Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2013 г. N 226-р

Утративший силу

Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2013 г. N 226-р

1. Утвердить государственную программу Российской Федерации "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра".
2. Минфину России разместить утвержденную государственную программу Российской Федерации "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра" на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего распоряжения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Москва
22 февраля 2013 г. N 226-р

Государственная программа Российской Федерации
"Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра"

Паспорт

Ответственный исполнитель программы-Министерство финансов Российской Федерации
Соисполнители программы-Федеральная служба по финансовым рынкам
Участники программы-Министерство экономического развития Российской Федерации
Подпрограммы программы-1. Нормативное правовое регулирование финансового рынка2. Контроль и надзор на финансовом рынке
Программно-целевые инструменты программы-Государственная программа не содержит федеральных целевых программ и состоит из подпрограмм и основных мероприятий по их реализации
Цель программы-Повышение эффективности функционирования финансового рынка (в т. ч. фондового рынка, банковской и страховой сферы, создание международного финансового центра), обеспечивающее рост конкурентоспособности национальной экономики
Задачи Государственной программы:-Совершенствование российского законодательства в сфере регулирования финансового рынка в целях развития финансовых институтов и инструментов. Обеспечение эффективного контроля и надзора в сфере финансового рынка.
Целевые индикаторы и показатели программы-Совокупные активы (пассивы) банковского сектора (трлн. рублей).
Доля страховых премий в валовом внутреннем продукте (% ВВП).
Доля участников финансового рынка, считающих, что состояние пруденциального контроля улучшилось за истекший год (%).
Повышение уровня конкурентоспособности в рейтингах международных финансовых центров (Global Financial Centers Index и Xinhua-Dow Jones International Financial Centers Development Index)
Этапы и сроки реализации программы-На постоянной основе, этапы не выделяются
Объемы бюджетных ассигнований программы-тыс. рублей
2013 год2014 год2015 год2016 год2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
3124793,501777501,001787172,901839408,001951981,30
2107422,30
2196379,60
2279571,00
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы-Рост объемов торгов финансовыми инструментами на организованном рынке, количества инвесторов, финансовой устойчивости российских компаний, а также снижению рисков и повышению прозрачности во всех секторах национального финансового рынка.К 2020 году будут достигнуты следующие результаты (относительно 2012 года):1. увеличение объемов торгов биржевого рынка акций в 3,8 раз;2. достижение объема публичных размещений акций на внутреннем рынке (по рыночной стоимости) в 1,8 трлн. руб.

I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

Российский финансовый рынок - диверсифицированная, многоуровневая профессиональная система, приближающаяся по уровню развития к развивающимся рынкам новых индустриальных стран. Это - перспективный рынок, отличающийся высокими темпами динамики и роста операционной способности. При этом деформации и проблемы финансового рынка, модель экономики, в которой он функционирует, являются источниками формирования высокого уровня рисков. Также, уровень развития финансового рынка не удовлетворяет требованиям, предъявляемым задачей наращивания доли инвестиций в ВВП.
В настоящее время развитию финансового рынка в России препятствуют следующие основные проблемы:
- несовершенство государственного регулирования в сфере финансового рынка и обеспечения эффективного контроля и надзора;
- высокие корпоративные и предпринимательские риски, связанные с недостаточным уровнем защиты прав собственности;
- недостаточная емкость финансового рынка;
- высокие показатели концентрации капитализации и волатильности на рынке;
- неэффективность российской инфраструктуры финансового рынка.
- высокий уровень регулятивных издержек и административных барьеров, недостаточная эффективность осуществления государственного контроля и надзора.
Сложившийся комплекс проблем российского финансового рынка противодействует повышению конкурентоспособности российского финансового рынка, формированию международного финансового центра, улучшению инвестиционного климата, а также развитию экономики Российской Федерации.
Международный опыт свидетельствует, что унификация и централизация регулирования позволяют решить такие проблемы, как конфликты между различными регулирующими органами, низкая эффективность надзора в условиях осуществления деятельности на финансовом рынке финансовыми группами, в состав которых входят банки, брокерские, страховые компании и другие профессиональные участники рынка, недостаточная прозрачность регулирования и надзора, и создают дополнительные конкурентные преимущества.
Последний мировой финансовый кризис выявил уязвимость систем регулирования финансовых рынков практически во всех странах. Так, например, в Великобритании с 1997 года действует единый финансовый регулятор - Управление по финансовому регулированию и надзору, независимый неправительственный орган. Управление планируется упразднить, ему на смену придут три регулятора. В Германии, напротив, созданное в 2002 году Федеральное агентство по финансовому надзору - независимый регулятор финансовых рынков и институтов, сохранил и даже расширил свои полномочия по регулированию финансовых рынков. Денежно-кредитная администрация Сингапура осуществляет функции центрального банка и единого регулятора финансовых рынков. В Дубае единым регулятором является Ведомство по финансовым услугам Дубая - независимое агентство, использующее международное право. Централизация функций регулятора позволила всем вышеперечисленным финансовым центрам добиться прозрачности регулирования и эффективности надзора за участниками рынка.
В США регулированием финансовых рынков занимается ряд органов - Комиссия по торговле ценными бумагами, Комиссия по срочной биржевой торговле, Федеральная резервная система, Офис контролера Казначейства, Федеральная корпорация страхования вкладов, Федеральное агентство жилищного финансирования и другие. Кроме того, регулирование страхового рынка в США - прерогатива Штатов, в связи с чем в каждом Штате действует свое законодательство в страховой сфере, единого национального регулятора не существует.
Государственная программа взаимосвязана с достижением определенных конечных целей долгосрочной стратегии развития страны, обеспечивая развитие и совершенствование национального финансового рынка и создание на его базе Международного финансового центра, что вносит значительный (по ряду направлений - решающий) вклад в достижение определенных стратегических целей, в том числе - путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста, обеспечения макроэкономической стабильности, повышение конкурентоспособности российской экономики, повышения уровня и качества жизни граждан.
Для измерения ожидаемых результатов Государственной программы будут использоваться количественные индикаторы, качественные оценки, основанные на общих принципах и стандартах, сформулированных в основных сферах (направлениях) реализации государственной политики в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2020 года; Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года; Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, что позволит, в том числе характеризовать стабильность и устойчивость финансового развития, качество правового регулирования и эффективность контроля и надзора в соответствующей сфере.
К расходам Государственной программы в настоящее время относятся расходы на обеспечение деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предельными объемами расходов федерального бюджета на - 2020 годы на реализацию данной Государственной программы, и имеют косвенное влияние на достижение ее целей. При этом объем соответствующих расходов зависит от реализуемой бюджетной политики в 2013-2015 годах и долгосрочной бюджетной стратегии.
В ходе реализации Государственной программы будет дополнительно проработан вопрос о расширении вариантов оценки указанных расходов на долгосрочную перспективу, а также о целесообразности включения в состав иных расходов на финансовое обеспечение реализации Государственной программы, в том числе программных мероприятий, финансируемых за счет международных займов. При этом будет продолжена работа по совершенствованию государственного регулирования, контроля и надзора, в том числе по консолидации функций по контролю и надзору в сфере финансового рынка в рамках единого органа.

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы

Модернизация экономики Российской Федерации, ускорение интеграционных процессов в рамках единого экономического пространства и процессов глобализации мировой финансовой системы, усиление конкуренции крупнейших мировых финансовых центров стимулируют формирование в России самостоятельного финансового центра в качестве важнейшего приоритета долгосрочной политики государства.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации Государственной программы являются:
обеспечение ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, способного сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов и тем самым создать условия для формирования цен на такие финансовые инструменты и соответствующие им активы в Российской Федерации.
Приоритеты государственной политики в сфере финансового рынка определены в следующих стратегических документах:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р;
Послания Президента Российской Федерации;
Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р;
Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная заявлением Правительства Российской Федерации N 1472п-П13 и Банка России N 01-001/1280 от 5 апреля 2011 года;
Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная поручением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2008 г. ВП-П13-6891;
В плане мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. N 911-р.
Для достижения Цели Государственной программы - "Развитие российского финансового рынка" определены следующие задачи: совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере развития финансовых рынков и обеспечение эффективного контроля и надзора в сфере финансовых рынков.
Решение указанных задач Государственной программы должно обеспечить:
совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере финансового рынка, в том числе: создание правовых и организационных условий для расширения круга участников и финансовых инструментов; обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры и информационной прозрачности финансового рынка; повышение качества и доступности финансовой информации; повышение конкурентоспособности международного финансового центра в рейтингах GFCI и IFCD Index; обеспечение интеграции российского финансового рынка в Единое экономическое пространство;
обеспечение реализации эффективного государственного контроля и надзора в сфере финансового рынка, в том числе формирование благоприятного мнения участников финансового рынка по осуществлению пруденциального контроля и надзора, совершенствование регулирования и управления рисками на финансовых рынках в соответствии с международными стандартами, совершенствования пруденциального контроля и надзора; проведения мониторинга и оценки системных рисков для финансовой системы Российской Федерации.
Результат исполнения задач Государственной программы обеспечивается в рамках мониторинга изменения плановых показателей целевых индикаторов и показателей Государственной программы. При этом качественное развитие российского финансового рынка должно характеризоваться такими показателями, как увеличение количества участников и ёмкости рынка при снижении спекулятивной составляющей торгов, расширение спектра инструментов, рост ликвидности торгов, прозрачности эмитентов, что в конечном итоге должно способствовать снижению волатильности и увеличению стабильности российского финансового рынка, повышению его привлекательности.
Предусмотренные Государственной программой показатели (индикаторы) не включены в Федеральный план статистических работ.
Конечным результатом Государственной программы должно стать создание в России одного из крупнейших мировых финансовых центров, обеспечение лидирующих позиций на финансовых рынках евразийского пространства.
Государственная программа "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра" носит постоянный характер.
В силу постоянного характера решаемых в рамках Государственной программы задач, выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.

III. Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы

Основные направления государственного регулирования в сфере финансовых рынков, страховой и банковской деятельности, в том числе в части бухгалтерского учета, отчетности и аудита, а также создания международного финансового центра определены планом мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. N 911-р, а также Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р, Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной заявлением Правительства Российской Федерации N 1472п-П13 и Центрального банка Российской Федерации N 01-001/1280 от 5 апреля 2011 года, Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. N 180, планом Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденным приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. N 440, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N Пр-595.