Правила надзора за воздушными резервуарами подвижного состава железных дорог Российской Федерации ЦТ-ЦВ-ЦП-581 стр. 4

соблюдение технологических требований при ремонте, осмотре, проверке, испытаниях и установке предохранительных клапанов, резервуаров, манометров, наличие приспособлений и оснастки для этих работ, соблюдение сроков их проведения, ведение технической документации по надзору и эксплуатации.
Результаты инспекционного контроля должны оформляться по форме Приложения 5.
42. Технические руководители локомотиво- и вагоноремонтных заводов, заводов и предприятий путевого хозяйства, ремонтирующих специальный подвижной состав, осуществляют:
а) техническое освидетельствование резервуаров подвижного состава;
б) выполнение мероприятий по обеспечению безопасности эксплуатации, предупреждению аварий и надзору за состоянием резервуаров;
в) надзор за содержанием в исправности арматуры и контрольно-измерительных приборов, за соблюдением правил и сроков их калибровки (поверки);
г) ведение технической документации по надзору.
43. Исполнителям, перечисленным в пункте 39, вручается должностная инструкционная карточка с указанием должностных обязанностей по техническому надзору за резервуарами и порядка их выполнения.
44. Ответственность за ведение учета и отчетности по надзору за резервуарами возлагается на руководителей локомотивных, вагонных депо, предприятий путевого хозяйства и других предприятий федерального железнодорожного транспорта, а на ремонтных заводах - на их технических руководителей.

V. Расследование повреждений и аварий резервуаров при эксплуатации и испытаниях

45. О каждом случае аварии резервуара начальник депо или должностное лицо, исполняющее его обязанности, должен по телеграфу или факсимильной связи уведомить соответствующий департамент МПС России, управление железной дороги, дорожного ревизора по безопасности движения, дорожного инспектора котлонадзора по локомотивам, моторвагонному подвижному составу и вагонам.
46. Для расследования причин аварии организуется комиссия в составе начальника железной дороги или его заместителя, начальника отделения железной дороги или его заместителя, начальника причастной службы, дорожного инспектора котлонадзора по локомотивам и моторвагонному подвижному составу и помощника дорожного ревизора по безопасности движения, а также представителя предприятия, выполнявшего последнее техническое освидетельствование.
47. Все случаи повреждения резервуаров при их эксплуатации или гидравлическом испытании, не вызвавшие прямого разрушения, но повлекшие за собой значительные деформации, должны обязательно регистрироваться в учетных документах резервуаров (Приложения 2 и 3) должностными лицами из числа перечисленных в пункте 39 с оформлением актов, которые направляют в соответствующий департамент МПС России (локомотивного и вагонного хозяйств, пассажирских сообщений, пути и сооружений), а также в Департамент по безопасности движения и экологии.

VI. Документирование технических освидетельствований и испытаний

48. Все резервуары подвижного и специального подвижного состава должны быть зарегистрированы в Сводном журнале воздушных резервуаров парка подвижного состава, находящегося на балансе предприятия (Приложение 3). В журнале фиксируются все работы, позволяющие судить о предшествующем жизненном цикле резервуара.
49. Для каждого главного воздушного резервуара и резервуаров пневматического оборудования на подвижном составе должна быть составлена книга формы 1 (Приложение 2).
Для резервуаров пневматического оборудования специального подвижного состава заводится паспорт резервуара.
Книга формы 1 и паспорт резервуара (Приложение 6), работающего под давлением, должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью эксплуатирующего предприятия.
На запасный резервуар должна оформляться карточка формы 2 (Приложение 2).
50. Книга формы 1, паспорт, карточка формы 2, сводный журнал должны храниться на предприятии приписки транспортного средства в месте, обеспечивающем их сохранность. Учет и хранение документации должно соответствовать требованиям, изложенным в ГОСТ 2.501.
При передаче локомотива или вагона с одной железной дороги на другую или в другую организацию одновременно передаются и документы, перечисленные в пункте 49 с указанием об этом в сводном журнале.
51. В случае утери книги, паспорта или карточки составляется акт и на основании имеющихся документов и данных таблички с указанием в ней паспортных данных, оттисков клейм изготовителя на резервуаре и другого заводится новая книга (дубликат) с надписью на заглавном листе: "Дубликат взамен утерянной". Акт высылается в соответствующую службу железной дороги.
52. Основные данные о резервуарах, технические освидетельствования и проведенные испытания фиксируются в сводном журнале, в книге формы 1, карточке формы 2 или паспорте и заверяются подписью только должностных лиц, указанных в пункте 38.
В случае отсутствия упомянутой выше документации никакие виды контроля и ремонта проводить не допускается.
53. Первичное заполнение технической документации на резервуар должно быть проведено изготовителем.
54. Проведение гидравлического испытания главного резервуара фиксируется на резервуаре в соответствии с разделом 8 ОСТ 32.48, при этом предыдущая надпись закрашивается.

Приложение 1 Рекомендуемые требования к конструкции резервуаров

Приложение 1
к Правилам надзора
за воздушными резервуарами
подвижного состава железных
дорог Российской Федерации
от 4 августа 1998 г. N ЦТ-ЦВ-ЦП-581
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ РЕЗЕРВУАРОВ

I. Общие положения

1. Конструкция резервуара должна обеспечивать надежность и безопасность эксплуатации в течение назначенного срока службы и предусматривать возможность проведения технического освидетельствования, очистки, промывки, полного опорожнения, ремонта.
2. Если конструкция резервуара или условия его монтажа и подключения не позволяют провести наружный осмотр или гидравлическое испытание при техническом освидетельствовании, то разработчик должен в технической документации изложить методику, периодичность и объем контроля резервуара, выполнение которых обеспечит своевременное выявление и устранение дефектов.
3. Основные параметры, размеры, требования к расчету, изготовлению, испытанию, приемке, маркировке, упаковке, транспортированию и хранению резервуаров по ГОСТ 1561, ОСТ 32.48.
При необходимости разработки резервуаров, требования к которым не регламентируются указанными нормативными документами, конструкцию, метод расчета, применяемые материалы для таких резервуаров разработчик должен согласовывать с соответствующей организацией из приведенного в пункте 24 настоящего Приложения.

II. Материалы

4. Сталь листовая, сортовая, трубы, поковки, отливки стальные, крепежные изделия, сварочные материалы (далее - материалы), применяемые для ремонта резервуаров, должны обеспечивать их надежную работу в течение расчетного срока службы с учетом заданных условий эксплуатации.
5. Для изготовления, монтажа и ремонта резервуаров и их элементов должны применяться материалы по ГОСТ 1561, ОСТ 32.48.
Качество и характеристики материалов должны подтверждаться соответствующими сертификатами предприятий-поставщиков.
6. В технико-экономически обоснованных случаях допускается замена материалов, приведенных в пункте 5 настоящего Приложения, при ремонте на указанные в приложениях 2 - 10 ОСТ 26.291 или другие, что должно быть согласовано с соответствующей организацией.

III. Сварные соединения

7. Сварочные материалы, флюсы, защитные газы, электроды с покрытием должны удовлетворять техническим требованиям на изготовление и ремонт данного резервуара, соответствующим положениям Инструкции ЦТ/336.
8. Условия хранения и подготовка к использованию сварочных материалов должны соответствовать требованиям нормативных документов на сварку. Сварочные материалы должны контролироваться на сварочно-технологические свойства:
- каждая партия электродов согласно ГОСТ 9466;
- каждая партия порошковой проволоки согласно ГОСТ 26271.
Каждая бухта легированной сварочной проволоки должна контролироваться на наличие основных легирующих элементов, регламентированных ГОСТ 2246.