- создание эффективного механизма распределения рисков, в том числе на основе перестрахования;
- формирование системного подхода к осуществлению компенсаций ущерба, причиненного в результате стихийных бедствий и катастроф, путем четкого определения границ государственной помощи при наступлении таких событий;
- оказание широкого перечня страховых услуг, предоставляющих реальную защиту собственникам имущества с учетом частичной компенсации причиненного ущерба государством.
Дополнительным инструментом защиты прав и законных интересов страхователей - физических лиц может стать создание органа досудебного рассмотрения споров (финансовый омбудсмен), целью которого является разрешение спорных ситуаций, поиск компромиссного решения по урегулированию конфликтных ситуаций и выработка мирового соглашения между участниками спора.
Данный инструмент предусматривает упрощенный порядок рассмотрения споров между потребителями финансовых услуг и организациями, предоставляющими такие услуги и является бесплатным для потребителей услуг.
Важным условием достижения цели программы, развития национального финансового рынка, повышения его прозрачности и конкурентоспособности, формирования инфраструктуры международного финансового центра является наличие достоверной и полезной информации бухгалтерской (финансовой) отчетности, подтвержденной внешним аудитором. Решения и рекомендации международного финансового форума "Группа 20", Совета по финансовой стабильности предусматривают осуществление значительного прогресса в переходе к единой системе высококачественных глобальных стандартов финансовой отчетности, какими являются Международные стандарты финансовой отчетности, как фактора повышения транспарентности и подотчетности финансовых рынков, обеспечения стабильности финансовой системы.
В рамках государственной подпрограммы будет осуществляться комплекс мероприятий по дальнейшему совершенствованию регулирования бухгалтерского учета и аудита на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Международных стандартов аудита (МСА), гармонизации российского и международного законодательства в сфере бухгалтерского учета и аудита, повышению качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. В этих целях будет продолжена работа по реализации Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности", включая признание и введение новых документов международных стандартов в действие для применения на территории Российской Федерации.
Основные мероприятия подпрограммы Государственной программы:
- создание основ единого финансового рынка стран СНГ и ЕврАзЭС и углубление интеграции финансовых рынков;
- гармонизация законодательства в сфере финансовых рынков в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации, рекомендациями Совета Организации экономического сотрудничества и развития;
- присоединение к международным организациям IOSCO и OECD;
- активизация роли участников российского финансового рынка в деятельности Международного финансового центра;
- повышение ликвидности финансового рынка путем вывода на публичный рынок компаний с государственным участием, стимулирование российских эмитентов к проведению публичных размещений (IPO) на российских биржах и увеличение доли акций в свободном обращении (free-float) российских эмитентов, а также привлечением на российских рынок инвесторов через создание для них упрощенного режима доступа на российский организованный рынок;
- обеспечение разнообразия финансовых инструментов, позволяющих удовлетворить потребности большинства клиентов финансовых рынков, в том числе развитие рынка производных финансовых инструментов (ПФИ);
- развитие инфраструктуры финансового рынка обеспечение формирования нормативно-правовой базы для осуществления клиринга и клиринговой деятельности, проведения организованных торгов, функционирования центрального депозитария, центрального контрагента, развитие объединенной биржи ММВБ-РТС;
- упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг;
- повышение прозрачности эмитентов и финансовых институтов и введения обязательства по раскрытию информации о конечных бенефициарах финансовых институтов и компаний, эмитентов, созданием единого центра раскрытия информации;
- развитие российских независимых рейтинговых агентств (кредитные рейтинги, рейтинги корпоративного управления и раскрытия информации), паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний (рейтинги эффективности управления), страховых компаний
- развитие законодательства о залоге;
- регулирование рынка форекс, рейтинговых агентств, инвестиционных консультантов;
- ужесточение требований к величине собственных средств кредитных организаций;
- стимулирование безналичных расчетов и введение банковского вклада с фиксированным сроком возврата;
- создание института инвестиционных и накопительных счетов в пенсионной системе и ее развитие;
- развитие системы банковских срочных платежей и включение в нее дополнительных кредитных организаций;
- секьюритизация финансовых активов в финансовой системе;
- обеспечение защиты прав владельца бездокументарных ценных бумаг в случае их неправомерного списания со счета учетными институтами;
- снижение рисков на финансовом рынке в части усиления пруденциального контроля и создание компенсационных механизмов;
- защита прав потребителей, включая потребительское кредитование;
- развитие реабилитационных процедур для физических лиц - должников;
- использование механизма мотивированного суждения;
- стимулирование развития страхования жизни и пенсионного страхования;
- создание условий для развития страхования гражданской ответственности путем усиления ответственности лиц, осуществляющих деятельность в различных секторах экономики (хозяйствующих субъектов);
- повышение уровня прозрачности информации о деятельности субъектов страхового дела и предлагаемых ими страховых услугах;
- уточнение порядка формирования страховых резервов и размещения страховщиками средств страховых резервов, а также требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;
- введение системы внутреннего контроля в страховых организациях;
- уточнение требований к нормативу соотношения собственных средств и принятых обязательств страховщика;
- регулирование деятельности страховых посредников, страховых актуариев и иных участников страхового рынка;
- увеличение размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций;
- расширение сферы применения МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности путем распространения действия Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" на другие организации (в частности, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды);
- признание МСФО и разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации по мере принятия МСФО и их разъяснений Фондом МСФО;
- признание Международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации;
- приведение системы нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствие с МСФО.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
В настоящее время сформировались крупные финансовые группы, в состав которых входят банковские, страховые, брокерские, лизинговые, управляющие и другие компании, деятельность которых сопряжена с рядом рисков, связанных с перераспределением капитала внутри групп, структурой финансовой группы, конфликтами интересов внутри группы и другие. Отсутствие систематизированной нормативно-правовой базы, а также межведомственного взаимодействия контрольно-надзорных органов не позволяло в достаточной степени эффективно осуществлять контроль за деятельностью финансовых групп.
Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков переданы Министерству финансов Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
Данное решение направлено на устранение сегментации государственного регулирования на финансовом рынке, покрытия им новых рынков и повышению системной устойчивости, и соответствуют последним решениям по корректировке системы регулирования финансового рынка, принятым на международном и национальных уровнях.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 августа 2011 г. N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации", направленный на распределение функций по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка Российской Федерации между Минфином России и ФСФР России.
В соответствии с данным решением к компетенции Минфина России относятся функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков, по разработке основных направлений развития рынка ценных бумаг и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг. К компетенции ФСФР России отнесено нормативное правовое регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе контроль и надзор в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечение государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Принято решение о следующем распределении полномочий по принятию ведомственных нормативных правовых актов в сфере финансовых рынков между Минфином России и ФСФР России:
- к компетенции ФСФР России относится принятие нормативных правовых актов по вопросам надзорных полномочий в установленной сфере деятельности, обеспечения государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, определяющих форму документа, подтверждающего получение лицензий в установленном сфере деятельности, устанавливающих порядок участия Службы в процедурах банкротства финансовых организаций, а также принятие приказов по согласованию с Минфином России, определяющих единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, порядок и сроки раскрытия информации на финансовом рынке;