Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 23 августа 2012 г. N 813 "О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы"

Действующий

Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 23 августа 2012 г. N 813 "О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы"

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе", постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 671-ПП "Об утверждении Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения":
1. Согласиться с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы, выполненным аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы А.Л. Баталовым (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135), содержащим:
вывод об обоснованности включения выявленного объекта культурного наследия по адресу: Лесная ул., д. 20, стр. 1, 3, 4, 5, 6 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения с наименованием "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?); - Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; - Большой вагонный сарай, 1909 г.; - Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; - Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; - Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; - Ограда, 1908 г.", а также предложения эксперта по предмету охраны, территории памятника и режиму использования земель в границах его территории;
вывод о необоснованности включения выявленного объекта культурного наследия "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг." по адресу: Лесная ул., д. 20, стр. 2 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника или ансамбля) и о его отнесении к исторически ценным градоформирующим объектам с наименованием "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.", а также описание особенностей объекта, послуживших основанием для включения его в Городской реестр недвижимого культурного наследия и подлежащих обязательному сохранению (прилагается к распоряжению).
2. Подготовить и внести на утверждение в установленном порядке в Правительство Москвы проект решения о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
3. Внести соответствующие изменения в Городской реестр недвижимого культурного наследия и Историко-культурный опорный план города Москвы.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянова.
Руководитель
А.В. Кибовский

Акт
государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия
"Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.; Большой вагонный сарай, 1909 г.; Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; Ограда, 1908 г."
Адрес: г. Москва, Лесная ул., д. 20, стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6

"24 февраля 2011 г." "г. Москва"
Дата начала проведения экспертизы:
07 декабря 2010 г.
Дата окончания (оформления Заключения) экспертизы:
24 февраля 2011 г.

Сведения об эксперте

Общество с ограниченной ответственностью "АРТ-Реставрация" (ООО "АРТ-Реставрация"), 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 9, офис 612, ИНН: 7701745639.
Фамилия, имя, отчествоБаталов Андрей Леонидович
Образованиевысшее
Специальностьархитектор
Ученая степень (звание)доктор искусствоведения, профессор
Стаж работы33 года
Место работы и должностьзаместитель генерального директора по науке ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Реквизиты аттестацииПриказ Росохранкультуры от 10 декабря 2010 г. N 448

Сведения о заказчике экспертизы

Департамент культурного наследия города Москвы, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 19, ОГРН 1027700151170.

Цель экспертизы

Обоснование принятия решения о целесообразности включения, либо отказа от включения рассматриваемого объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия, определение категории его историко-культурного значения.

Объект экспертизы

Выявленный объект культурного наследия: "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.; - Большой вагонный сарай, 1909 г.; - Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; - Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; - Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; - Ограда, 1908 г.", по адресу: г. Москва, Лесная ул., д. 20, стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Перечень материалов и документов, представленных заказчиком

1. Историко-культурный опорный план г. Москвы - 1 с., 2 экз.;
2. Альбом "Историко-архитектурный опорный план комплекса памятника промышленной архитектуры "Миусское трамвайное депо", квартал N 695, ул. Лесная д. 20, выполненный АОЗТ "АЛАТР", г. Москва, 1996 г.;
3. Протокол заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям при Комитете по культурному наследию города Москвы N 222 от 19 декабря 2007 г.

Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы

Обстоятельства, повлиявшие на процесс проведения и результаты экспертизы, отсутствуют.

Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований

Согласно современному административно-территориальному делению рассматриваемый объект "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?); - Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.; - Большой вагонный сарай, 1909 г.; - Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; - Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; - Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; - Ограда, 1908 г." расположен в Тверском районе Центрального административного округа города Москвы, на территории квартала, ограниченного улицей Лесной, 1-й и 2-й Миусскими улицами и Миусским переулком.
Историю района, в котором расположено рассматриваемое домовладение, можно проследить, начиная с XVII в., когда здесь располагалась Тверская слобода ямщиков. В первой половине XVIII в. на рассматриваемой территории располагалась Миусская (позже Бутырская) застава Камер-Коллежского вала, проведенного вокруг Москвы в 1742 г., от которой до Новодмитровской слободы, доходившей тогда лишь до Весковского переулка, простиралось обширное Миусское поле.
В конце XVIII в. пустырь Миусского поля был приспособлен под продажу лесных материалов - в "Историческом и топографическом описании Москвы" 1787 г. упоминается "торговая площадь, на которой торгуют разным лесом, в коей лавок деревянных 38". Вплоть до начала 1870-х гг. на данной территории и прилегающей к ней местности был расположен обширный "Лесной ряд" - склады и рынки строительного леса, часть территории была занята огородами, принадлежавшими членам Тверского-Ямского общества, образованного на территории Тверской слободы ямщиков. В 1812 г. Лесной ряд сгорел. Название Миусская (Миуская, Миюская) площадь вновь появляется на послепожарных картах Москвы с 1818 г.
К концу XIX в. город решил отдать обширную площадь под застройку, и в 1860-х гг. городские землемеры распланировали ее, проложив несколько улиц и переулков, которые стали называться Миусскими под различными номерами, оставив лишь в центре небольшую площадку для сквера.
Рассматриваемый участок изначально имел форму неправильного многоугольника. Изначально с северо-восточной стороны к нему примыкало владение крестьянина А. Евстегнеева, в 1876*(1) г., вошедшее в основное домовладение.
Согласно архивным источникам в 1870-е годы на территории депо находились деревянные конюшни и кузнечные мастерские, а также жилые казармы для рабочих и конторское здание. Застройка участка осуществлялась по проекту архитектора Н.А. Тютюнова. Планировка депо 1870-х годов практически сохранилась до наших дней.
В 1880-1890-е годы перестраивается здание конюшни, а в 1909 году правление 1-го общества конно-железных дорог полностью перестраивает комплекс депо. Все деревянные постройки были снесены, а на их месте возведены каменные вагонные сараи, казармы, контора и ремонтные мастерские. Таким образом, планировка депо 1870-х годов была сохранена, и на ее основе в 1909-1910 годах сложилась современная объемно-пространственная композиция комплекса.
К 1909*(2) году правление I-го общества конно-железных дорог полностью перестраивает комплекс депо, с этого периода оно именуется Миусским парком московского городского электрического трамвая. Все деревянные постройки сносятся, а на их месте возводятся каменные вагонные "сараи", казармы, контора, мастерские. В южной части домовладения с отступом от красной линии современной 2-й Миусской улицы ставится двухэтажный каменный жилой дом. В период 1909-1914 гг. к зданиям проводится канализация.
Также в период 1909-1910 гг. окончательно застраивается территория Миусской площади, прилегающая к домовладению с юго-восточной стороны.
К 1915 г. площадь была застроена зданиями высших и средних учебных заведений, превратившись в уникальный культурный центр на тогдашней рабочей окраине города.
В 1909-1923*(3) гг., вагонные "сараи" в восточной части двора были объединены в единое строение. Комплекс приобрел объемно-планировочную структуру, которая, сохранилась до настоящего времени. В дальнейшем изменения касались внутренней перепланировки строений рассматриваемого участка.
В конце в 1920-х*(4) годов Миусский трамвайный парк переименован в трамвайный парк им. Петра Щепетильникова Московской кольцевой железной дороги, затем он был переустроен под троллейбусный парк, каким сохранился до настоящего времени.
В 1950-1960 гг. на территории двора появились небольшие строения служебного характера адаптированные к основному комплексу.
В 1980-х гг. в некоторых зданиях, в том числе в зданиях вагонного сарая с котельной и кладовой с проходной была произведена частичная замена перекрытий. В период 1990-2000-х гг. значительных изменений пространственно-планировочной структуры домовладения не происходит.
В настоящее время на данной территории располагается 4-й троллейбусный парк имени П.М. Щепетильникова.
К настоящему времени комплекс зданий, построенных в 1909-1910 годах для депо конно-железной дороги, включает: 1) административно-жилой корпус, формирующий линию застройки участка со стороны Лесной улицы; 2) жилой дом, расположенный со стороны 2-й Миусской улицы с отступом от ее красной линии; 3) большой вагонный сарай, занимающий самую значительную часть владения и выходящий одним из фасадов на 1-ю Миусскую улицу; 4) мастерскую, поставленную в центре участка; 5) вагонный сарай с котельной, фиксирующий линию границу комплекса по 1- му Миусскому переулку; 6) кладовую с проходной, поставленную по красной линии улицы Лесная.

"Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко", стр. 1

Исследуемое строение построено в 1909-1910 годах на месте деревянных конюшен 1874 года. По всей видимости, в данный период возводится каменное одноэтажное нежилое здание, в котором также располагаются конюшни. К 1926 г. центральная часть здания числится как жилая. По плану 1928 г. в здании располагались гараж, служба распределения тока, мастерская и два жилых блока.
Последний строительный период относится к 1930-м гг., когда над основным, одноэтажным объемом здания был надстроен второй этаж, и в результате надстройки появились два трехэтажных объема, делящие здание горизонтально на три равные части. Сложившиеся в результате перестройки фасады зданий были адаптированы к исторической застройке комплекса. Перестроенное здание стало играть роль главного фасада комплекса со стороны Лесной улицы. Два трехэтажных объема с щипцовым завершением придавали ему симметричное построение, создающее репрезентативный образ сооружения.
Прямоугольные окна первого этажа правой части главного (северо-западного) оформлены полукруглыми арочными наличниками, создающими образ глухой аркады в первом этажа. Между первым и вторым этажом на протяжении всего фасада расположен междуэтажный карниз, состоящий из поребрика и орнамента, напоминающего бегунец. Окна второго этажа оформлены квадратными наличниками с замковыми камнями. Двухэтажные корпуса завершаются эклектичным по составу карнизом. Фасады трехэтажных объемов имеют на уровне двух этажей общее с двухэтажными корпусами решение. Они разделены лопатками на три прясла. На уровне третьего этажа лопатки соединенными архивольтами. В образованных арочных нишах на уровне третьего этажа помещены сдвоенные щелевидные окна. Под ними помещены орнаментальные фризы, перефразирующие мотив готической "плетенки". Карниз под щипцами включает мотив романской аркатуры, переработанный в формах эклектики.
Боковой северо-восточный фасад имеет более лаконичный декор. Окна первого этажа имеют рустованные наличники, окна второго этажа окна второго этажа обладают веерными клинчатыми перемычками. Юго-восточный фасад здания украшен междуэтажным профилированным и венчающим карнизами. Окна центральной и боковых частей здания с веерными клинчатыми перемычками. Южный фасад здания не имеет художественного оформления.