Приказ Министра обороны РФ от 27 октября 2010 г. N 1313 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запа стр. 2

в) военными комиссарами, начальниками отделов военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по муниципальному образованию*(11) - в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации (в период военного положения и в военное время) или на военные сборы;
г) начальником Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации - в отношении главных военных советников (консультантов), старших групп российских военных специалистов и руководителей представительств Министерства обороны за рубежом при министерствах (ведомствах) иностранных государств или международных организациях;
д) руководителем организации - заказчика работ - в отношении руководителей негосударственных организаций, привлекаемых к выполнению работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Решение о допуске к государственной тайне в отношении руководителей государственных органов и государственных организаций принимается теми лицами, кем они были назначены на должность.
12. Оформление допуска к государственной тайне лицу, планируемому для прохождения военной службы (работы) в другой воинской части (организации), на должности, предусматривающей его доступ к государственной тайне, и не имеющему допуска по соответствующей форме, осуществляется в воинской части (организации), в которой данное лицо будет проходить военную службу (работать). В этих целях кадровое подразделение (работник, ведущий кадровую работу) воинской части (организации)*(12), оформляющее документы к назначению на должность, направляет (заблаговременно) в адрес воинской части, в которую планируется назначение такого лица, документы, необходимые для оформления ему допуска к государственной тайне.
Оформление допуска к государственной тайне гражданам Российской Федерации, пребывающим в запасе и поступающим на военную службу по контракту либо подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также гражданам Российской Федерации, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, осуществляется военными комиссариатами по месту их воинского учета на основании соответствующих расчетов, разрабатываемых Генеральным штабом Вооруженных Сил, и выписок из номенклатур должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма N 3)*(13). Военные комиссариаты после получения выписок из номенклатур должностей (форма N 3) в срок не позднее 10 дней направляют в соответствующие органы безопасности их копии и выписки из указанных расчетов в объеме должностей, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.
Оформление допуска к государственной тайне студентам факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется соответствующими образовательными учреждениями*(14) на основании номенклатуры должностей (форма N 3) этих учреждений.
Оформление допуска к государственной тайне кандидатам для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования, для поступления в которые необходимо оформление допуска к государственной тайне, осуществляется военными комиссариатами, а лицам из числа военнослужащих - воинскими частями, в которых они проходят военную службу.
13. В воинскую часть (организацию), командиру (руководителю) которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется уведомление (примерный образец N 1*(15)), заверенное печатью воинской части (организации), оформлявшей допуск к государственной тайне.
14. Допуск лица к государственной тайне может быть прекращен должностным лицом, имеющим право принимать решение о его допуске к государственной тайне, в случае:
а) расторжения с ним контракта в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
б) однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
в) возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 10 настоящей Инструкции основанием для отказа лицу в допуске к государственной тайне.
В случае возникновения обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами "б" и "в" настоящего пункта могут послужить основанием для прекращения лицу допуска к государственной тайне, командир воинской части принимает решение о возможности или невозможности дальнейшей работы лица со сведениями, составляющими государственную тайну. До принятия такого решения лицо отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
Лица, нарушившие обязательства, связанные с защитой государственной тайны, и в отношении которых командиром воинской части принято решение о возможности их дальнейшей работы со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к указанным работам только после повторного изучения основных положений нормативных правовых актов по защите государственной тайны и сдачи зачета руководителю службы защиты государственной тайны*(16).
Решение командира воинской части о возможности или невозможности лица, нарушившего обязательства, связанные с защитой государственной тайны, осуществлять работы со сведениями, составляющими государственную тайну, объявляется в приказе.
Прекращение допуска лица к государственной тайне является основанием для расторжения с ним контракта, а прекращение допуска к государственной тайне руководителя организации - основанием для расторжения договора (контракта) на работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, заключенного между организацией - заказчиком работ и организацией, которую он возглавляет, если такое условие предусмотрено в контракте.
Решение командира воинской части о прекращении допуска лица к государственной тайне может быть обжаловано лицом в вышестоящую воинскую часть (организацию) или в суд.
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает лицо от ранее взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
15. Командиры воинских частей отвечают за подбор лиц, допускаемых к государственной тайне.
16. Службы ЗГТ ведут учет осведомленности личного состава в сведениях, составляющих государственную тайну, по книге учета осведомленности (примерный образец N 2).
Книга учета осведомленности (примерный образец N 2) ведется путем накопления информации на каждое лицо воинской части (организации), допущенное к государственной тайне. При этом учитываются сведения, составляющие государственную тайну, ставшие известными этим лицам, как в данной воинской части (организации), так и в других воинских частях (организациях), куда они командировались, по записям на обороте справок (формы N 6 - 8).
Разрешается вместо учетных данных о носителях сведений, составляющих государственную тайну, с которыми было ознакомлено лицо по месту военной службы (работы), вносить в книгу учета осведомленности (примерный образец N 2) данные о месте нахождения описи носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся у исполнителя (форма N 7 ИРС-2005*(17)), или реестра на документы, переданные на доклад начальнику (форма N 11 ИРС-2005). В этом случае в графе "количество листов" указанных описей (реестров) дополнительно проставляется аббревиатура грифа секретности носителя сведений, составляющих государственную тайну (его составных частей), например: "1 сс кн., 1 с шт., 1 с/12ов + 2 сс+5нс.".
Описи (реестры) после окончания годовой проверки наличия документов не уничтожаются, подшиваются в отдельные дела или оформляются как самостоятельные документы и учитываются в книге (форма N 15 ИРС-2005). Дела, закрытые ведением, а также описи (реестры), учтенные в книге (форма N 15 ИРС-2005), в архив не сдаются, хранятся в службе ЗГТ в течение 10 лет.
Службы ЗГТ вносят необходимые данные об осведомленности лиц, допущенных к государственной тайне, в книгу учета осведомленности (примерный образец N 2) не реже одного раза в квартал.
Учет осведомленности граждан, пребывающих в запасе, в сведениях, составляющих государственную тайну, к которым они имели доступ в ходе проведения военных сборов, осуществляется воинскими частями, в которых они имели доступ к указанным сведениям, а также военными комиссариатами по месту их воинского учета.
Книги учета осведомленности (примерный образец N 2) в архив не сдаются, хранятся в службе ЗГТ в течение 10 лет после внесения в них последней записи, после чего уничтожаются.

II. Порядок оформления допуска к государственной тайне

17. Перечень должностей, при назначении на которые лицам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей (форма N 3).
18. Номенклатура должностей (форма N 3) разрабатывается службой ЗГТ в 2 экземплярах с учетом информации, предоставляемой начальниками структурных и кадровых подразделений воинской части (организации) по данному вопросу, и подписывается руководителем службы ЗГТ.
Номенклатура должностей (форма N 3), при назначении на которые лица являются подчиненными непосредственно Министру обороны Российской Федерации, разрабатывается Восьмым управлением.
Номенклатуры должностей (форма N 3) территориально обособленных подразделений воинских частей (организаций) разрабатываются этими подразделениями отдельно от номенклатуры должностей (форма N 3) воинской части (организации) и согласовываются с вышестоящей службой ЗГТ и органами безопасности по месту нахождения территориально обособленного подразделения воинской части (организации).
19. В номенклатуру должностей (форма N 3) включаются только те должности, по которым допуск лиц к государственной тайне действительно необходим для исполнения ими должностных (специальных) обязанностей, в том числе должности лиц, допуск которых к государственной тайне обусловлен направлением их в другие воинские части (организации) для выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Количество лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в воинских частях (организациях) должно быть максимально ограничено.
На основании письменных решений вышестоящих командиров воинских частей в номенклатуре должностей (форма N 3) определяются должности, при назначении на которые лицам оформляется допуск к государственной тайне по форме выше допуска к государственной тайне командира воинской части, в которой лицо проходит военную службу (работает). Решение о допуске таких лиц к государственной тайне в карточке (форма N 1) принимается командиром вышестоящей воинской части.
20. Должности командиров воинских частей включаются в номенклатуры должностей (форма N 3) своих воинских частей (организаций) и, за исключением должностей руководителей организаций, в номенклатуры должностей (форма N 3) вышестоящих воинских частей. Форма допуска командира воинской части в номенклатуре должностей (форма N 3) должна соответствовать наивысшей степени секретности сведений, с которыми он может быть ознакомлен при исполнении своих должностных (специальных) обязанностей, в том числе и при работе в вышестоящей воинской части (организации).
В этих целях службы ЗГТ обмениваются уведомлениями о наивысшей степени секретности сведений (со ссылкой на пункт Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих засекречиванию*(18)), к которым при исполнении своих должностных (специальных) обязанностей будет иметь доступ командир воинской части.
21. При оформлении номенклатуры должностей (форма N 3) необходимо учитывать следующее:
а) номенклатура должностей составляется на бумаге формата А4 шрифтом Times New Roman Cyr размером N 10 - 14;
б) порядковые номера должностей указываются в возрастающей последовательности независимо от структурных подразделений (каждой должности соответствует свой порядковый номер);
в) в графе 3 проставляется общее количество проходящих военную службу (работающих), предусмотренное штатом или штатным расписанием (отдельно по каждому подразделению и по каждой должности), и подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне;
г) в графе 4 наименования должностей должны полностью соответствовать наименованиям, указанным в штате (штатном расписании) воинской части (организации).
В случае, если в штате (штатном расписании) предусмотрена возможность замещения должностей военнослужащих должностями лиц гражданского персонала, то в графе 4 указываются наименования обеих должностей, например: "начальник секретной части (заведующая секретным делопроизводством)";
д) в графе 5 кратко отражаются должностные (специальные) обязанности и (или) характер выполняемых работ со ссылкой на пункт Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих засекречиванию.
В случае, если пункт Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих засекречиванию, предусматривает разные степени секретности, дополнительно указывается абзац (графа) данного пункта, например: "работа со сведениями, раскрывающими ... (абз. 1 п. 1 (гр. 6) - совершенно секретно" или "учет, хранение ... носителей сведений, раскрывающих ... (абз. 1 п. 1 (гр. 8) - секретно";
е) графы 9 - 11 составляют оперативный учет на текущее время, заполняются карандашом;
ж) по графам 3, 6 - 11 подводится итог по каждому подразделению и в конце номенклатуры - по всей воинской части;
з) в дополнениях к номенклатуре должностей порядковые номера указываются в возрастающей последовательности, начиная с единицы, независимо от структурных подразделений.
22. Номенклатура должностей (форма N 3) в 2 экземплярах и ее электронная копия на машинном носителе информации направляются воинской частью (организацией) на согласование в соответствующий орган безопасности.
В сопроводительном письме о направлении номенклатуры должностей (форма N 3) на согласование в орган безопасности указываются:
а) сведения о лицензии (разрешении) на проведение работ с