Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 2 сентября 2008 г. N 118 "Об утверждении радионавигационного плана Российской Федерации" стр. 5

- непрерывность функционирования системы не менее 99,85% в течение 3 часов;
- при плавании в портах, на подходах к ним и в прибрежной зоне с высокой интенсивностью движения судов:
- погрешность определения места, с вероятностью Р=0,95 не более 10 м (СКП=5 м);
- доступность не менее 99,8% за двухлетний период;
- непрерывность функционирования системы не менее 99,97% в течение 3 часов.
В соответствии с Резолюциями ИМО MSC.112, MSC.113, MSC.115, в районах океанского и прибрежного плавания, а также при плавании в портах и на подходах к ним, темп обновления данных о координатах места должен быть не реже, чем 1 раз в 1 с, а для высокоскоростных судов рекомендуемая дискретность составляет 0,5 с.
Показатель "целостности системы" (промежуток времени, в течение которого потребителям должно поступить предупреждение о том, что характеристики сигнала искажены, и эти данные нельзя использовать для обеспечения навигационной безопасности плавания) не может быть более 10 с.
Анализ вышеизложенных требований морских потребителей указывает на возможность их удовлетворения в наибольшей степени с использованием перспективных глобальных навигационных спутниковых систем, базирующихся на таких системах как ГЛОНАСС и GPS, функционально дополненных дифференциальными подсистемами. Исходя из этого, в ноябре 2001 г. 22-я Ассамблея ИМО утвердила требования к будущей системе ГНСС, которые изложены в Резолюции А.915(22) "Пересмотренные положения морской политики и требования к перспективным Всемирным спутниковым навигационным системам".
В Приложениях к этой Резолюции указываются перспективные на период после 2010 г. требования к точности и показателям надежности получения навигационной информации.
В соответствии с этим документом требования к точности должны быть повышены до 10 м (Р=0,95) по всему Мировому океану (СКП=5 м), а на акватории порта - до 1 метра (СКП=0,5 м). Для некоторых видов деятельности на море, (выполнение гидрографических работ, прокладка подводных трубопроводов и т.п.) считается необходимым повышение точности до 1 м (СКП=5 м) и даже до десятых его долей при автоматической постановке в док (СКП=0,05 м). По мере ужесточения требований к точности увеличиваются и требования к показателям надежности получения информации:
- целостности (10 с);
- признаку выработки предупредительного сигнала о нарушении целостности системы (0,25 - 25 м);
- доступности (99,8%...99,97%).
Находящиеся в эксплуатации спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS в 1996 г. одобрены ИМО в качестве компонентов Всемирной радионавигационной системы.
В соответствии с Резолюциями ИМО А.953(23) и А.815(19) о признании и принятии радионавигационных систем для международного использования, система ГАЛИЛЕО также признана как составная часть Всемирной радионавигационной системы.
В новой редакции главы 5 Конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), вступившей в силу с 1 июля 2002 г., заложено требование к обязательному оснащению морских судов, независимо от водоизмещения, приемной аппаратурой (ПА) глобальной навигационной спутниковой системы или наземной радионавигационной системы, или другим автоматическим средством, пригодным для использования в любое время в течение предполагаемого рейса для определения текущих координат.
На такую ПА разработаны и одобрены ИМО требования Международной электротехнической комиссии (МЭК) - стандарты, а Морскими администрациями стран флага - национальные стандарты, в соответствии с которыми одобряется тип судовой аппаратуры ГНСС.

2.2.4. Требования речных потребителей

Для судов, использующих внутренние водные пути (реки, озера и т.п.), исходными при определении требований к радионавигационным системам являются: габариты судового хода, его глубина и соотношения главным размерениям судов (длина, ширина, осадка). Требования речных потребителей к доступности РНС зависят от районов плавания и составляют:
- по Единой глубоководной системе Европейской части России - не менее 99,8% за двухлетний период;
- по магистральным рекам Сибири - не менее 99,5% за двухлетний период.
Требования речных потребителей к целостности составляют для движения по внутренним водным путям не более 5 с.
Частота определения места должна быть не менее одного раза в 2 с. Значение дифференциальной поправки должно обновляться не реже, чем через 30 с.
В табл. 2.4 приведены требования речных потребителей к точности определения места судна в зависимости от районов плавания для крупногабаритных судов при оценке вероятности отсутствия навигационного происшествия более 0,997.
Таблица 2.4. Требования речных потребителей в зависимости от районов плавания
Решаемые задачи
Районы плавания
Точность измерения координат (СКП), м
Движение судна по внутренним водным путям1. озера, водохранилища
10,0...17,0
2. свободные реки:
- Европейской части России
2,5...5,0
- Сибири
2,5...7,5
3. каналы
1,0...2,5
В табл. 2.5 приведены требования речных потребителей к точности определения места для различных решаемых задач.
Таблица 2.5. Требования речных потребителей для различных решаемых задач
Решаемые задачи
Районы работ
Точность измерения координат (СКП), м
Гидрографические работы, расстановка знаков судоходной обстановки; поддержание заданных габаритов водного путиОзера и водохранилища
2,0...3,5
Свободные реки:
Европейской части России
0,5...1,0
Сибири
0,5...1,5
Каналы
0,2...0,5
Землечерпательные и дноуглубительные работыСвободные реки и каналы
0,1...0,2
Прокладка кабелей и трубопроводовСвободные реки и каналы
0,5
Диспетчерские задачи по мониторингуВВП России
50

2.2.5. Требования наземных потребителей

Автотранспорт
Требования пользователей к радионавигационным системам можно сформулировать следующим образом:
- перевозки в городских условиях требуют точности (СКП) 5 м, доступности спутников 0,98...0,99, в том числе в условиях высотной городской застройки. Специальные требования по непрерывности навигационного обслуживания в таких системах не предъявляются;
- междугородные перевозки и внедорожные транспортные операции, которые требуют точности определения координат (СКП) 10 м, доступности спутников 0,98...0,99;
- перевозки специальных и опасных грузов (в том числе в интересах МВД России и ФСБ России) требуют точности (СКП) определения координат 5 м, доступности спутников выше 0,99 и высокой непрерывности обслуживания. Требуется также обеспечение устойчивого контроля положения в условиях возможных помех;
- операции транспорта специальной техники дорожных служб требуют точности (СКП) 5 м в городах и 10 м на автодорогах;
- обеспечение строительно-планировочных и дорожных работ в городах и на автодорогах требуют геодезической точности (СКП) 0,02...0,05 м и должны реализовываться с использованием специальной навигационной аппаратуры, работающей как с сигналами ГНСС, так и с сигналами их функциональных дополнений; такого же уровня точности достаточно для местоопределения сельскохозяйственных машин.
Эти параметры указывают, что непосредственная спутниковая навигация в стандартном режиме использования ГНСС ГЛОНАСС/GPS/ГАЛИЛЕО является основным методом, используемым на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
Навигационные данные необходимы для целей эффективного управления транспортными средствами и другими мобильными средствами как в относительно автономном режиме (перевозки грузов автотранспортом в режиме "свободного поиска грузов", использование личных транспортных средств и др.), так и в режиме внешнего управления (диспетчеризация перевозок на наземном транспорте, управление работой специальной техникой в дорожном хозяйстве и др.). В первом случае навигационные данные используются для принятия решений лицами, управляющими транспортными средствами либо непосредственно, либо с использованием автоматизированных систем управления самим транспортным средством.
Во втором случае навигационные данные используются для мониторинга ситуации и принятия решений о движении транспортных средств или иных действий (например, для обеспечения безопасности перевозок, предотвращения угона транспортных средств, хищений грузов) в рамках обособленных систем диспетчерского управления или так называемых охранных систем. Лица, управляющие транспортными средствами, обязаны при этом выполнять принятые и доведенные до них по каналам связи решения систем диспетчерского управления.
Автономная навигация на наземном транспорте используется в настоящее время, как правило, только в личных легковых автомобилях, а также, в ограниченных масштабах, лицами, занимающимися индивидуальной предпринимательской деятельностью или малым бизнесом на автотранспорте. Автономная навигация осуществляется с использованием специального пользовательского оборудования глобальных навигационных систем - так называемых навигаторов. Аналогичным образом осуществляется и персональная навигация пешеходов, туристов и т.д. В табл. 2.6 приведены типовые требования к точностным характеристикам навигационного обеспечения транспорта. В табл. 2.7. приведены основные перспективные операционно-технические требования для систем управления автотранспорта.
Таблица 2.6. Типовые требования к точностным характеристикам (СКП) навигационного обеспечения транспорта (м)
Условия движения наземного транспорта
Автономное местоопределение
Диспетчерское управление
Общегородские и пригородные перевозки
7...10
7...50
Проводка автомобиля по центру города
7...10
1,5...15
Транзитные перевозки между городами
50...250
12...150
Таблица 2.7. Основные перспективные операционно-технические требования для систем управления автотранспорта
Характеристики
Системы управления городским автотранспортом
Системы управления региональными перевозками
Системы управления международными перевозками
Системы управления для индивидуального автотранспорта
1. Инструментальная емкость системы.Число одновременно обслуживаемых автомобилей.
500-1000
500
1000*
-
2. Средний темп обмена, с
Т = 30 с
Т = 10 с для спецтранспорта
Т = 60...90 с
900...7200
-
3. Точность (СКП) навигации, м
В центре 2,5 на автотрассе 15
2,5...10
2,5...15
2,5...20
4. Доступность навигационного обеспечения
0,99*
0,95
0,95
0,90
5. Целостность (надежность) обеспечения навигационными данными и связью
0,98
0,99 для спецсистем
0,97
0,97
-
6. Совместимость систем
Единые стандарты на интерфейсы, используемые для выхода на радиолинии
-
______________________________
* С учетом локальной навигации
Железнодорожный транспорт
На основании проведенных ОАО "НИИАС" исследований и разработок, приведенных "Концепции и программе внедрения спутниковых технологий в основную деятельность ОАО "РЖД", требования к характеристикам спутниковых радионавигационных систем по точности определения местоположения (позиционирования) объектов железнодорожного транспорта можно объединить в следующие три группы.
Первая группа - это те системы и транспортные операции, в которых необходимо контролировать дислокацию подвижного состава, в том числе с опасными грузами, охраняемыми лицами (в интересах МВД России, ФСБ России и др.), местоположение подвижных средств диагностики и путевых машин с целью мониторинга выполнения плановых заданий, подхода к месту проведения работ и т.д. Для таких функциональных приложений достаточна точность позиционирования (СКП) 10 м, что, в принципе достигается при непосредственных спутниковых определениях при условии работы с орбитальными группировками ГЛОНАСС/GPS в штатных конфигурациях по 24 спутника в каждой системе.