Правила надзора за воздушными резервуарами подвижного состава железных дорог Российской Федерации ЦТ-ЦВ-ЦП-581 стр. 2

5. Техническое освидетельствование может быть частичным или полным. Частичное техническое освидетельствование включает в себя проверку технической документации и наружный осмотр. Полное техническое освидетельствование включает в себя частичное техническое освидетельствование и демонтаж резервуара для проведения гидравлического испытания.
6. Решение о полном или частичном удалении защитного покрытия резервуара или его сохранении при проведении гидравлического испытания принимает ответственный исполнитель.
7. Техническое освидетельствование по пунктам 4 "а", 4 "б" может быть частичным или полным; по пунктам 4 "в", 4 "г" - только полным.
8. Первичное техническое освидетельствование резервуара по пункту 4 "а" включает проверки монтажа, оснащения его арматурой, измерительными приборами, предохранительными устройствами и соответствия сопроводительным эксплуатационным документам.
9. Проверка технической документации, являющейся частью работ по техническому освидетельствованию всех видов, должна состоять из проверки:
соответствия паспорту резервуара данных таблички изготовителя;
наличия инструкций, регламентов, технологических процессов, учетных документов (Приложения 2 и 3), необходимых для эксплуатации резервуаров и документирования (регистрации) в них процесса эксплуатации, технических освидетельствований и ремонтов.
10. Перед техническим освидетельствованием по пунктам 4 "а" - 4 "г" настоящих Правил необходимо ознакомиться с:
ранее сделанными записями в паспорте резервуара, книге формы 1 или карточке формы 2 (Приложение 2), журнале учета эксплуатации парка резервуаров ПС депо;
приказами о назначении лиц, ответственных за проведение технического надзора и ответственных за эксплуатацию резервуаров.
11. Резервуары при периодическом техническом освидетельствовании подвергаются:
частичному техническому освидетельствованию не реже одного раза в два года при очередных плановых ремонтах ПС;
полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в четыре года.
Полное техническое освидетельствование резервуаров приурочивают на подвижном составе к очередному ТР2, ТР3, КР1, КР2, на специальном подвижном составе - к ТР3, КР1, КР2, в том числе и тогда, когда до очередного полного освидетельствования остается менее полутора лет.
12. До начала осмотра резервуара необходимо проверить надежность отключения его от компрессора, отсутствие в нем давления и принять другие необходимые меры безопасности.
13. Задачей наружного осмотра является выявление визуальным способом механических и коррозионных повреждений корпуса резервуара.
Резервуары с вмятинами в количестве не более трех, с расположением их вне сварных швов и на расстоянии друг от друга, равном не менее 15% его диаметра и глубиной вмятины не более 5 мм, с коррозионными повреждениями не более 20% от общей поверхности резервуара, с глубиной до 10% от толщины стенки резервуара, допускаются к дальнейшей эксплуатации.
14. При периодическом освидетельствовании в соответствии с пунктом 4 "б" настоящих Правил главные воздушные резервуары подлежат обязательной пропарке с последующей промывкой горячей водой.
15. Гидравлическое испытание резервуаров проводится только при удовлетворительных результатах наружного осмотра и совмещается с ремонтами по пункту 11 настоящих Правил.
16. При заполнении резервуара водой воздух должен быть удален полностью.
Для гидравлического испытания должна применяться вода с температурой не ниже +5 °С и не выше +40 °С, если в технической документации на резервуар нет других указаний.
По согласованию с изготовителем вместо воды может быть использована другая жидкость.
17. Давление при испытании должно контролироваться двумя манометрами. Манометры должны быть одного типа, одинакового класса точности, диапазона измерения и цены деления.
Давление испытания принимается равным рабочему плюс 0,5 МПа (5 кгс/кв. см), а время испытания резервуаров - не менее 10 мин., при испытании запасных резервуаров грузовых, рефрижераторных и пассажирских вагонов дополнительно учитывать требования Инструкции ЦВ-ЦЛ-292 с регистрацией результатов в книге формы 5 (Приложение 2).
18. Результаты гидравлического испытания признаются удовлетворительными, если не обнаружено:
течи, трещин в основном металле и сварочных соединениях;
падения давления по манометру за время, необходимое для выполнения контрольной операции.

III. Метрологическое обеспечение технического надзора за эксплуатацией резервуаров

19. Техническая документация на испытание, техническое освидетельствование и ремонт резервуаров подлежит обязательной метрологической экспертизе, организация и порядок проведения которой должны соответствовать требованиям РД 32.73.
20. Все средства измерений, применяемые при испытании, техническом освидетельствовании и ремонте резервуаров должны быть пригодными к применению и иметь действующие оттиски калибровочных (поверительных) клейм.
Оттиски калибровочных (поверительных) клейм, нанесенные непосредственно на средства измерений или на эксплуатационные документы (паспорта, формуляры) должны соответствовать требованиям, предусмотренным нормативными документами по калибровке (поверке) средств измерений:
ПР РСК 002 - в российской системе калибровки,
ПР 50.2.007 - в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора.
21. Контроль геометрических параметров резервуаров, отклонений форм и расположения поверхностей его элементов, а также все виды других измерений проводятся в соответствии с методиками выполнения измерений, разработанными и аттестованными в соответствии с ГОСТ Р 8.563.
22. Аттестация испытательного оборудования для проведения гидравлических испытаний резервуаров, пружин предохранительных клапанов резервуаров должна проводиться по методикам аттестации, разработанным с учетом положений и требований ГОСТ 24555 и РД 32.26. Гидравлические испытания и все виды других испытаний, предусмотренные настоящими Правилами, проводят в соответствии с методиками испытаний, аттестованными в установленном порядке.
23. Для контроля давления в резервуарах применяются деформационные манометры избыточного давления. Диапазон измерений манометра должен быть равен диапазону его показаний.
Верхний предел измерений манометра выбирается таким образом, чтобы отметка рабочего значения давления находилась в конце второй трети диапазона показаний манометра.
24. Класс точности манометров должен быть не ниже 1,5, а диаметр или размер лицевой панели их корпусов - не менее 100 мм. Класс точности манометров устанавливается разработчиком пневмосистемы, в которой эксплуатируются резервуары, в зависимости от допусков на контролируемые значения давлений, погрешностей измерений и месторасположения манометров относительно лица, наблюдающего за его показаниями.
25. Монтаж, рабочее положение, эксплуатация и техническое обслуживание манометров должны соответствовать требованиям эксплуатационной документации на конкретные типы манометров. Манометры тормозной магистрали электровозов и тепловозов должны устанавливаться с учетом требований ГОСТ 12.2.056.
26. Все манометры, предназначенные для контроля давления в резервуарах подвижного состава, подлежат калибровке, проводимой в соответствии с методикой калибровки, разработанной с учетом требований МИ 2124 с периодичностью:
один раз в год со снятием, разборкой и ремонтом;
независимо от срока эксплуатации каждый раз при возникновении сомнений в правильности его показаний.
27. Калибровка манометров проводится подразделениями метрологических служб железнодорожного транспорта, аккредитованные в железнодорожной системе калибровки на право проведения калибровочных работ в соответствии с требованиями нормативных документов РД 32.42 и РД 32.75.
Разрешается калибровка манометров метрологическими службами юридических лиц, аккредитованными в Российской системе калибровки.
28. Лица, проводящие калибровку манометров в железнодорожной системе калибровки, должны иметь квалификацию калибровщика теплотехнических средств измерений и разряд слесаря КИП не ниже пятого. Допускается проведение ремонта и калибровки манометров одним лицом.
29. На манометры, признанные по результатам калибровки пригодными к применению, наносится оттиск калибровочного клейма установленной формы. Допускается оттиск калибровочного клейма наносить на эксплуатационную документацию. Результаты калибровки манометров должны быть занесены в книгу регистрации формы 3 (Приложение 2).
30. Эталоны, применяемые при калибровке манометров, подлежат поверке в территориальных органах Госстандарта России.
31. Манометры не допускаются к применению в случаях:
отсутствия оттиска калибровочного клейма;
неправильного показания;