каждой дистанции пути утверждается перечень видов деятельности по содержанию земляного полотна, рассчитанный на полное устранение деформаций.Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути. Утверждена МПС России 30.03.1998 г. ЦП-544.
5. Содержание искусственных сооруженийЭлементы искусственных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, виадуков, тоннелей, водопропускных труб, лотков, галерей, селеспусков и т.д.)Требования к видам, периодичности, сроки и порядок осуществления надзора за искусственными сооружениями установлены Инструкцией по содержанию искусственных сооружений. Цифровая модель искусственных сооружений составляется на основе инструментальных периодических съёмок с использованием спутниковых приёмников, лазерных сканирующих систем, высокоточных электронных тахеометров-автоматов, геотехнических датчиков. Для оперативного наблюдения динамических свойств наиболее важных и ответственных объектов должна быть обеспечена высокая точность измерения пространственных данных в мм и см диапазоне в режиме реального времени.Надёжность надзора за искусственными сооружениями обеспечивается автоматизированной системой, создаваемой для постоянного наблюдения за искусственными сооружениями.Инструкция по содержанию искусственных сооружений. Утверждена МПС России 28.12.1998 г. ЦП-628
6. Межевание полосы отвода железной дорогиМежевые знаки полос отвода железной дорогиСКП положения межевых знаков относительно пунктов СГС должна быть не более 10 см (0,1 мм на плане масштаба 1:1000)Надёжность полученных результатов контролируется на основе установленной процедуры межевания земельИнструкция по межеванию земель. Утверждена Роскомземом 18 апреля 1996 г.Основные положения об опорной межевой сети. Утверждены Росземкадастром 15 апреля 2002 г.
7. Обеспечение безопасности железнодорожного движенияПодвижные средства, специальные подвижные средстваВ соответствии с требованиями безопасности СКП определения местоположения поезда должна составлять <0,5 м (для распознавания пути, на котором находится поезд), эксплуатационная готовность - 99,98 % и длительность тревожного состояния (ТТА) - 1 с.Для обеспечения надежности определения местоположения поезда в СДКМ ГЛОНАСС и ГАЛИЛЕО создаются сервисы по повышению надёжности спутниковой навигации на железных дорогах.Проект "ГАЛИЛЕО для железных дорог"
В части характеристик доступности данных спутниковых навигационных определений для систем железнодорожного транспорта требуемое значение соответствует 0,98-0,99 во всех условиях, включая железнодорожные операции на территории предприятий и в городах с высотной застройкой, операции в глубоких карьерах и на перегонах в глубоких выемках.
Для обеспечения устойчивости функционирования и повышения точности позиционирования на подвижных объектах железнодорожного транспорта необходимо внедрять мультисистемную ГЛОНАСС/GPS, а в перспективе - ГЛОНАСС/GPS/ГАЛИЛЕО навигационную аппаратуру с корректирующими поправками, получаемыми с помощью спутниковой широкозонной системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ). Сантиметровый и более высокий уровень точности может быть достигнут с использованием локальных дифференциальных подсистем.

2.2.6. Требования в интересах геодезического обеспечения территории России

Требования к радионавигационным системам в интересах геодезического обеспечения задаются так, чтобы обеспечивались точности измеряемых параметров, необходимые при проведении геодезических и картографических работ. Координатная основа Российской Федерации представлена референцией системой координат, реализованной в виде государственной геодезической сети, закрепляющей систему координат на территории страны, государственной нивелирной сети, распространяющей на всю территорию страны систему нормальных высот (Балтийская система, исходным началом которой является нуль Кронштадтского футштока; ГОСТ Р 51794-2008).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. N 568 "Об установлении единых государственных систем координат" для использования при осуществлении геодезических и картографических работ, начиная с 1 июля 2002 года, принята единая государственная система геодезических координат 1995 года (СК-95). Единая система геодезических координат 1942 года (СК-42), введенная постановлением Совета Министров СССР от 7 апреля 1946 года N 760, заменяется СК-95.
За отсчетную поверхность в СК-95 принята поверхность референц-эллипсоида Красовского с параметрами: большая полуось - 6378245 м; сжатие - 1:298,3. Значения координат пункта государственной геодезической сети Пулково и ЦКЗ (центр круглого зала), в системах СК-95 и СК-42 совпадают.
Положение пунктов в принятой системе координат задается следующими координатами:
- пространственными прямоугольными координатами X, Y, Z (направление оси Z совпадает с осью вращения отсчетного эллипсоида, ось X лежит в плоскости начального меридиана и направлена в точку пересечения начального меридиана и экватора, а ось Y дополняет систему до правой; началом системы координат является центр отсчетного эллипсоида);
- геодезическими координатами: широтой - В, долготой - L, высотой - Н;
- плоскими прямоугольными координатами х и у, вычисляемыми в проекции Гаусса-Крюгера.
Геодезическая высота Н образуется как сумма нормальной высоты и высоты квазигеоида над отсчетным эллипсоидом, а высота квазигеоида вычисляются над эллипсоидом Красовского.
Система координат 1995 года строго согласована с государственными геоцентрическими системами координат из документов "Параметры Земли 1990 года" и ПЗ-90.02.
Точность СК-95 характеризуется следующими среднеквадратическими погрешностями (СКП) взаимного положения пунктов по каждой из плановых координат:
- 2...4 см - для смежных пунктов АГС; 0,3...0,8 м - при расстояниях от 1 до 9 тысяч км.
Точность определения нормальных высот, в зависимости от метода их определения, характеризуется следующими среднеквадратическими погрешностями:
- 6...10 см - в среднем по стране из уравнивания нивелирных сетей I и II классов;
- 0,2...0,3 м - из астрономо-геодезических определений при создании АГС.
Точность определения превышений высот квазигеоида астрономо-гравиметрическим методом характеризуется следующими среднеквадратическими погрешностями:
- 6...9 см - при расстояниях 10...20 км;
- 0,3...0,5 м - при расстоянии 1000 км.
Система координат СК-95 отличается от системы координат СК-42:
- повышением точности передачи координат на расстояния свыше 1000 км в 10... 15 раз и точности взаимного положения смежных пунктов в государственной геодезической сети в среднем в 2...3 раза;
- одинаковой точностью распространения системы координат для всей территории Российской Федерации и стран, входивших в состав СССР;
- отсутствием региональных деформаций государственной геодезической сети, достигающих в системе координат 1942 года нескольких метров;
- возможностью создания высокоэффективной системы геодезического обеспечения на основе использования глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" с изменениями, п. 2, ст. 6, устанавливающий задание, поддержание и воспроизведение системы координат на уровне требований, обеспечивающих решение фундаментальных перспективных задач в области геодезии, геофизики, геодинамики и космонавтики, обусловливает необходимость создания геодезической сети на качественно новом, более высоком, уровне точности. Построение такой сети - составная часть новой высокоэффективной государственной системы геодезического обеспечения территорий Российской Федерации, основанной на применении методов космической геодезии и использовании глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.
Государственная геодезическая сеть, создаваемая в настоящее время, структурно формируется по принципу перехода от общего к частному и включает в себя геодезические построения различных классов точности:
- фундаментальную астрономо-геодезическую сеть (ФАГС),
- высокоточную геодезическую сеть (ВГС),
- спутниковую геодезическую сеть 1 класса (СГС-1).
В указанную систему построений вписываются также существующие сети триангуляции и полигонометрии 1-4 классов.
На основе новых высокоточных пунктов спутниковой сети создаются постоянно действующие дифференциальные станции с целью обеспечения возможностей определения координат потребителями в режиме, близком к реальному времени.
По мере развития сетей ФАГС, ВГС и СГС-1 выполняется уравнивание ГГС и уточняются параметры взаимного ориентирования геоцентрической системы координат и системы геодезических координат СК-95.
В табл. 2.9 дан перечень важнейших решаемых задач и точностные характеристики, полученные в настоящее время в России, а также современные требования к геодезическому обеспечению, в значительной мере уже реализованные с использованием спутниковых методов.
Для решения прикладных задач геодезии измерения выполняются относительно пунктов опорной геодезической сети с использованием способов относительных определений. Выход на сантиметровый уровень точности астрономо-геодезических сетей, а в дальнейшем на миллиметровый уровень, является одной из основных целей обеспечения решения задач геодинамики. Это особенно важно для обширных сейсмоактивных районов в интересах решения задач прогнозирования землетрясений.
Требуемый уровень точности определения координат межевых знаков относительно пунктов Государственных геодезических сетей вытекает из требований к геодезическому обоснованию кадастровых съемок крупного масштаба и закреплению границ землепользования.
Фундаментальные задачи решаются средствами и методами спутниковой и традиционной наземной геодезии и гравиметрии.
Прикладные задачи геодезии решаются методами и средствами наземной геодезии, гравиметрии и фотограмметрии.
Таблица 2.9. Достигнутые и требуемые точности геодезического обеспечения
N
п/п
Виды
СКП взаимного положения
Основные
геодезического обеспечения
достигнутые в России
перспективные требования
потребители
1
2
3
4
5
1
Высокоточная основа для развития ГГС(КГС - 200 мм)Не соответствует по точности3 мм + D мм на каждые 1000 км (ФАГС)Росреестр Минобороны России, МЧС России, РАН
2
Глобальная и региональная геодинамикаКГС - 200 ммНе соответствует по точности и оперативности20...30 мм при неограниченных расстояниях (ФАГС)РАН, МЧС России, Росреестр
3
Высокоточная геодезическая основа для создания СДГС и СГС-130...50 ммНе соответствует по точности3 мм + D мм при расстояниях 150-200 км (ВГС)Росреестр Минобороны России, Госстрой
4
Локальная геодинамика5 мм на 10 км (ГДП)Не соответствует по точности3 мм+ D мм при расстоянии между пунктами 25-30 км (СГС-1)Госстрой, МЧС России, РАН
5
Основа развития ведомственных систем геодезического обеспечения20...30 мм на 5-15 кмНе соответствует по точности10 мм на 30 км (СГС-1)Росреестр, Роснедвижимость, Госстрой, Минобороны России
6
Геодезическое обеспечение потребителей всех уровней20...40 мм в плане при расстояниях 10...15 км250...800 мм в плане при расстояниях от 1 до 9 тыс. кмНе соответствует по оперативности и точности20...50 мм в плане на расстояниях до 500... 1000 кмРосреестр Минобороны, МВД России, Роснедвижимость, Минприроды России, Госстрой
10 мм+ 30 мм по высоте на каждые 100 кмРАН, Госстрой, МЧС России
7
ВысотноеобеспечениеАстрономо-гравиметрическое нивелирование100...200 мм на 150...300 км; 1...1,5 м на 7000 км. Не соответствует по точности определения нормальных высот(ФАГС, ВГС совместно с детальными картами высот квазигеоида)Росреестр Госстрой, Роснедвижимость
Трудоемкие и дорогостоящие методы традиционного нивелирования не соответствуют по оперативности5 мм + 10...30 мм на каждые 100 км (спутниковое нивелирование)
8
Единая глобальная система высот200...300 ммНе соответствует по точностиЗ0...50 мм(ФАГС, ВГС, спутниковое нивелирование совместно с гравиметрическим методом)Росреестр Росгидромет, РАН, МЧС России
Требования различных потребителей к исходным астрономо-геодезическим и гравиметрическим данным (АГГД) значительно отличаются по точности и оперативности. В табл. 2.10 приведены требования потребителей к точности исходных АГГД данных при решении специальных задач.
Для решения фундаментальных и прикладных задач геодезии ведутся исследования по разработке новых методов и средств и, в первую очередь, по использованию космических радионавигационных систем, космических геодезических комплексов и радиоинтерферометрического комплекса "Квазар-КВО".
Геодезические работы имеют своей целью:
повысить точность земной системы координат, создать новую высокоэффективную государственную систему геодезического обеспечения территории Российской Федерации, основанную на применении спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС и средств функциональных дополнений к ней, других средств наземного и космического базирования, а также передовых технологий, позволяющих повысить точность, оперативность и экономическую эффективность решения задач геодезического обеспечения в интересах экономики, науки, обороны страны и ее населения, создать высокоточную геодезическую сеть, карты местности, земельный кадастр России, а также изучить деформации земной коры, предваряющих и сопровождающих землетрясения, оползни, цунами и другие опасные природные явления, и создать систему постоянных наблюдений за динамикой уровня моря на уровенных постах и прогноза его состояния.
Таблица 2.10. Требования потребителей к точности исходных АГГД
Задачи геодезического обеспечения
Потребители
Погрешность(СКП)
1. Создание геоцентрической системы координат (точность отнесения к центру масс Земли), мКосмические исследования.Фундаментальная наука.Навигация. Океанография.Космическая геодезия.0,05
2. Определение параметров гравитационного поля Земли:
- высоты геоида глобально, м0,1...0,2 (глобально) 0,02...0,03 (тер.РФ)
- уклонения отвесной линии, угл. сек.0,5...1,0
3. Определение связей систем координат:
- линейные элементы, м0,05...0,1
- угловые элементы, угл. сек.0,01
4. Определение параметров ориентации Земли, угл. сек.0,001