Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 2 сентября 2008 г. N 118 "Об утверждении радионавигационного плана Российской Федерации" стр. 4

- полет в зоне аэродрома (терминальный полет);
- некатегорированный (неточный) заход на посадку;
- заход и посадка по категориям ИКАО.
Требования к навигационному обеспечению на каждом этапе различны.
Для маршрутного этапа полета воздушных судов установлены категории районов (зон):
- океаническая (безориентирная местность);
- внутренняя континентальная (местная) линия;
- зоны выполнения специальных задач.
Одним из важнейших и наиболее ответственных этапов полета является заход на посадку и посадка ВС. Требования воздушных потребителей к точности определения места при заходе на посадку и посадке по категориям ИКАО, сформулированные на основе опыта использования инструментальных систем посадки типа СП-75, приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Требования воздушных потребителей при заходе и посадке по категориям
Категория посадки
Высота над взлетно-посадочной полосой (ВПП) для проверки, (м)
Требования к погрешностям (СКП)
Горизонтальная погрешность (м)
Вертикальная погрешность (м)
I
30,0
4,5...8,5
1,5...2,0
II
15,0
2,3...2,6
0,7...0,85
III
2,4
2,0
0,2...0,3
Для маршрутных полетов и операций в зоне аэродрома в гражданской авиации имеет место переход от требований на основе RNP (Required Navigation Performance) к требованиям, сформулированным с помощью концепции PBN (Performance Based Navigation) - навигации на основе характеристик. При этом PBN предполагает совместное использование зональной навигации (RNAV) и RNP. Таким образом, предъявляются требования к точности воздушной навигации не только на маршрутах, обозначенных навигационными радиомаяками, но и на маршрутах без РМ, формируемых в соответствии с принципами зональной навигации. В частности, используются следующие точностные характеристики, которые в пренебрежении ошибками пилотирования могут рассматриваться как удвоенные СКП определения места ВС:
RNAV 10 - предполагает отклонения ВС (95% времени полета) внутри коридора 10 морских миль (м.м) или 18,5 км без наземного контроля (СКП=9,25 км);
RNAV 5 - 5 м.м. или 9,25 км при радиолокационном контроле (СКП=4,62 км);
RNAV 2 - 2 м.м. или 3,7 км при радиолокационном контроле (СКП=1,85 км);
RNAV 1 - 1 м.м. или 1,85 км при радиолокационном контроле (СКП=0,92 км);
Basic- RNP 1 - - 1 м.м. или 1,85 км, где нет радиолокационного контроля и используется бортовая аппаратура ГНСС (СКП=0,92 км).
Основные требования ИКАО к навигационному обеспечению посредством спутниковых навигационных систем и их функциональных дополнений в соответствии с "Поправкой к SARPs ИКАО по GNSS, том 1, приложение 10, начало применения 18.11.2010 г." к характеристикам, обеспечиваемым навигационными системами на различных этапах полета, приведены в табл.2.2 и 2.3.
При этом под характеристиками систем понимаются:
- точность, как и выше, - способность системы с 95% вероятностью удерживать ВС в пределах суммарной погрешности системы в каждой точке установленной схемы полета;
- целостность - мера доверия, которая может быть отнесена к правильности информации, выдаваемой системой в целом; целостность включает способность системы обеспечить пользователя своевременными и обоснованными предупреждениями (срабатывания сигнализации);
- непрерывность обслуживания - способность всей системы функционировать без перерывов в ходе выполнения намеченной операции;
- готовность - способность всей системы выполнять свою функцию в момент начала намеченной операции;
- срабатывание сигнализации, индикация для любых систем ВС или предупреждение пилоту о том, что данный параметр навигационной системы находится вне допуска;
- порог срабатывания сигнализации, превышение допустимого отклонения для данного измеряемого параметра, вызывающее срабатывание сигнализации;
- задержка срабатывания сигнализации (время до предупреждения); максимально допустимое время, прошедшее от наступления выхода системы за допустимые пороги до срабатывания сигнализации.
Таблица 2.2. Требования к характеристикам сигнала в пространстве
Типовая операция
Точность в горизонтальной плоскости, м, Р=95%/СКП (прим. 1-3)
Точность по вертикали, м, Р=95%/СКП (прим. 1-3)
Целостность (прим. 2)
Время до предупреж., с. (прим. 3)
Непрерывность (прим. 4)
Эксплуатационная готовность (прим. 5)
На маршруте
3700/1850
Не назначена
300
От до
От 0,99 до 0,99999
На маршруте и в зоне аэродрома
740/370
Не назначена
15
От до
От 0,99 до 0,99999
Начальный заход, промежуточный заход, неточный заход (NPA), вылет
220/110
Не назначена
10
От до
От 0,99 до 0,99999
Неточный заход на посадку с управлением по вертикали (APV-I)
16/8
20/10
за заход
10
в любые 15 с
От 0,99 до 0,99999
Неточный заход на посадку с управлением по вертикали (APV-II)
16/8
8,0/4,0
за заход
6
в любые 15 с
От 0,99 до 0,99999
Точный заход на посадку по категории I
16/8
6,0...4,0/ 3,0...2,0
за заход
6
в любые 15 с
От 0,99 до 0,99999
Примечания.
1. Для осуществления планируемой операции на самой низкой высоте над порогом ВПП требуемое 95%-ное значение ошибки определения местоположения с помощью GNSS трактуется здесь как 2 СКП. Детальные требования определены в добавлении В SARPs, a инструктивный материал приведен в п. 3.2 дополнения D SARPs.
2. Определение требования к целостности включает порог срабатывания сигнализации, в зависимости от которого оно может быть оценено. Диапазон ограничений по вертикали для точного захода на посадку по I категории имеет отношение к диапазону пределов погрешности в вертикальной плоскости в зависимости от характеристик контрольного устройства системы. Значения порога срабатывания сигнализации приведены ниже в табл. 2.3.
Таблица 2.3. Пороги срабатывания для контроля целостности
Типовая операция
Порог срабатывания по горизонтали, м
Порог срабатывания по вертикали, м
На маршруте (океаническое/ континентальное воздушное пространство с низкой плотностью движения)
7400
Не назначено
На маршруте (континентальное воздушное пространство)
3700
Не назначено
На маршруте, в зоне аэродрома
1850
Не назначено
NPA
556
Не назначено
APV-I
40,0
50
APV-II
40,0
20,0
Точный заход на посадку по категории I
40,0
От 15,0 до 10,0
3. Требования к точности и задержке срабатывания сигнализации предполагают номинальные эксплуатационные характеристики безотказного приемника.
4. В связи с тем, что требование непрерывности при полете по маршруту и в зоне аэродрома при выполнении этапов начального захода на посадку, неточного захода на посадку (NPA) и операций вылета зависит от нескольких факторов, включая предполагаемую операцию, плотность воздушного движения, сложность воздушного пространства и эксплуатационную готовность альтернативных средств навигации, то это требование представляется интервалами значений. Более низкое значение представляет минимальные требования для областей с низкой плотностью воздушного движения и простой структурой воздушного пространства. Более высокое значение соответствует областям с интенсивным движением и сложной структурой воздушного пространства (п. 3.4 в дополнении D).
5. Для требований эксплуатационной готовности дается диапазон значений, поскольку эти требования зависят от эксплуатационной потребности, которая основана на нескольких факторах, включая частоту выполнения операций, погодные условия, масштаб и продолжительность отказов, эксплуатационную готовность альтернативных средств навигации, зону действия радиолокатора, интенсивность воздушного движения и обратимость эксплуатационных процедур. Более низкие значения требований соответствуют минимальной эксплуатационной готовности, при которой система GNSS используется на практике, но не может адекватно заменить другие средства навигации (не GNSS). Более высокие приведенные значения для маршрутной навигации соответствуют использованию GNSS в качестве единственного средства навигации в некоторой области. Более высокие приведенные значения для операций захода на посадку и вылета отвечают требованиям к эксплуатационной готовности в аэропортах с большой интенсивностью воздушного движения в предположении, что операции посадки и взлета на нескольких взлетно-посадочных полосах взаимосвязаны, но используемые раздельные эксплуатационные процедуры гарантируют безопасность операции (п. 3.5 в дополнении D).
Для точного захода на посадку по категории I определен диапазон значений. Значение 4,0 м определяется техническими требованиями системы ILS и представляет консервативный вариант этих требований (п. 3.2.7 дополнения D). Обозначения APV-I и APV-II относятся к двум различным уровням захода на посадку и посадки с вертикальным управлением (APV) и не предполагают обязательного эксплуатационного использования. Требования к характеристикам GNSS для выполнения точного захода на посадку по категориям II и III находятся на рассмотрении и будут представлены позднее.

2.2.3. Требования морских потребителей

В морском транспорте определены следующие стадии плавания судов:
- океанское плавание;
- прибрежное плавание в районах с невысокой интенсивностью движения;
- плавание в портах, на подходах к ним и в прибрежной зоне с высокой интенсивностью движения.
Международные требования морских потребителей к точности определения места, доступности, целостности РНС в зависимости от районов плавания определены Международной морской организацией ИМО - Резолюции А. 953(23) от 05.12.2003 г., MSC.112(73) 2000 г., MSC.113(73) 2000 г., MSC.115(73) 2000 г. Требования определены для судов, скорость которых не превышает 70 узлов.
Требования морских потребителей к РНС зависят от районов плавания и составляют: в районе океанского плавания:
- погрешность определения координат, с вероятностью Р=0,95 не более 100 м (СКП=50 м);
- доступность не менее 99,8% за 30-ти суточный период;
- в районе прибрежного плавания при невысокой интенсивности движения судов:
- погрешность определения места, с вероятностью Р=0,95 не более 10 м (СКП=5 м);
- частота определения места должна быть не менее одного раза в 1 с. Значение дифференциальной поправки должно обновляться не реже одного раза в 30 с;
- доступность не менее 99,5% за двухлетний период;