4.2.1 Какие требования безопасности предусматриваются при размещении мобильных машин на строительных площадках?
В соответствии с требованиями п.7.2.1 СНиП 12-03-2001 "При размещении мобильных машин на производственной территории руководитель работ должен до начала работы определить рабочую зону машины и границы создаваемой ею опасной зоны. При этом должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны, а также рабочих зон с рабочего места машиниста. В случаях, когда машинист, управляющий машиной, не имеет достаточного обзора, ему должен быть выделен сигнальщик.
Со значением сигналов, подаваемых в процессе работы и передвижения машины, должны быть ознакомлены все лица, связанные с ее работой. Опасные зоны, которые возникают или могут возникнуть во время работы машины, должны быть обозначены знаками безопасности и (или) предупредительными надписями".
4.2.2 Требованиями каких нормативных актов руководствуются соответствующие органы МВД при проведении техосмотров и определении технического состояния и оборудования автомобилей всех марок и назначений, находящихся в эксплуатации?
В соответствии с требованиями п.7.2.2 СНиП 12-03-2001 "техническое состояние и оборудование автомобилей всех марок и назначений, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать правилам по охране труда на автомобильном транспорте.
Они должны проходить технические осмотры в соответствии с Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России, утвержденными 15 марта 1999 г. N 190, зарегистрированными Минюстом России 22 апреля 1999 г. N 1763".
4.2.3 Какие требования безопасности предусматриваются при перемещении, установке и работе машин вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) с неукрепленными откосами?
Согласно п.7.2.4 СНиП 12-03-2001 перемещение, установка и работа машин вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном организационно-технологической документацией.
При отсутствии соответствующих указаний в проекте производства работ минимальное расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайших опор машин следует принимать по таблице:
┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐│ Глубина выемки, м │ Грунт ненасыпной ││ ├────────────┬───────────┬───────────┬───────────┤│ │ песчаный │супесчаный │суглинистый│ глинистый ││ ├────────────┴───────────┴───────────┴───────────┤│ │ Расстояние по горизонтали от основания откоса ││ │ выемки до ближайшей опоры машины │├──────────────────────┼────────────┬───────────┬───────────┬───────────┤│ 1,0 │ 1,5 │ 1,25 │ 1,00 │ 1,00 │├──────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤│ 2,0 │ 3,0 │ 2,40 │ 2,00 │ 1,50 │├──────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤│ 3,0 │ 4,0 │ 3,60 │ 3,25 │ 1,75 │├──────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤│ 4,0 │ 5,0 │ 4,40 │ 4,00 │ 3,00 │├──────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤│ 5,0 │ 6,0 │ 5,30 │ 4,75 │ 3,50 │└──────────────────────┴────────────┴───────────┴───────────┴───────────┘
4.2.4 Какие меры безопасности необходимо предусмотреть при производстве строительно-монтажных работ с применением машин в охранной зоне действующей линии электропередачи?
В соответствии с требованиями п.7.2.5 СНиП 12-03-2001 "Строительно-монтажные работы с применением машин в охранной зоне действующей линии электропередачи следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасность производства работ, при наличии письменного разрешения организации - владельца линии и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ и выдаваемого в соответствии с требованиями 4.11 при выполнении следующих мер безопасности".
"При установке строительных машин и применении транспортных средств с поднимаемым кузовом в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи" (п.7.2.5.1 СНиП 12-03-2001).
"При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии выполнения следующих требований:
а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее, указанного в таблице 2;
б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, при их установке непосредственно на грунте, должны быть заземлены при помощи инвентарного переносного заземления" (п.7.2.5.2 СНиП 12-03-2001)".
4.2.5 Кто должен производить установку стрелового самоходного крана в охранной зоне линии электропередачи на выносные опоры и отцепление стропов перед подъемом стрелы?
В соответствии с требованиями п.7.2.5.3 СНиП 12-03-2001 "Установка стрелового самоходного крана в охранной зоне линии электропередачи на выносные опоры и отцепление стропов перед подъемом стрелы должны осуществляться непосредственно машинистом крана без привлечения стропальщиков".
4.2.6 Может ли производиться техническое обслуживание и ремонт мобильных машин при нахождении их в рабочей зоне?
В соответствии с требованиями п.7.2.6 СНиП 12-03-2001 "Для технического обслуживания и ремонта мобильные машины должны быть выведены из рабочей зоны".
4.2.7 Каким требованиям должны отвечать машины для предупреждения воздействия на работников и других лиц опасных производственных факторов, возникающих при их работе в экстремальных условиях (срезка грунта на уклоне, расчистка завалов вблизи ЛЭП и др.)?
В соответствии с требованиями п.7.2.7 СНиП 12-03-2001 "При необходимости использования машин в экстремальных условиях (срезка грунта на уклоне, расчистка завалов вблизи ЛЭП или эксплуатируемых зданий и сооружений) следует применять машины, оборудованные дополнительными средствами коллективной защиты, предупреждающими воздействие на работников и других лиц опасных производственных факторов, возникающих при работе машин в указанных условиях".
4.2.8 Какие правила должны соблюдаться при перемещении машины, транспортного средства своим ходом, на буксире или на транспортных средствах по дорогам общего назначения?
В соответствии с требованиями п.7.2.8 СНиП 12-03-2001 "При перемещении машины, транспортного средства своим ходом, на буксире или на транспортных средствах по дорогам общего назначения должны соблюдаться правила дорожного движения".
4.2.9 Какие дополнительные меры безопасности необходимо осуществить перед транспортированием машин, транспортных средств через естественные препятствия или искусственные сооружения, а также через неохраняемые железнодорожные переезды?
В соответствии с требованиями п.7.2.8 СНиП 12-03-2001 "Транспортирование машин, транспортных средств через естественные препятствия или искусственные сооружения, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только после обследования состояния пути.
При необходимости путь движения машины, транспортного средства должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в эксплуатационной документации машины, транспортного средства".
4.2.10 При каких неисправностях запрещается эксплуатация мобильных машин согласно правилам Гостехнадзора России?
Согласно приложению 5 к "Правилам проведения технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации" предусматривается следующий перечень неисправностей и условий, при которых запрещается их эксплуатация:
1. Тормозные системы.
1.1. При дорожных испытаниях не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системой (испытания проводятся на горизонтальном участке дороги, площадке с ровным, сухим, чистым цементно- или асфальтобетонным покрытием).
1.2. При торможении не обеспечивается прямолинейность движения (не более 0,5 м).
1.3. Нарушена герметичность гидравлического привода.
1.4. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,5 кгс/см2 за 15 минут после полного приведения их в действие.
1.5. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
1.6. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние машин на соответствующем техническим условиям уклоне.
2. Рулевое управление.
2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении у колесных машин превышает допустимые значения, указанные заводом-изготовителем.
2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов, резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом.
2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления.
2.4. У машин на гусеничном ходу:
- свободный ход рукояток рычагов управления муфтами поворота более допустимого заводом-изготовителем;
- неполное торможение барабана муфт поворота при полном перемещении рычагов управления на себя;
- различная величина свободного хода тормозных педалей или превышение допустимой заводом-изготовителем.
3. Внешние световые приборы.
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствует требованиям конструкции машин (на машинах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от машин других марок и моделей).
3.2. Регулировка фар не соответствует требованиям ГОСТ 25476-91.
3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
3.5. Спереди машины установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращатели красного цвета, а сзади - белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения регистрационного знака.