Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2013 г. N 226-р стр. 8

Риски, связанные с региональными особенностями. Существующие различия регионов обуславливают разный уровень финансовых и управленческих возможностей субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий подпрограммы Государственной программы.

VIII. Оценка эффективности реализации подпрограммы

Окончательная и объективная оценка экономической эффективности реализации достигается на стадии формирования в России международного финансового центра, что будет подтверждаться повышением емкости и прозрачности финансового рынка, обеспечением создания эффективной финансовой инфраструктуры, повышением устойчивости и ликвидности банковской системы, развитием отечественного страхового рынка. Косвенными признаками реализации подпрограммы является мультипликативный экономический эффект в виде увеличения поступлений налогов и платежей в консолидированные бюджеты бюджетной системы, развития отраслей промышленности и повышения диверсификации национальной экономики как напрямую, так и косвенно - через предоставление инвестиционных ресурсов для развития наиболее динамичных отраслей реального сектора, увеличение валового внутреннего продукта и других макроэкономических показателей. Развитие финансового рынка в России поможет обеспечить в стране более сбалансированный, основанный на инновациях стабильный в долгосрочной перспективе экономический рост.

Подпрограмма 2 "Контроль и надзор на финансовом рынке" Государственной программы "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра"

Паспорт

Ответственный исполнитель Подпрограммы
-
Федеральная служба по финансовым рынкам
Программно-целевые инструменты программы
-
Подпрограмма не содержит ведомственных целевых программ и состоит из основных мероприятий
Цели подпрограммы
-
Создание эффективной системы контроля и надзора на финансовом рынке
Задачи подпрограммы:
-
Развитие механизмов государственного регулирования и контроля (в т.ч. системы лицензирования, контроля и мониторинга деятельности участников финансового рынка)
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
-
1. Доля национальных пруденциальных нормативов, унифицированных с международными стандартами пруденциального надзора (% от общего количества пруденциальных нормативов).2. Количество выявленных нарушений на предмет неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком (ед.).3. Доля решений ФСФР России в отношении поднадзорных ФСФР России организаций, основанных на выявляемых отклонениях от пруденциальных нормативов (% от общего количества принятых решений).4. Доля решений ФСФР России в отношении поднадзорных ФСФР России организаций, вынесенных в связи с допущенными ими нарушениями законодательства, отмененных судебными органами, по отношению к общему количеству таких решений
Этапы и сроки реализации подпрограммы
-
На постоянной основе, этапы не выделяются.
Объемы бюджетных ассигнований программы
-
тыс. рублей
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
3124793,50
1777501,00
1787172,90
1839408,00
1951981,30
2107422,30
2196379,60
2279571,00
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
-
1. Снижение объемов нарушений законодательства Российской Федерации в сфере финансовых рынков и страховой деятельности
2. Совершенствование форм и методов контроля в сфере финансовых рынков

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Важным аспектом государственного регулирования финансового рынка является степень его централизации и эффективность осуществления контрольно-надзорных мер в сфере финансовых рынков.
На российском финансовом рынке сложившаяся система надзора неоднородна в различных ее сегментах: в банковском секторе, на рынке ценных бумаг, в системе страхования.
Проблемы несовершенства системы осуществления контроля и надзора на российском финансовом рынке связаны:
- с ее фрагментарностью (минимальный контроль со стороны регуляторов в отношении некоторых участников при избыточном контроле в отношении других);
- отсутствием необходимой информативности для осуществления эффективного контроля существующих форм предоставления отчетности;
- формальностью надзора, связанной во многом с отсутствием комплексного подхода к оценке всех рисков участников рынка.
В целях устранения сегментации государственного регулирования на финансовом рынке, покрытия им новых рынков и повышению системной устойчивости и учитывая соответствующий международный опыт по корректировке систем регулирования финансового рынка Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков переданы Министерству финансов Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
В результате функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков закреплены за Минфином России, функции по нормативно-правовому регулированию контролю и надзору в сфере финансового рынка Российской Федерации (за исключением банковской и аудиторской деятельности) реализует ФСФР России. Банком России обеспечивается подзаконное регулирование и надзор в банковском секторе.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 августа 2011 г. N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации", положения которого направлены на распределение функций по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка Российской Федерации между Минфином России и ФСФР России.
В соответствии с данным решением к компетенции ФСФР России отнесено нормативное правовое регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе контроль и надзор в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечение государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Одновременно с этим, определенные проблемы российского финансового рынка в части контроля и надзора призван решить проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и иные законодательные акты Российской Федерации" (в части пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также порядка выплаты компенсаций гражданам на рынке ценных бумаг), который принят в первом чтении Федеральным Собранием Государственной Думой Российской Федерации 8 февраля 2011 года и проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и иные законодательные акты Российской Федерации" в части приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO)), разработанный в ФСФР России и Минфином России и другие.
В настоящее время в целях реализации международного опыта регулирования и надзора в сфере финансовых рынков, который указывает, что перевод функций по регулированию и надзору за финансовыми рынками в систему единого регулятора в большей степени соответствует международным нормам и рекомендациям в сфере обеспечения стабильности на финансовых рынках и осуществления пруденциального надзора на рынке ценных бумаг, страхования и в банковском секторе началась работа по осуществлению функции контроля и надзора в рамках единого органа, осуществляющего консолидированный надзор.

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы

Анализ последствий мирового финансового кризиса, выявивший ряд недостатков и уязвимостей регулирования мировой финансовой системы приводит к необходимости пересмотра функций, способов и технологий деятельности регуляторов.
В связи с этим приоритетами государственной политики в части регулирования финансовых рынков определены следующие:
- совершенствование государственного контроля и надзора на финансовых рынках;
- повышение эффективности деятельности в рамках исполнения требований административных регламентов по предоставлению государственных услуг;
- эффективное управление рисками на финансовых рынках и стимулирование развития данных рынков путем формирования системы пруденциального надзора на финансовом рынке.
С учетом реализаций мер пруденциального надзора представляется возможным впоследствии перейти к осуществлению комплексного мониторинга состояния финансового рынка (сценарный анализ, моделирование, стресс-тестирование), направленного на недопущение возникновения системных рисков во всех сегментах - построение системы раннего предупреждения кризисных явлений.
Цель - государственной подпрограммы Государственной программы является - контроль и надзор в сфере финансовых рынков.
Достижение указанной цели характеризуется решением задачи подпрограммы Государственной программы обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере финансовых рынков.
Целевыми индикаторами и показателями реализации подпрограммы Государственной программы являются следующие:
- доля проверок участников рынка ценных бумаг (за исключением эмитентов эмиссионных ценных бумаг и участников, относящихся к сфере рынка коллективных инвестиций) на предмет соответствия требованиям законодательства по отношению к общему количеству участников рынка ценных бумаг;
- доля решений ФСФР России о приостановлении или аннулировании лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг, вынесенных в связи с допущенными ими нарушениями законодательства, отмененных судебными органами, по отношению к общему числу таких решений;
- доля субъектов страхового дела, деятельность которых подлежит контролю, от общего числа субъектов страховой деятельности.
- сумма наложенных штрафов по выявленным правонарушениям в области финансовых рынков и страховой деятельности.
Достижение целевых индикаторов и показателей реализации подпрограммы обеспечит повышение эффективности осуществления контрольно-надзорных функций, в том числе снижение объемов нарушений законодательства Российской Федерации в сфере финансовых рынков и страховой деятельности, а также совершенствование форм и методов контроля в сфере финансовых рынков.
Сроки реализации и контрольные этапы реализации подпрограммы не определены, поскольку основные мероприятия государственной подпрограммы осуществляются на постоянной основе.

III. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы

В целях исключения возможности регулятивного и надзорного арбитража, повышения эффективности деятельности ФСФР России с учетом создания и развития значительного количества групп и холдингов, оказывающих услуги во всех секторах финансового рынка требует проведения соответствующей гармонизации надзорных полномочий ФСФР России во всех сегментах финансового рынка.
При этом подходы к осуществлению функций контроля и надзора должны строиться общих принципах с обеспечением специфики государственного регулирования конкретного сегмента финансовых рынков. Единообразные полномочия позволят ФСФР России адекватно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, одновременно и на одних и тех же принципах пересматривать те или иные требования и походы к надзорной деятельности по отношению ко всем объектам надзора.
Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы Государственной программы заключается в повышении эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, введение консолидированного надзора и мотивированного суждения, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, поддержка стабильности банковской системы и усиление надзора, совершенствование правого регулирования деятельности бюро кредитных историй, упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке, принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке, присоединение к меморандуму IOSCO.
Направлениями развития государственного регулирования в сфере реализаций функций контроля и надзора на финансовом рынке являются:
- отход от фрагментарной системы контроля над финансовыми институтами;
- усиление контроля за рисками финансовой системы с целью оперативного выявления и противодействия кризисным ситуациям;
- распространение эффективного регулирования на сектора, которые традиционно не были охвачены регулированием;
- создание эффективных механизмов координации действий между регуляторами разных стран.
- унификация методов и принципов регулирования, контроля и надзора, а также гармонизация нормативной правовой базы во всех сегментах финансовых рынков;
- внедрение в практику деятельности лучшей международной практики и положительно зарекомендовавших себя мер, методов и технологий зарубежных регуляторов и надзорных органов;
- недопущение возникновения системных рисков на соответствующих сегментах финансового рынка;
- повышение эффективности надзора в отношении участников финансового рынка;
- снижение административных барьеров, переход на межведомственное электронное взаимодействие в целях сокращения времени и повышения доступности государственных и муниципальных услуг, сокращение избыточной отчетности.
Совершенствование содержания, форм и методов контроля и надзора за деятельностью субъектов страхового дела будет осуществляться по следующим направлениям: