- совершенствование института страхового надзора путем сочетания методов оценки рисков, влияющих на деятельность страховых организаций, и количественных нормативов финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций,
- создание системы санкций, применяемых органом страхового надзора к субъектам страхового дела на основе принципа соразмерности наказаний степени тяжести нарушения, введение системы штрафов;
- непрерывный мониторинг финансового состояния страховых организаций, результатов их деятельности, позволяющий принимать решения о применении санкций к субъектам страхового дела с учетом влияния различных факторов и рисков на состояние финансового положения субъектов страхового дела;
- поэтапный переход на международные принципы составления финансовой отчетности страховых организаций;
- постепенная гармонизация методов и принципов страхового надзора с международными стандартами и рекомендациями (MACH, OECD);
- формирование механизма взаимодействия национального органа, осуществляющего контроль и надзор в сфере страховой деятельности с органами страхового надзора иностранных государств в целях осуществления адекватного надзора и контроля в сфере трансграничного страхования и перестрахования.
В настоящее время в условиях либерализации экономики и снижения административных барьеров возрастает роль объединений субъектов страхового дела, в частности, созданных на основе саморегулирования.
Использование полномочий и инструментария саморегулируемых организаций позволит дисциплинировать участников страхового рынка, своевременно принимать меры воздействия в отношении нарушителей законодательства, задействовать экспертный потенциал для поиска решения актуальных проблем развития страховой отрасли.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
Основные мероприятия государственного регулирования в сфере финансовых рынков и страховой деятельности определены планом мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. N 911-р, а также Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N Пр-77 федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации были подготовлены согласованные предложения по оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков переданы Министерству финансов Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
В целях обеспечения непрерывности осуществления регулирования, контроля, надзора и выполнения иных функций в сфере страховой деятельности (страхового дела), Правительством Российской Федерации издано постановление от 26 апреля 2011 г. N 326 "О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков", в соответствии с которым до завершения мероприятий по присоединению работники присоединенной Федеральной службы страхового надзора продолжают выполнять возложенные на них обязанности, ФСФР России наделяется функциями по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, а также ФСФР России передаются территориальные органы Федеральной службы страхового надзора, устанавливается предельная численность центрального аппарата Минфина России и центрального аппарата и территориальных органов ФСФР России.
Правительством Российской Федерации издано постановление от 29 августа 2011 г. N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации", направленное на распределение функций по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка Российской Федерации между Минфином России и ФСФР России.
Принят Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 362-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на распределение функции по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка Российской Федерации между Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой по финансовым рынкам.
Данные решения направлены на устранение сегментации государственного регулирования на финансовом рынке, покрытия им новых рынков и повышению системной устойчивости, и соответствуют последним решениям по корректировке системы регулирования финансового рынка, принятым на международном и национальных уровнях.
В настоящее время предложения по совершенствованию полномочий ФСФР России прорабатываются в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N Пр-3668 и поручением Правительства Российской Федерации от 25 января 2012 г. N ИШ-П13-315, а также в соответствии с результатами обсуждения данных вопросов на заседании 26 апреля 2012 года Совета при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации в частности рассматривается следующие направления по совершенствованию полномочий:
- расширение надзорных полномочий до уровня, установленного законодательством о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, что позволит ФСФР России более качественно формировать доказательную базу при выявлении нарушений на финансовом рынке, избегать возможной неточной квалификации нарушений;
- предоставление права на обращение в суд в интересах неограниченного круга лиц в целях защиты прав и законных интересов лиц, что обусловлено участившимися случаями нарушения прав большого количества потребителей финансовых услуг, поскольку при выявлении самого факта совершения нарушения зачастую не представляется возможным ограничить круг потенциальных "потерпевших" и размер возможного причиненного каждому из них ущерба;
- осуществление контроля за собственниками поднадзорных организаций, включая их финансовое положение, и лицами, осуществляющими фактическое руководство поднадзорными организациями, что позволит пресекать недобросовестную деятельность на финансовых рынках.
- осуществление контроля за исполнением поднадзорными организациями требований законодательства после отзыва (аннулирования) лицензии, в том числе установление ответственности за неисполнение обязанностей, предусмотренных законодательством, в случае отзыва лицензии, и определение полномочий ФСФР России, устанавливающих механизмы контроля за совершением/несовершением этих обязанностей;
- предоставление права на обращение в суд с заявлениями о принудительном исполнении предписаний, требований (запросов) ФСФР России;
- распространения государственного надзора и регулирования на рынок ФОРЕКС и иные нерегулируемые в настоящее время небанковские финансовые институты, а также наделения ФСФР России полномочиями в области выявления признаков финансовых пирамид и применения санкций за их создание;
- применение мотивированного (профессионального) суждения позволит пресечь или ограничить деятельность недобросовестных участников рынка, не применять административные меры, если нет нарушений прав и интересов инвесторов и минимизировать вредные последствия для инвесторов и добросовестных участников рынка;
- совершенствование деятельности по регулированию и надзору за деятельностью системно важных финансовых институтов и другие.
V. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций в реализации подпрограммы
Участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций в реализации подпрограммы Государственной программы не предполагается.
VI. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Ресурсное обеспечение программных мероприятий подпрограммы Государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и обеспечивается в рамках деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам в следующих объемах бюджетных ассигнований: 2013 г. - 3 124 793,5 тыс. рублей, 2014 г. - 1 777 501,0 тыс. рублей, 2015 г. -1 787 172,9 тыс. рублей.
VII. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
К основным рискам реализации подпрограммы Государственной программы относятся:
макроэкономические риски - снижение темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисными явлениями в финансовой системе;
нормативные правовые риски - возможность несоответствия законодательства в сфере финансового рынка уровню его развития;
административные риски - вероятность принятия неэффективных решений при координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, участвующих в реализации мероприятий Государственной программы;
риски, связанные с региональными особенностями, - недостаточная обеспеченность и высокая централизация оказания финансовых услуг в сфере финансового рынка.
Макроэкономические риски связаны с ростом глобальной интеграции российского финансового рынка и увеличению степени его подверженности внешним воздействиям нестабильностью международной обстановки и конъюнктуры цен на мировых финансовых рынках, а также на снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга кредитного доверия со стороны международных финансовых институтов, а также не завершением процессов по вступлению в международные организации IOSCO, OECD.
Обеспечение системного развития российского финансового рынка, увеличение количества участников - крупных российских и иностранных долгосрочных институциональных инвесторов, расширение спектра инструментов, рост ликвидности торгов, прозрачности эмитентов и раскрытия информации о конечных собственниках, введение системы контроля по деятельности системообразующих участников финансового рынка Российской Федерации и другие - поможет компенсировать макроэкономические риски, снизит волантильность и увеличит стабильность российского финансового рынка.
Нормативные риски. В Государственной программе предусмотрены мероприятия, направленные на изменение нормативного правого регулирования сфере финансовых рынков. Нормативные риски могут возникнуть при отставании уровня нормативного правового регулирования финансового рынка от уровня его развития.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования и реализации Государственной программы, обеспечением мониторинга ее реализации.
Административные риски. Вероятность принятия неэффективных решений при организации системы и определении ресурсного потенциала для реализации Государственной программы, возможность возникновения несогласованности в действиях основного исполнителя, соисполнителя и участника Устранение риска возможно за счет организации единого федерального органа исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере финансового рынка и единого регулятора финансовых рынков на базе Банка России.
Риски, связанные с региональными особенностями. Существующие различия регионов обуславливают разный уровень финансовых и управленческих возможностей субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий подпрограммы Государственной программы.
VIII. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Методика оценки эффективности реализации подпрограммы Государственной программы рассматривается в рамках реализации Государственной программы.
Эффективность реализации подпрограммы Государственной программы достигается на стадии обеспечения системного эффективного надзора за финансовой системой, который предоставит возможность выявлять риски в различных сегментах финансового рынка на ранних стадиях и предпринимать соответствующие корректирующие меры, гармонизации подходов в области контроля и надзора на финансовых рынках с учетом процессов интеграции в мировые финансовые рынки.
Сведения
о показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограмм государственной программы, федеральных целевых программ (подпрограмм федеральных целевых программ) и их значениях
N п/п | Показатель (индикатор) (наименование) | Единица измерения | ||||||||
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | |||
Государственная программа "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра" | ||||||||||
1. | Совокупные активы (пассивы) банковского сектора | трлн. руб. | 57 | 64 | 68 | 77 | 84 | 88 | 97 | 104 |
2. | Доля страховых премий в ВВП | % ВВП | 1,5 | 1,8 | 2,3 | 2,8 | 3,3 | 3,8 | 4,4 | 5 |
3. | Доля участников финансового рынка, считающих, что состояние пруденциального контроля улучшилось за истекший год | % | 30 | 40 | 40 | 60 | 60 | 80 | 80 | 100 |
4. | Повышение уровня конкурентоспособности в рейтингах международных финансовых центров (Global Financial Centers Index и Xinhua-Dow Jones International Financial Centers Development Index) | рейтинг | 61/35 | 38/24 | 38/24 | 30/20 | 30/20 | 16/13 | 16/13 | 10/10 |
I. Подпрограмма "Нормативное правовое регулирование финансового рынка" | ||||||||||
1. | Годовой объем торгов биржевого рынка акций | трлн. руб. | 75 | 94 | 118 | 142 | 166 | 186 | 214 | 240 |
2. | Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке (по рыночной стоимости) | трлн. руб. | 0,4 | 1,2 | 2,2 | 1,8 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 |
3. | Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж | % | 1,7 | 2,5 | 3 | 3,6 | 4,3 | 5,1 | 5,6 | 6,2 |
4. | Капитализация российских публичных компаний | % ВВП | 64 | 76 | 88 | 95 | 98 | 100 | 102 | 104 |
5. | Стоимость корпоративных обгигаций в обращении | трлн. руб. | 4,82 | 5,79 | 6,92 | 8,23 | 9,72 | 11,41 | 13,33 | 15,49 |
6. | Вхождение в 10 крупнейших международных финансовых центров (по рейтингам GFCI и IFCD Index) | рейтинг | 61/35 | 53/32 | 45/28 | 38/24 | 30/20 | 24/16 | 16/13 | 10/10 |
7. | Объем страховых премий | млрд. руб. | 898 | 1096,2 | 1490,3 | 1877,8 | 2290,6 | 2730 | 3271,7 | 3847,9 |
8. | Средняя страховая премия на душу населения | тыс. руб. | 6,26 | 7,64 | 10,39 | 13,06 | 15,93 | 18,99 | 22,75 | 26,77 |
II. Подпрограмма "Контроль и надзор на финансовом рынке" | ||||||||||
1. | Доля национальных пруденциальных нормативов, унифицированных с международными стандартами пруденциального надзора | % от общего количества пруденциальных нормативов | 35 | 40 | 60 | 70 | 80 | 90 | 90 | 100 |
2. | Количество выявленных нарушений на предмет неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком | ед. | 4 | 8 | 10 | 11 | 13 | 14 | 15 | 15 |
3. | Доля решений ФСФР России в отношении поднадзорных ФСФР России организаций, основанных на выявляемых отклонениях от пруденциальных нормативов | % от общего количества принятых решений | 20 | 20 | 30 | 30 | 35 | 35 | 40 | 40 |
4. | Доля решений ФСФР России в отношении поднадзорных ФСФР России организаций, вынесенных в связи с допущенными ими нарушениями законодательства, отмененных судебными органами, по отношению к общему количеству таких решений | % от общего количества принятых решений | 1 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Перечень
основных мероприятий государственной программы "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра"
N п/п | Номер и наименование ведомственной целевой программы, основного мероприятия | Ответственный исполнитель | Срок | Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) | Последствия нереализации ведомственной целевой программы, основного мероприятия | Связь с показателями государственной программы (подпрограммы) | |
начала реализации | окончания реализации | ||||||
Подпрограмма "Нормативное правовое регулирование финансового рынка" | |||||||
1. | Основное мероприятие 1.1. Расширение спектра финансовых инструментов, развитие финансовой инфраструктуры и институтов финансовых рынков | Минфин России, Минэкономразвития России, ФСФР России | на постоянной основе | Обеспечение эффективности финансовой инфраструктуры, повышение емкости и прозрачности финансового рынка | Утрата конкурентных преимуществ и невозможность создания МФЦ | Характеризуется показателями 1-8 подпрограммы | |
2. | Основное мероприятие 1.2. Совершенствование государственного регулирования различных сегментов финансовых рынков | Минфин России, Минэкономразвития России, ФСФР России | на постоянной основе | Повышение устойчивости, транспарантности и ликвидности банковской системы, развитие отечественного страхового рынка и повышение его роли в экономике страны, повышение доступности финансовых услуг для населения | |||
3. | Основное мероприятие 1.3. Обеспечение сбалансированности, устойчивости, транспарентности в развитии российского финансового рынка | Минфин России, Минэкономразвития России, ФСФР России | на постоянной основе | ||||
4. | Основное мероприятие 1.4. Повышение конкурентоспособности и конкурентных преимуществ при формировании в России международного финансового центра | Минфин России, Минэкономразвития России, ФСФР России | на постоянной основе | Повышение конкурентоспособности международного финансового центра в рейтингах GFCI и IFCD Index | |||
Подпрограмма "Контроль и надзор на финансовом рынке" | |||||||
5. | Основное мероприятие 2.1. Совершенствование государственного контроля и надзора на финансовых рынках | ФСФР России | на постоянной основе | Осуществление комплексного мониторинга состояния финансового рынка, построение системы раннего предупреждения кризисных явлений | Утрата конкурентных преимуществ и невозможность создания МФЦ | Характеризуется показателями 2, 4 подпрограммы | |
6. | Основное мероприятие 2.2. Эффективное управление рисками на финансовых рынках и стимулирование развития данных рынков путем формирования системы пруденциального надзора на финансовом рынке | ФСФР России | на постоянной основе | Утрата конкурентных преимуществ и невозможность создания МФЦ | Характеризуется показателями 1, 3 подпрограммы |
Таблица 4