В соответствии с требованиями п.8.5.9 СНиП 12-03-2001 "Подача автомобиля задним ходом в зоне, где выполняются какие-либо работы, должна производиться водителем только по команде одного из работников, занятых на этих работах".
4.2.15 Какие требования безопасности предъявляются к кабине (салону) автомобиля?
В соответствии с требованиями п.6.1.2 Правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р 0-200-01-95 "К кабине (салону) автомобиля предъявляются следующие требования:
- ветровое и боковое стекла не должны иметь трещин и затемнений, затрудняющих видимость;
- боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемными механизмами;
- на сиденьи и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы;
- сиденья и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя;
- шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующем нормативном правовом акте (л.103 приложения 1 к настоящим Правилам);
- замки всех дверей, а также привод управления дверьми на автобусах, должны быть исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения;
- отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть исправны;
- применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя;
- пол кабины, салона и кузова автомобиля должен застилаться ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений".
4.2.16 Какие требования безопасности предъявляются к органам управления автомобилем?
В соответствии с требованиями п.6.1.3 Правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р О-200-01-95 "Органы управления автомобилем должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автомобиля (автобуса)".
4.2.17 Какие требования безопасности предъявляются к системам питания, смазки и охлаждения на автомобиле?
В соответствии с требованиями п.6.1.4 Правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р О-200-01-95 "Системы питания, смазки и охлаждения не должны иметь течи топлива, масла, антифриза или воды".
4.2.18 Какие требования безопасности предъявляются к дискам колес?
В соответствии с требованиями п.6.1.7 Правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р О-200-01-95 "Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца дисков колес должны быть исправны и правильно установлены на своих местах. Не допускается наличие трещин и погнутости дисков колес".
4.2.19 Какие требования безопасности предъявляются к техническому состоянию электрооборудования автомобиля?
В соответствии с требованиями п.6.1.8 Правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р О-200-01-95 "Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть чистой и надежно укреплена. Не допускается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи".
4.2.20 Какие требования безопасности предъявляются к автомобилям-самосвалам и прицепам-самосвалам?
В соответствии с требованиями п.6.2.11 "Правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р О-200-01-95 "Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы должны иметь исправные устройства необходимой прочности, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого кузова.
На бортах автомобиля-самосвала должна быть нанесена яркой несмываемой краской надпись "Не работать без упора под поднятым кузовом", а автомобиля КамАЗ - "Не работать под поднятым кузовом, не установив стопор!".
4.2.21 Какие требования безопасности предъявляются к грузовым автомобилям, используемым для постоянной перевозки людей?
В соответствии с требованиями п.6.2.4 Правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р О-200-01-95 "Грузовой автомобиль, используемый для постоянной перевозки людей, должен быть оборудован:
- тентом или другим устройством, защищающим перевозимых людей от атмосферных воздействий;
- ровным полом, без сквозных отверстий и щелей;
- звуковой и световой сигнализацией, связанной с кабиной;
- стационарной или съемной лестницей для посадки и высадки людей со стороны заднего борта;
- выпускной трубой глушителя, выведенной за габариты кузова на 30-50 мм.
Грузовой автомобиль с кузовом типа "фургон", используемый для перевозки людей и грузов с обязательным сопровождением людьми, кроме того, должен иметь:
- исправные, открывающиеся наружу двери, расположенные сзади или с правой стороны кузова;
- исправное устройство для фиксации дверей в открытом положении;
- исправные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей во время движения;
- подножки, расположенные непосредственно под дверями, для входа и выхода людей;
- освещение, защищенное от механических повреждений;
- устройство для обогрева в холодное время года.
Согласно п.6.2.3 "Для разовых перевозок пассажиров кузов бортового грузового автомобиля должен быть оборудован лестницей или скобами для посадки и высадки, сиденьями на удобной высоте, но не менее 15 см от верхнего края бортов;
сиденья, расположенные вдоль бортов, должны иметь прочные спинки; бортовые запоры должны надежно закрепляться; число перевозимых людей не должно превышать количество оборудованных для сидения мест.
В соответствии с требованиями п.6.1.10 Правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р О 200-01-95 "Автобусы и грузовые автомобили, приспособленные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплектовываться дополнительно вторым огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля".
4.2.22 Какие требования безопасности предъявляются к прицепам, полуприцепам и автомобилям, предназначенным для перевозки длинномерных грузов?
В соответствии с требованиями пп.6.2.5-6.2.10 Правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р О 200-01-95 "Прицепы, полуприцепы и автомобили, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны оборудоваться исправными откидными стойками и щитами (последние устанавливаются между кабиной и грузом), иметь поворотные круги, снабженные приспособлениями для закрепления этих кругов при движении автомобиля без груза" (п.6.2.5).
"Поворотные круги прицепов должны иметь исправные стопоры, исключающие поворачивание прицепа при движении назад" (п.6.2.6).
"Прицепы (кроме роспусков) должны иметь исправные устройства, поддерживающие сцепную петлю дышла в положении, удобном для сцепки с тягачом и отцепки от него" (п.6.2.7).
Одноосные прицепы (кроме роспусков), а также прицепы, не имеющие тормозов, должны иметь предохранительные (аварийные) цепи или тросы, исключающие отрыв прицепа при поломке сцепного устройства. Цепи (тросы) не должны крепиться к тяговому крюку автомобиля или деталям его крепления.
Одноосные прицепы (кроме роспусков) должны также иметь исправные опорные стойки, обеспечивающие устойчивость прицепа в отцепленном состоянии" (п.6.2.8).
"Все прицепы и полуприцепы, за исключением одноосных, должны иметь исправный стояночный тормоз, обеспечивающий удержание прицепа после его отсоединения от тягача, а также не менее двух противооткатных упоров (башмаков)" (п.6.2.9).
"Полуприцепы должны оборудоваться:
- исправными устройствами, служащими передними опорами, когда они отцеплены от автомобиля-тягача;
- исправными седельными устройствами" (п.6.2.10).