- регулирующие органы (сфера ответственности, степень централизованности, независимость, эффективность).
Сложившаяся сегментированная система законодательства Российской Федерации в сфере финансовых рынков в целях формирования международного финансового центра требует совершенствования российского законодательства в сфере финансовых рынков, в целях:
- защиты прав и законных интересов инвесторов, стимулирования привлечения инвесторов на финансовый рынок;
- расширение инструментария и количества участников финансового рынка;
- стимулирование и развитие высокоэффективной инфраструктуры российских финансовых рынков;
- нивелирование системных рисков во всех сегментах российских финансовых рынков;
- обеспечение условий для развития здоровой конкуренции на финансовом рынке, развитие и повышение конкурентоспособности финансового рынка.
При этом государственное регулирование и практика применения финансового законодательства во многом зависит от эффективности деятельности регулирующих органов, которая связана с их полномочиями, а также степенью централизации функций регулятора.
Российская система регулирования финансового рынка создавалась параллельно со становлением самого рынка. Главной ее особенностью в последние годы являлось сложное распределение регулятивных и надзорных полномочий в сфере финансового рынка между несколькими ведомствами (ФСФР России, Минфин России, Банк России, Минэкономразвития России). Такая система регулирования и надзора на финансовом рынке характеризовалась раздробленностью, недостаточной гибкостью в отношении потребностей рынка, отсутствием контроля за системными рисками.
Для построения конкурентоспособного финансового рынка необходимо формирование унифицированной и прозрачной регулятивной системы, основанной на единых принципах регулировании и надзора для экономически идентичных отношений и функций, осуществляемых на различных секторах финансового рынка, и обеспечивающей мониторинг всех сегментов финансового рынка, а также создание условий для эффективной работы регуляторов, саморегулируемых организаций и участников рынка.
В целях совершенствования системы регулирования финансового сектора, которая будет способна создать предпосылки повышения стабильности и устойчивого развития российского финансового рынка, а также эффективного надзора за финансовой системой, который предоставит возможность выявлять риски на ранних стадиях и предпринимать соответствующие корректирующие меры в различных секторах финансового рынка и экономической системы в целом, в том числе между рынком ценных бумаг, банковским сектором, сектором страховых услуг, в Российской Федерации был принят положительный международный опыт по созданию объединенных органов регулирования и надзора различных секторов финансового рынка в целях перехода к унифицированным требованиям к участникам финансового рынка и снижения административных и иных издержек, связанных с дублированием функций регулирования и надзора.
В настоящее время предприняты меры по совершенствованию регулирования финансового рынка. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" полномочия по выработке государственной политики и осуществлению законопроектной деятельности на всем финансовом рынке закреплены за Минфином России, функции надзора за всем небанковским финансовым рынком реализует ФСФР России. Банком России обеспечивается подзаконное регулирование и надзор в банковском секторе.
В последние годы, характеризующиеся кризисными явлениями на мировом финансовом рынке, обострились некоторые проблемы российского финансового рынка. На смену проблемам, характерным для начального периода развития финансового рынка, указанных в начале раздела, в России пришли проблемы крупного развивающегося рынка, находящегося в начале процесса трансформации в развитый финансовый рынок. Эти проблемы непосредственно связаны с высоким уровнем вовлеченности российского финансового рынка в глобальный финансовый рынок:
- проблема устойчивости национального финансового рынка к кризисным явлениям на мировом рынке капитала;
- проблема устойчивости финансовых институтов к системным рискам;
- проблема зависимости инвестиционной активности в реальном секторе экономики от возможностей финансового рынка по предоставлению финансирования;
- зависимость доходов населения от состояния финансового рынка и от уровня защиты их прав как инвесторов и другие.
Указанные проблемы требуют эффективного решения, которое может быть достигнуто, в том числе в результате развития системы регулирования и в рамках совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере рынка ценных бумаг, страховой и банковской деятельности, бухгалтерского учета, отчетности и аудита в целях обеспечения долгосрочного развития российского финансового рынка, внедрению финансовых инноваций, роста доверия к финансовым рынкам и достижения высокого уровня конкурентоспособности.
Прогноз развития сферы реализации системы государственного регулирования, развития долгосрочного инвестиционного спроса и повышение стабильности финансовой системы, а также повышение уровня осведомленности российских и иностранных инвесторов о действующем и планируемом государственном регулировании и уровне развития, количественных и качественных параметров российского финансового рынка представляется целесообразным обеспечить в рамках формирования "дорожной карты" развития международного финансового центра в России.
"Дорожная карта" по развитию международного финансового центра обеспечит современный и эффективный подход к планам работы федеральных органов исполнительной власти, основанный на использовании как ключевых показателей эффективности (целевых индикаторов), так и событий, подтверждающих реализацию задач, а также обеспечение гибкой системы ответственности за реализацию мероприятий, которые могут состоять из нескольких этапов. На стадии подготовки проектов законов или иных нормативных правовых актов ответственным устанавливается профильное министерство, федеральная служба или Банк России. На этапе принятия законов необходима совместная ответственность федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации. На стадии реализации мероприятий в рамках сформированной правовой среды основная роль отводится участникам финансового рынка, их профессиональным объединениям.
Ключевым вопросом в "дорожной карте" становится обратная связь с участниками финансовых рынков и ежегодный независимый аудит ее реализации. Выполнением мероприятий предлагается признавать не принятие закона или иного нормативного правового акта, а начало работы соответствующих механизмов, достижение запланированных количественных показателей.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Вопросы развития регулирования финансового рынка, укрепления стабильности финансовой системы, увеличения долгосрочного инвестиционного спроса, обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка и создания в Российской Федерации международного финансового центра, развития рынка ценных бумаг, страховой и банковской деятельности являются приоритетами государственной политики Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) отмечается, что конкурентоспособный в мировом масштабе финансовый рынок представляет собой не только наиболее эффективный механизм трансформации сбережений в инвестиции, но и в ближайшей перспективе станет неотъемлемой частью экономического суверенитета современного государства. Поэтому приоритетом в развитии финансовых рынков в России является создание международного финансового центра.
В Концепции поставлена следующая цель развития финансовых рынков и банковской системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе - создание эффективной конкурентоспособной на мировом уровне финансовой системы, способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности.
Для реализации соответствующих положений Концепции разработана и утверждена Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, в которой детализированы основные приоритеты Правительства Российской Федерации в области финансового рынка.
В целях повышения эффективности деятельности различных органов исполнительной власти, направленной на создание в Российской Федерации условий для формирования международного финансового центра, Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий по созданию Международного финансового центра в Российской Федерации.
Для развития банковского сектора утверждена Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года (Заявление Правительства Российской Федерации N 1472п-П13 и Центрального банка Российской Федерации N 01-001/1280 от 5 апреля 2011 года).
Приоритеты развития бухгалтерского учета и аудита определены Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. N 180, планом Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденным приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. N 440 во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N Пр-595. В соответствии с поставленными в указанных документах задачах основным направлением государственной политики в области бухгалтерского учета и аудита является совершенствование системы бухгалтерского учета и аудита на основе международно признанных стандартов.
Исходя из указанных приоритетов государственной политики была сформулирована Цель настоящей программы Государственной программы - Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере финансовых рынков, страховой и банковской деятельности, бухгалтерского учета и аудита с целью долгосрочного развития финансового рынка.
Достижение указанной цели характеризуется решением задач подпрограммы Государственной программы в рамках нормативно-правового регулирования в сфере финансовых рынков, страховой и банковской деятельности, бухгалтерского учета и аудита, а также созданием международного финансового центра.
Для создания в России международного финансового центра и формирования конкурентных преимуществ, обеспечивающих высокий уровень инвестиционной активности привлечения и размещения капитала внутренних и внешних инвесторов в зависимости от деятельности на иных финансовых центрах, необходимо:
- комплексное и качественное государственное регулирование финансового рынка;
- расширение инструментария финансового рынка;
- развитие эффективной рыночной инфраструктуры и финансовых институтов;
- повышение емкости и прозрачности финансового рынка;
- повышение сбалансированности и устойчивости функционирования финансового рынка при интеграции в мировые финансовые рынки;
- осуществление эффективного ценообразования за счет высокой ликвидности рынков;
- упрощение регистрационных и разрешительных процедур для инвесторов и финансовых институтов, намеренных осуществлять операции на российском финансовом рынке и другие.
Целевыми индикаторами и показателями реализации подпрограммы являются следующие:
- годовой объем торгов биржевого рынка акций (% ВВП);
- годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке по рыночной стоимости) (% ВВП);
- доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж (% ВВП);
- капитализация российских публичных компаний (% ВВП);
- стоимость корпоративных облигаций в обращении (% ВВП);
- уровень собственного капитала банковской системы;
- объем страховых премий;
- доля добровольных и обязательных видов страхования в объеме страховых премий;
- доля страхования жизни в объеме страховых премий;
- вхождение в 10 крупнейших международных финансовых центров (по рейтингам GFCI и IFCD Index).