4.2.23 Каким нормативным правовым актом следует руководствоваться при эксплуатации внутризаводского транспорта?
При эксплуатации внутризаводского транспорта в строительстве, промышленности строительных материалов и стройиндустрии наряду с требованиями СНиП 12-03-2001 должны соблюдаться требования Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) (ПОТ РМ-008-99), ГОСТ 16215-80*Е "Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические условия", ГОСТ 18962-97 "Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия", ГОСТ 24366-80*Е "Авто- и электропогрузчики вилочные общего назначения. Грузозахватные приспособления. Общие технические условия".
4.2.24 Кто должен осуществлять общее руководство организацией безопасной эксплуатации внутризаводского транспорта?
В соответствии с требованиями п. 4.1.1 ПОТ Р М-008-99 "Общее руководство организацией безопасной эксплуатации транспортных средств осуществляется работодателем или по его поручению, оформленному приказом по организации, главным инженером (техническим директором)".
4.2.25 Какие обязанности по организации безопасной работы внутризаводского транспорта возлагаются на транспортную службу организации?
В соответствии с требованиями п.4.1.4 ПОТ Р М-008-99 "Транспортная служба организации (транспортный отдел совместно с транспортным цехом) должна:
а) в установленном порядке разрабатывать, утверждать и обеспечивать структурные подразделения и объекты производства работ с применением транспортных средств директивной и технической документацией (стандартами предприятия, положениями, инструкциями) по надлежащему техническому содержанию и безопасной эксплуатации транспортных средств;
б) разрабатывать маршруты для безопасного движения транспортных средств и работников по территории организации и в производственных корпусах, цехах, на участках и обеспечивать через соответствующие службы надлежащее обустройство и содержание этих маршрутов;
в) обеспечивать совместно со службой охраны труда, службой подготовки кадров обучение, проверку знаний по безопасности труда на транспорте и порядок допуска работников к выполнению работ".
Согласно п.4.1.6 ПОТ Р М-008-99 "Руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, обеспечивают:
а) организацию содержания транспортных средств и выпуск их на линию в технически исправном состоянии и укомплектованными в соответствии с требованиями раздела Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации (медицинской аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами, запасным колесом, буксирным тросом), что должно подтверждаться подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск транспортного средства на линию;
б) проведение инструктажа, обучение и проверку знаний работников по охране и безопасности труда согласно требованиям п.1.3 ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения";
в) допуск к управлению транспортными средствами водителей, прошедших в установленном порядке инструктаж, обучение, медицинское освидетельствование и имеющих соответствующие удостоверения на право управления транспортными средствами соответствующей категории, что должно подтверждаться выдачей водителю путевого листа".
4.2.26 Какие меры безопасности, дополнительно к проверке технического состояния, необходимо осуществлять при выпуске на линию авто- и электропогрузчиков?
В соответствии с требованиями п.3.3.10 ПОТ Р М-008-99 "перед выпуском авто- и электропогрузчиков на линию необходимо дополнительно к проверке технического состояния транспортного средства проверить: исправность грузоподъемника, убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности их крепления к раме и каретке грузоподъемника.
Провести внешний осмотр сварных швов верхних кронштейнов, проверить надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, действие механизмов погрузчика".
4.2.27 Какие меры безопасности необходимо осуществлять при выпуске на линию электрокаров и электропогрузчиков?
В соответствии с требованиями п.3.3.11 ПОТ Р М-008-99 "перед выпуском электрокаров и электропогрузчиков на линию необходимо произвести их внешний осмотр, проверить работу контроллеров, тормозов, рулевого управления, подъемного устройства, действие звукового сигнала и осветительных приборов".
4.2.28 При какой высоте подъема груза электро- и автопогрузчики должны быть оборудованы ограждением над головой водителя?
В соответствии с требованиями п.2.5.1 ПОТ Р М-008-99 "Электро- и автопогрузчики с высотой подъема груза более 2 м должны быть оборудованы ограждением над головой водителя".
4.2.29 Какими средствами безопасности, приборами, механизмами и т.д. должны быть оборудованы автопогрузчики для их безопасной эксплуатации?
В соответствии с требованиями п.2.5.2 ПОТ Р М-008-99 "Автопогрузчики должны быть оборудованы: надежными тормозами, обеспечивающими тормозной путь при скорости движения 10 км/ч не более 2,5 м, глушителем с искрогасителем, зеркалом заднего вида, стеклоочистителем, звуковым сигналом, фарами, световой сигнальной системой.
Автопогрузчики, используемые в помещениях, должны быть оборудованы системой нейтрализации отработавших газов".
"Автопогрузчики с механической системой подъема груза должны быть оборудованы концевыми выключателями ограничения подъема груза и опускания подъемного устройства.
Концевые выключатели механизма подъема должны останавливать приспособление для захвата груза на расстоянии не менее 200 мм до верхнего предельного положения" (п.2.5.3 Правил).
"Захватное устройство автопогрузчика должно обеспечивать высоту подъема груза от уровня земли не менее величины дорожного просвета погрузчика, но не более 0,5 м для автопогрузчиков на пневматических шинах и 0,25 м для автопогрузчиков на грузовых лентах" (п.2.5.4 Правил).
4.2.30 Какими средствами защиты (приборами, механизмами и т.д.) должны быть оборудованы электропогрузчики и электротележки для их безопасной эксплуатации?
В соответствии с требованиями п.2.5.5 ПОТ Р М-008-99 "Электропогрузчики и электротележки должны быть оборудованы: тормозами с ручным и ножным управлением, звуковым сигналом, рабочим освещением, замковым устройством системы пуска привода, автоматическими устройствами, отключающими двигатель и включающими тормоз при освобождении водителем рукоятки управления".
"Электропогрузчики должны иметь специальное устройство, предохраняющее механизм подъема от перегрузки" (п.2.5.6 Правил).
На погрузчике должны быть нанесены и отчетливо видны надписи с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания, которые должны быть размещены так, чтобы не возникало затруднений в их восприятии (2.5.7 Правил).
4.2.31 Какими средствами защиты (приборами, механизмами и т.д.) должны быть оборудованы погрузчики с вилочными захватами для их безопасной эксплуатации?
В соответствии с требованиями п.2.5.9 ПОТ Р М-008-99 "Погрузчики с вилочными захватами, предназначенные для транспортирования мелких и неустойчивых грузов, должны быть оборудованы предохранительной рамой или кареткой для упора при перемещении. Погрузчики должны иметь защитный навес над рабочим местом водителя, за исключением тех погрузчиков, при эксплуатации которых отсутствует риск падения груза на водителя".
"Погрузчики, используемые для штабелирования на высоте или для работы с высокими или делимыми грузами, оборудуются защитным навесом над головой водителя и защитной рамой на плите грузоподъемника" (п.2.5.10 Правил).
"На погрузчиках, управляемых водителем с пола, и используемых для штабелирования на высоте или для работы с высокими или делимыми грузами, должна быть установлена защитная рама на плите грузоподъемника" (п.2.5.11 Правил).
"Любые изменения или дополнения первоначальной конструкции погрузчика, способные оказать влияние на его грузоподъемность и безопасность эксплуатации, должны быть разрешены изготовителем" (п.2.5.12 Правил).
4.2.32 Какими средствами защиты (приборами, механизмами и т.д.) должны быть оборудованы электрокары для их безопасной эксплуатации?
В соответствии с требованиями п.2.5.14 ПОТ Р М-008-99 "Электрокары должны соответствовать требованиям ГОСТ 18962-97 "Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия" и техническим условиям на конкретные их виды.
Площадка водителя должна быть покрыта диэлектрическим резиновым ковриком.
Рукоятки рычагов управления должны быть изготовлены из диэлектрического материала.
Грузовые площадки должны быть приспособлены для перевозки определенных грузов и иметь устройства для их закрепления.
4.2.33 Какие требования безопасности предъявляются к конструкции ручных грузовых тележек?
"Ручные грузовые транспортные тележки, тележки-штабелеры, тележки с подъемной платформой, тележки с подъемными вилами с механическим или гидравлическим рычажным приводом подъема должны иметь максимальное усилие на рукоятке привода при подъеме груза массой: 125 кг - 0,08 кН; 250 кг - 0,16 кН; 500 кг - 0,25 кН; 1000 кг - 0,35 кН.
Тележки-штабелеры должны обеспечивать высоту подъема груза до 1,5 м, тележки с подъемной платформой или с подъемными вилами - до 210 - 230 мм" (п.2.6.1 Правил).
"Ручные грузовые тележки должны быть исправными, устойчивыми и легко управляемыми, иметь поручни для удобства их передвижения" (п.2.6.2 Правил).
"Передние колеса ручных тележек для перевозки грузов массой 300 кг и более должны быть управляемыми" (п.2.6.3 Правил).
"Платформы ручных грузовых тележек должны соответствовать виду перевозимых грузов с возможностью их закрепления и фиксации" (п.2.6.4 Правил).
"Размеры платформы тележки должны быть такими, чтобы грузы максимальных габаритов, на которые рассчитана тележка, размещались в пределах ее платформы" (п.2.6.4 Правил).
Тележки для перемещения бочек должны быть снабжены предохранительными скобами на концах рукояток и иметь устройства для защиты рук в случае падения или смещения грузов с тележки.
4.2.34 На кого в организации возлагается ответственность за организацию безопасной эксплуатации транспортных средств, надзор и контроль за использованием их по назначению?
В соответствии с требованиями п.4.1.2 ПОТ Р М-008-99 "Ответственность за организацию безопасной эксплуатации транспортных средств, надзор и контроль за использованием их по назначению должна возлагаться на одного из заместителей руководителя организации с подчинением ему транспортной службы организации".