Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2013 г. N 226-р стр. 2

Обобщенная характеристика основных мероприятий Государственной программы в рамках совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере развития финансовых рынков и обеспечения эффективного контроля и надзора заключается: в сокращении регулятивных издержек на финансовом рынке, гармонизации российской и международной нормативно-правовой базы в части организации выпуска и обращения финансовых инструментов, деятельности финансовых институтов, систем раскрытия информации, систем бухгалтерского учета, отчетности и аудита, повышение конкурентоспособности инфраструктуры финансового рынка, а также обеспечении мониторинга и регулирования системных рисков финансового рынка, развитии системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, введении консолидированного надзора и мотивированного суждения, усилении защиты прав потребителей финансовых услуг инвестирования сбережений на финансовом рынке и создания компенсационных и гарантийных механизмов для участников финансового рынка.

IV. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования

В целях формирования общих подходов к целям и задачам создания международного финансового центра, а также общей стратегии действий по достижению поставленных задач Министерством экономического развития Российской Федерации была разработана Концепция создания международного финансового центра (далее - Концепция МФЦ), одобренная 5 февраля 2009 года Правительством Российской Федерации. Согласно Концепции МФЦ, с одной стороны, эффективный и устойчиво функционирующий национальный финансовый рынок России, интегрированный в глобальную индустрию финансовых услуг, является условием для формирования международного финансового центра в Российской Федерации. С другой стороны, создание в России международного финансового центра (далее - МФЦ) призвано стимулировать развитие национального финансового рынка.
В рамках реализации мер по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка принят Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации", в соответствии с которым определены федеральные органы исполнительной власти в части перераспределения функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков, а также функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. Кроме того, в целях обеспечения эффективности мер государственного регулирования в сфере финансового рынка и построении в России международного финансового центра созданы: Совет при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации и рабочая группа по созданию международного финансового центра в Российской Федерации при Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации, а также Международный консультативный совет по созданию и развитию международного финансового центра в Российской Федерации.
В настоящее время ведется работа по продолжению совершенствования государственного регулирования в части контроля и надзора, в том числе по консолидации функций по контролю и надзору в сфере финансового рынка в рамках единого органа.
Важную роль в построении международного финансового центра в России будет возложена на создание и реализацию соответствующей дорожной карты.
Применение таможенных, тарифных и кредитных мер государственного регулирования в сфере реализации Государственной программы не предусмотрено.
Применение мер налогового стимулирования в целях выработки комплексного подхода к реализации государственного налогового регулирования учтено в государственной программе Российской Федерации "Управление государственными финансами".

V. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций в реализации подпрограммы

Участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций в реализации подпрограммы Государственной программы не предполагается за исключением участия в реализации Государственной программы Центрального банка Российской Федерации.

VI. Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав государственной программы реализуемых федеральных целевых программ

Государственная программа Российской Федерации "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра" (далее - Государственная программа) направлена на обеспечение: эффективного государственного регулирования рынка ценных бумаг, страховой и банковской деятельности, развитие национального финансового рынка, повышение его конкурентоспособности и создания в России международного финансового центра, повышение эффективности контроля и надзора в сфере финансового рынка, которое реализуется в рамках следующих государственных функций:
правоустанавливающие - выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере финансового рынка;
правоприменительные - непосредственное администрирование и управление, в том числе предоставление государственных услуг, выполнение административных функций в сфере финансового рынка;
контрольные - контроль и надзор в сфере финансового рынка Российской Федерации.
Таким образом, реализация полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере финансовых рынков в части реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования, а также контрольно-надзорных полномочий обуславливает разделение на подпрограммы Государственной программы в рамках Подпрограммы 1 "Нормативное правовое регулирование финансового рынка" и Подпрограммы 2 "Контроль и надзор на финансовом рынке".
Деятельность Минфина России в реализации государственной программы заключается в выработке и реализации государственной политики в сфере финансового рынка, разработке основных направлений развития финансового рынка и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансового рынка, а также нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере совместно с ФСФР России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации". Создание условий для достижения цели государственной программы осуществляется в рамках деятельности Минфина России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и аудита.
Функции правоприменительные и контрольно-надзорные на финансовом рынке осуществляются в настоящее время в рамках деятельности ФСФР России и Банка России.
Включение в состав Государственной программы реализуемых федеральных целевых программ не предусматривается.

VII. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы

Ресурсное обеспечение Государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и обеспечивается в рамках деятельности центральных аппаратов Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы по финансовым рынкам. Решений о выделении бюджетных средств на реализацию основных мероприятий Государственной программы Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации не принималось.
Объем необходимых финансовых ресурсов для реализации программных мероприятий подпрограммы Государственной программы "Контроль и надзор в сфере финансовых рынков и страховой деятельности" осуществляется за счет средств федерального бюджета и обеспечивается в рамках деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам в следующих объемах бюджетных ассигнований: 2013 г. - 3 124 793,5 тыс. рублей, 2014 г. - 1 777 501,0 тыс. рублей, 2015 г. -1 787 172,9 тыс. рублей, обоснование соответствующих объемов бюджетных ассигнований осуществляется в рамках бюджетного процесса.

VIII. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы

К основным рискам реализации Государственной программы относятся:
макроэкономические риски - снижение темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисными явлениями в финансовой системе;
нормативные правовые риски - возможность несоответствия законодательства в сфере финансового рынка уровню его развития;
административные риски - вероятность принятия неэффективных решений при координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, участвующих в реализации мероприятий Государственной программы;
риски, связанные с региональными особенностями, - недостаточная обеспеченность и высокая централизация оказания финансовых услуг в сфере финансового рынка.
Макроэкономические риски связаны с ростом глобальной интеграции российского финансового рынка и увеличением степени его подверженности внешним воздействиям, нестабильностью международной обстановки и конъюнктуры цен на мировых финансовых рынках, а также со снижением инвестиционной привлекательности и рейтинга кредитного доверия со стороны международных финансовых институтов, а также не завершением процессов по вступлению в международные организации IOSCO, OECD.
Обеспечение системного развития российского финансового рынка, увеличение количества участников - крупных российских и иностранных долгосрочных институциональных инвесторов, расширение спектра инструментов, рост ликвидности торгов, прозрачности эмитентов и раскрытия информации о конечных собственниках, введение системы контроля по деятельности системообразующих участников финансового рынка Российской Федерации и другие - поможет компенсировать макроэкономические риски, снизит волантильность и увеличит стабильность российского финансового рынка.
Нормативные риски. В Государственной программе предусмотрены мероприятия, направленные на изменение нормативного правого регулирования в сфере финансовых рынков. Нормативные риски могут возникнуть при отставании уровня нормативного правового регулирования финансового рынка от уровня его развития.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования и реализации Государственной программы, обеспечением мониторинга ее реализации.
Административные риски. Вероятность принятия неэффективных решений при организации системы и определении ресурсного потенциала для реализации Государственной программы, возможность возникновения несогласованности в действиях основного исполнителя, соисполнителя и участника Устранение риска возможно за счет организации единого федерального органа исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере финансового рынка и единого регулятора финансовых рынков на базе Банка России.
Риски, связанные с региональными особенностями. Существующие различия регионов обуславливают разный уровень финансовых и управленческих возможностей субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий подпрограммы Государственной программы.

IX. Методика оценки эффективности государственной программы

Методика оценки эффективности и результативности Государственной программы учитывает: во-первых, степень достижения целей и решения задач Государственной программы в целом и ее подпрограмм, во-вторых, степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета и, в-третьих, степень реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации.
Оценка эффективности Государственной программы осуществляется путем оценки достижения плановых параметров реализации Государственной программы по отношению к фактическим:
1) Оценка степени достижения целей и решение задач государственной программы в целом осуществляется на основании показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач государственной программы. Показатель степени достижения целей и решение задач государственной программы в целом рассчитывается по формуле (для каждого года реализации программы):
, где
- значение показателя степени достижения целей и решения задач государственной программы в целом;
n - число показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач государственной программы;
- соотношение фактического и планового значения k-го показателя (индикатора) достижения целей и решения задач государственной программы.
Значение , превышающее единицу, свидетельствует о высокой степени эффективности реализации государственной программы.
Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм государственной программы учитывает показатели (индикаторы) эффективности программы, показатели степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации и рассчитывается согласно формуле:
, где
- значение показателя степени достижения целей и решения задач i-й подпрограммы;
- число показателей (индикаторов) i-й подпрограммы;
- соотношение фактического и планового значения k-го показателя (индикатора) достижения целей и решения задач i-й подпрограммы, т.е. фактически показатели степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации.
Значения , превышающие единицу, свидетельствуют о высокой степени эффективности реализации подпрограмм.
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета рассчитывается согласно формуле: